Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
элективный курс
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Дедовска
«ДШИ для обучающихся с ОВЗ»
Рассмотрено методическим объединением учителей начального звена _________Кириллова О.Н. Протокол №_________ 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Голунова Н.А. Протокол №_________ 2019г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ» г. Дедовска ___________Емельянов А.М. Приказ №_________ 2019 |
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Составитель: учитель
Петрова О.В
г. Дедовск, 2019-2020 уч. год
Содержание
Методические рекомендации.........................................................................
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………..
Список литературы (информационных источников)
Нормативно-правовые акты, международные соглашения и другие документы:
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Проблему адаптации сложно переоценить, начиная с младшего школьного возраста. У ребенка происходит смена образа и стиля жизни, появляется новая социальная роль ученика и определенный статус, меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы и ценности жизни, весь уклад жизни. Для того чтобы ребенок был максимально социализирован, требуются дополнительные усилия со стороны родителей и педагогов.
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация рассматривается и как составная часть социализации, и как ее механизм. Важную роль в формировании самостоятельности и автономии в решении повседневных, бытовых задач играет социально-бытовая адаптация. Развитие социальных компетенций направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей, имеющих различные отклонения в развитии.
Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с детским церебральным параличом, аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право детей-инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья отрицательно влияет на качество их подготовки к самостоятельной жизни и успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни -важная задача образовательного учреждения. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно – страдают социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могу приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.
Данной программой предусмотрено, что параллельно с формированием социально-бытовых представлений и навыков, ребята (посещающие какое-либо образовательное учреждение или обучающиеся на дому) получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции. Особое внимание уделяется выработке социальных форм поведения, навыков самообслуживания.
Важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Воспитательно-образовательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций.
Процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности. Совершенно очевидно, что адекватность поведения и приспособленность такого ребенка к жизни определяются в значительной степени состоянием его моторики, речи, уровнем знаний и умений. Таким образом, процессы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно связаны между собой.
Организация образовательного процесса
Обучение – индивидуальное. Процесс обучения допускает организацию парных или групповых занятий для 3-4 человек. Это необходимо для повышения уровня коммуникабельности и организованности детей с ограниченными возможностями здоровья; получения опыта самостоятельных действий в общении со сверстниками и формирования умения работать в группе, что способствует развитию межличностных отношений. Но необходимо учитывать, что состав детей по разнообразию нарушений, их сочетаний и степени выраженности весьма сложен и неоднороден. Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития. Все это осложняет вопрос комплектования групп и организации групповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стремиться к относительной однородности состава группы, которая дает возможность эффективнее проводить педагогическую работу с детьми позволяя предъявлять к ним при условии индивидуального подхода некие единые требования. Но стремиться к созданию детского коллектива на занятиях необходимо, т.к. его роль в любом реабилитационном центре весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети (особенно с двигательными нарушениями) на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.
При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую. Как показывает практика работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут.
Образовательная часть занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно-развивающим методикам. На занятиях используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности.
Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры-имитации ситуаций из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.
При планировании работы на занятии необходимо включать материал из личного опыта детей; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.
Программа составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, структуры и степени выраженности дефекта.
На вводном занятии проводится собеседование, которое позволяет не только осуществить входной контроль, но и оптимально построить процесс обучения с учетом возрастных особенностей и уровня развития ребенка. Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей определяются направления коррекционного воздействия.
Программа вариативна, время освоения содержания каждой темы строго индивидуально и зависит от уровня развития ребенка, а также целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Занятия проводятся в специальном кабинете, где в достаточном количестве имеются натуральные предметы обихода или их образцы. Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички и т.п.
Занятия проходят в форме учебных занятий, дидактических игр, виртуальных экскурсий, многократных повторений. На занятиях, благодаря специально созданным ситуациям, дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого используются сюжетно-ролевые игры. Путем многократных упражнений, в результате систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
При этом следует как можно более использовать характерную для детей с ограниченными возможностями здоровья способность к подражанию.
Чтобы игры носили организованный характер, ими необходимо руководить на всех этапах обучения. В зависимости от возраста и особенностей детей меняется степень руководства игрой. В начале обучения руководство осуществляется во многих случаях в форме сопряженной деятельности и совместных действий, в дальнейшем, в дальнейшем – в форме советов, помощи и т.д.
Пояснительная записка
Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В нашей школе разработаны адаптированные программы, по которым обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и дети – инвалиды: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее АООП вариант №1, АООП вариант №2,специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР). Программа рассчитана на 68 часов, включая 2 часа резервного времени. В содержании программы элективного курса рассматриваются вопросы, связанные с готовностью взаимодействовать с окружающими на равных, уметь продуктивно общаться с людьми; развития навыков самостоятельности, расширять знания об окружающей среде, самостоятельно выполнять простые инструкции, практически применять полученные знания, корректировать поведенческие особенности обучающихся.
Цель элективного курса: успешно осуществлять обучение и развитие социально – бытовых навыков через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Развитие социальных компетенций, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме детей с ОВЗ.
Задачи элективного курса:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.).
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
Метапредметные результаты:
Регулятивные: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; приобретения навыка саморегуляции.
Познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на игровые ситуации;
способность удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.;
подражать действиям, выполняемые педагогом.
Оценка результатов освоения курса
Мониторинг освоения программы включает в себя:
систему тестов;
педагогическое наблюдение;
карта мониторинга индивидуальной программы развития.
Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).
Виды контроля:
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговые занятия;
- самостоятельное выполнение задания;
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
| |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
|
2. Активное участие. действие выполняется ребѐнком: |
|
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
Материально-техническое обеспечение
Технологии, используемые в обучении:
- индивидуализация обучения;
- игровые технологии»;
- информационно-компьютерные технологии;
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Для реализации программы предмета материально - техническое обеспечение включает: специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками. Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; кукла, модели животных, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог применяет ноутбук.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, конструкторы, мячи, кубики, пирамидки и др.
Выбор средств наглядности и оборудования осуществляется в зависимости от тематики занятий, материально-технического обеспечения кабинета и природного окружения образовательной организации.
Тематическое планирование
Содержание элективного курса ««Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с обувью и одеждой», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: идентификация себя как личность, распознавание родственников, определение своей роли в семье.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Список использованной литературы
1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.
2.Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
4. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.
5. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.
6. Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.
7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
8. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 1983. – 104с.
9. Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. – с74 Волгоград: Учитель, 2012. – 137 с.
10. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.
11.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.
12.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. 395 с.
13.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. – М.. 1970. – 140 с.
14.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 445, [1] с. – (Высшее образование).
15.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.
16.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
17.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.
18.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 312 с. (Метод. биб-ка).
19.https://festival.1september.ru/articles/581107/
21.http://clp.pskov.ru/dokument yi-tslp-fgos
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...
Интегрированное открытое занятие по образовательным областям для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в сценарии занятия...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)...
Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.
Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)
Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...
Технологическая карта урока по Адаптивной физической культуре "Бадминтон "10 кл. для детей с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)
Технологическая карта урока по Адаптивной физической культуре "Бадминтон" 10 кл. для детей с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант) с презентацией...