Программа элективного курса (модуля) «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»
элективный курс

Петрова Ольга Владимировна

Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные  программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Дедовска

«ДШИ для обучающихся с ОВЗ»

Рассмотрено

методическим объединением учителей начального звена

_________Кириллова О.Н.

Протокол №_________

                 2019 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______ Голунова Н.А.

Протокол №_________

2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ДШИ для обучающихся с ОВЗ» г. Дедовска

___________Емельянов А.М.

Приказ №_________

2019

Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Составитель: учитель

Петрова О.В

г. Дедовск, 2019-2020 уч. год

Содержание

Методические рекомендации.........................................................................

Пояснительная записка        …………………………………………………………………………………..

Учебно-тематический план        

Содержание курса        

Список литературы (информационных источников)        

Основная литература        

Дополнительная литература        

Интернет ресурсы        

Нормативно-правовые акты, международные соглашения и другие документы:        

Методические рекомендации

Пояснительная записка

Проблему адаптации сложно переоценить, начиная с младшего школьного возраста. У ребенка происходит смена образа и стиля жизни, появляется новая социальная роль ученика и определенный статус, меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются интересы и ценности жизни, весь уклад жизни. Для того чтобы ребенок был максимально социализирован, требуются дополнительные усилия со стороны родителей и педагогов.

Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация рассматривается и как составная часть социализации, и как ее механизм. Важную роль в формировании самостоятельности и автономии в решении повседневных, бытовых задач играет социально-бытовая адаптация. Развитие социальных компетенций направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей, имеющих различные отклонения в развитии.

Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с детским церебральным параличом, аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено право детей-инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья отрицательно влияет на качество их подготовки к самостоятельной жизни и успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни -важная задача образовательного учреждения. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно – страдают социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могу приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.

Данной программой предусмотрено, что параллельно с формированием социально-бытовых представлений и навыков, ребята (посещающие какое-либо образовательное учреждение или обучающиеся на дому) получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции. Особое внимание уделяется выработке социальных форм поведения, навыков самообслуживания.

Важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Воспитательно-образовательный процесс, который имеет целью формирование системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций.

Процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности. Совершенно очевидно, что адекватность поведения и приспособленность такого ребенка к жизни определяются в значительной степени состоянием его моторики, речи, уровнем знаний и умений. Таким образом, процессы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям тесно связаны между собой.

Организация образовательного процесса

Обучение – индивидуальное. Процесс обучения допускает организацию парных или групповых занятий для 3-4 человек. Это необходимо для повышения уровня коммуникабельности и организованности детей с ограниченными возможностями здоровья; получения опыта самостоятельных действий в общении со сверстниками и формирования умения работать в группе, что способствует развитию межличностных отношений. Но необходимо учитывать, что состав детей по разнообразию нарушений, их сочетаний и степени выраженности весьма сложен и неоднороден. Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях развития. Все это осложняет вопрос комплектования групп и организации групповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стремиться к относительной однородности состава группы, которая дает возможность эффективнее проводить педагогическую работу с детьми позволяя предъявлять к ним при условии индивидуального подхода некие единые требования. Но стремиться к созданию детского коллектива на занятиях необходимо, т.к. его роль в любом реабилитационном центре весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети (особенно с двигательными нарушениями) на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.

При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую. Как показывает практика работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут.

Образовательная часть занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно-развивающим методикам. На занятиях используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности.

Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры-имитации ситуаций из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

При планировании работы на занятии необходимо включать материал из личного опыта детей; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Программа составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, структуры и степени выраженности дефекта.

На вводном занятии проводится собеседование, которое позволяет не только осуществить входной контроль, но и оптимально построить процесс обучения с учетом возрастных особенностей и уровня развития ребенка. Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и интеллектуальных особенностей определяются направления коррекционного воздействия.

Программа вариативна, время освоения содержания каждой темы строго индивидуально и зависит от уровня развития ребенка, а также целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Занятия проводятся в специальном кабинете, где в достаточном количестве имеются натуральные предметы обихода или их образцы. Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные таблички и т.п.

Занятия проходят в форме учебных занятий, дидактических игр, виртуальных экскурсий, многократных повторений. На занятиях, благодаря специально созданным ситуациям, дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого используются сюжетно-ролевые игры. Путем многократных упражнений, в результате систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

При этом следует как можно более использовать характерную для детей с ограниченными возможностями здоровья способность к подражанию.

Чтобы игры носили организованный характер, ими необходимо руководить на всех этапах обучения. В зависимости от возраста и особенностей детей меняется степень руководства игрой. В начале обучения руководство осуществляется во многих случаях в форме сопряженной деятельности и совместных действий, в дальнейшем, в дальнейшем – в форме советов, помощи и т.д.

Пояснительная записка

Программа элективного курса (модуля)  «Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития» (далее ТМНР) предназначена для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные  программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В нашей школе разработаны  адаптированные программы, по которым обучаются дети с  ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и дети – инвалиды: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее АООП вариант №1, АООП вариант №2,специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР). Программа рассчитана на 68 часов, включая 2 часа резервного времени. В содержании программы элективного курса рассматриваются вопросы,  связанные с  готовностью  взаимодействовать с окружающими на равных, уметь  продуктивно общаться с людьми; развития навыков самостоятельности, расширять знания об окружающей среде, самостоятельно выполнять простые инструкции, практически применять полученные знания, корректировать поведенческие особенности обучающихся.

Цель элективного курса: успешно осуществлять обучение и развитие социально – бытовых навыков через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Развитие социальных компетенций, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме детей с ОВЗ.

Задачи элективного курса:

1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.

5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.

6.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша).

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.).

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; приобретения навыка саморегуляции.

Познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на игровые ситуации;

способность удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.;

подражать действиям, выполняемые педагогом.

Оценка результатов освоения курса

 Мониторинг освоения программы включает в себя:

систему тестов;

педагогическое наблюдение;

карта мониторинга индивидуальной программы развития.

Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).

Виды контроля:

При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Формы подведения итогов реализации программы:

- итоговые занятия;

- самостоятельное выполнение задания;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

 

 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

 

1. Пассивное участие / соучастие.   

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

 

 

2. Активное участие. 

действие выполняется ребѐнком:

 

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- по подражанию или по образцу  

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно  

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

 

- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)  

п

- самостоятельное использование  

+

Материально-техническое обеспечение

Технологии, используемые в обучении:

  • индивидуализация обучения;
  • игровые технологии»;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

Для реализации программы предмета  материально - техническое обеспечение включает: специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Стеллажи для наглядных пособий, зеркала настенные и индивидуальные, столы, стулья с подлокотниками, подножками. Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; кукла, модели животных, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог применяет ноутбук.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, конструкторы, мячи, кубики, пирамидки и др.

Выбор средств наглядности и оборудования осуществляется в зависимости от тематики занятий,  материально-технического обеспечения кабинета и природного окружения образовательной организации.

Тематическое планирование

П/П

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I триместр

II

триместр

III

триместр

Гигиена тела

1.

Выполнение отдельных действий при мытье рук: открывание крана.

1

2.

Удержание рук под струей воды.

1

3.

Намачивание рук.

1

4.

Намыливание рук.

1

5.

Смывание мыла с рук.

1

6.

Закрывание крана.

1

7.

Вытирание рук.

1

8.

Выполнение всего комплекса действий.

1

9.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица  (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды)

1

10.

 Набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

1

11.

Выполнение всего комплекса действий при мытье и вытирании лица.

2

Туалет.

1.

Соблюдение правил при посещении туалета.

1

2.

Сообщение о желании сходить в туалет.

1

3.

Сидение на унитазе и оправление малой (большой) нужды

1

4.

Пользование туалетной бумагой

1

5.

Соблюдение последовательности действий в туалете .

2

Приём пищи.

1.

Сообщение о желании пить

1

2.

Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол)

1

3.

Наливание жидкости в кружку.

1

4.

Сообщение о желании есть.

1

5.

 Еда руками.

1

6.

Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку)

1

7.

Еда вилкой (захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие с вилки губами кусочка пищи, опускание вилки в тарелку)

1

8.

Использование салфетки во время приема пищи.

1

9.

Накладывание пищи в тарелку.

1

Обращение с одеждой и обувью.

1.

Узнавание (различение) предметов одежды. 

2

2.

Знание назначения предметов одежды.

1

3.

Узнавание (различение) предметов обуви.

2

4.

Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)

1

5.

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

2

6.

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.

2

7.

Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)

2

8.

Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты) 

2

9.

Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка)

2

10.

Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог)

2

11.

Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка) 

2

12.

Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк) 

2

13.

Обувание обуви.

2

14

Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды.

2

15.

 Контроль своего внешнего вида

2

16.

Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.

2

17.

Выворачивание одежды.

1

Представления о себе.

1.

 Называние (показывание) своего имени и фамилии.

2

2.

Называние (показывание) своего возраста (даты рождения).

2

3.

Идентификация себя как мальчика (девочки)

1

4.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.

1

5.

 Узнавание (различение) членов семьи

2

6.

Определение своей социальной роли в семье 

2

Содержание элективного курса ««Развитие социальных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с обувью и одеждой», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: идентификация себя как личность, распознавание родственников, определение своей роли в семье.

Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.

Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

Список использованной литературы

 1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград:   Учитель, 2013. – 111с.

2.Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.

3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.

4. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.

5. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.

6. Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.

7. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

8. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 1983. – 104с.

9. Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. – с74 Волгоград: Учитель, 2012. – 137 с.

10. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.

11.Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.

12.Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. 395 с.

13.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. – М.. 1970. – 140 с.

14.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 445, [1] с. – (Высшее образование).

15.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.

16.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

17.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.

18.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 312 с. (Метод. биб-ка).

19.https://festival.1september.ru/articles/581107/

20.http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu/ (

21.http://clp.pskov.ru/dokument yi-tslp-fgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СЕМЬИ, КАК ОСНОВНОГО УСЛОВИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Из опыта работы педагога дефектолога о формировании адекватной позиции семьи как основного условия последующей социализации ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Интегрированное открытое занятие по образовательным областям для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в сценарии занятия...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ  (ТМНР) И РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития (в. 6.4)

Важнейшей особенностью курса «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяже...

Технологическая карта урока по Адаптивной физической культуре "Бадминтон "10 кл. для детей с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант)

Технологическая карта урока по Адаптивной физической культуре "Бадминтон" 10 кл. для детей с нарушениями интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития (2 вариант) с презентацией...