Программа по работе с родителями
статья на тему
Родители являются первым примером для своих детей, в Вас хотят находить они лучшие человеческие качества.
Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны.
Уважайте личность ребёнка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rabote_s_roditelyami_v_nachalnoy_shkole_na_4_goda.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по работе с родителями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Родители являются первым примером для своих детей, в Вас хотят находить они лучшие человеческие качества.
Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны.
Уважайте личность ребёнка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.
Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живёт семья.
Способствуйте развитию у Вашего ребёнка гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения.
Готовьте Вашего ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в общественной жизни школы.
Приучайте детей к здоровому режиму дня, рациональному питанию; добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.
Образование определяет потенциал общественного развития, открывает возможности самореализации каждого человека. Ученики вместе с родителями и учителем идут вперёд. Ребятам помогают ум, талант, упорство, вера в свои силы, мастерство педагога и любовь родителей. Очень важно сделать родителей помощниками.
ЦЕЛЬ: совместное обучение и воспитание детей при установлении взаимоотношений между семьёй и школой.
ЗАДАЧИ:
- установить единство стремлений, взглядов в воспитательном процессе;
- выработать общие цели, пути достижения намеченных результатов;
- помочь лучше узнать ребёнка;
- организовать и найти наиболее эффективные способы педагогического просвещения.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы общение с родительским коллективом было полезным, а взаимодействие эффективным. Только в этом случае эпоха детства может быть наполнена светом, добром и теплом.
В содержание сотрудничества классного руководителя с родителями я включаю три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе и в школе.
Правила классного руководителя по проведению родительских собраний:
- В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
- Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
- Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное.
- Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Успех любого родительского собрания заключается в том, что родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опросом, анкетированием, рефлексией, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. В конце родительского собрания обязательно делаются выводы, даются рекомендации классным руководителем либо специалистами.
Тематика родительских собраний определяется мною на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника», для родителей второклассника: «Нормы оценки. Моя первая отметка», «Воспитание здорового ребенка», «Итоги уходящего года». Родительские собрания в классном коллективе проходят 4 - 5 раз в год и 2 раза в год общешкольные родительские собрания
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков).
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.
Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
месяц | содержание |
сентябрь | Встреча родителей с классным руководителем, определение кандидатур для работы в родительском комитете класса и школы. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год. Изучение вопроса организации питании. |
Октябрь | Знакомство с Законом об образовании. УУД по ФГОС НОО. |
Ноябрь | Посещение занятий дополнительного образования с целью изучения результативности участия в занятиях Совместное посещение экскурсионной программы. |
Декабрь | Подготовка сценария празднования Нового года. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся. |
Январь | Определение неотложных задач на 2 полугодие. Встреча родителей с медработником по итогам различных прививок. |
Февраль | Родительская конференция «Какой отец нужен ребёнку». Помощь в организации проектной деятельности. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. |
Март | Анализ отношений семьи к ведению тетрадей и отношению к учебникам. Подготовка праздника 8 Марта |
Апрель | Индивидуальные консультации для родителей от психолога. Встреча с учителями, преподающими в классе. |
Май | Участие родителей в ремонтных работах по кабинету, в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. |
ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ, ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ПРОГРАММА «УЧЕНИЕ»
Сентябрь | Консультации для родителей «Как нужно проверять выполнение домашнего задания у учеников младшего школьного возраста». |
В течение учебного года | Совместно с учителем создать группу взаимопомощи по отдельным предметам. |
Систематически | Посещение уроков для правильного руководства процессом выполнения домашнего задания. |
Октябрь | Консультация с учителями иностранного языка «Как ребятам правильно готовить домашнее задание по ин. языку?» |
В течение учебного года | Доверительный разговор с учителем «Даю шанс …» |
По итогам триместра | Родительское собрание «Мы – единомышленники» (итоги успеваемости). |
ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ»
В начале учебного года | Подготовить совместно с медработником рекомендации для учащихся «Мой режим дня». |
Ноябрь | Педагогическая консультация для родителей «Духовная жизнь Вашего ребёнка. Вам бы хотелось об этом узнать?» |
декабрь | Родительское собрание «Это важно знать». Причины и последствия детской агрессии. |
В течение учебного года | Индивидуальные беседы с родителями о поощрениях и наказаниях детей в семье. Выработка совместных требований и правил. |
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1 класс.
№ 1. Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
№ 2. Трудности адаптации первоклассников к школе.
№ 3. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
№ 4. Родителям о внимании и внимательности.
№ 5. Жизнь ребенка и его успехи в школе. Кризис 7 лет.
№ 6. Перелистывая страницы учебного года. Праздник.
2 класс.
№ 1. Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…
№ 2. Не опоздайте с добротой.
№ 3. Причины и последствия детской агрессии.
№ 4. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка. Взаимосвязь работы с сельской и школьной библиотекой .
3 класс.
№ 1. Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.
№ 2. Мой ребёнок становится трудным.
№ 3. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
№ 4.Какой отец нужен ребёнку. Рекомендации.
4 класс.
№ 1. Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий.
№ 2. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника.
№ 3. Как устранить конфликты между детьми. Правила для родителей.
№ 4. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.
РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Влияние родительских установок на развитие детей.
Взаимоотношения в семье.
Десять советов отцам и матерям.
Содружество семьи и школы.
Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков.
Какого человека мы растим.
Как воспитать у детей интерес к чтению.
Личный пример родителей в воспитании детей.
Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания.
О здоровье – всерьёз. Правила здоровье сбережения.
Уважайте ребёнка.
Источники информации
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/10/10/rabota-s-roditelyami-po-vnedreniyu-fgos
http://www.uchportal.ru/load/120
http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/archruz/upload/about/roditeliplan.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Программа по работе с родителями в группе продлённого дня.
Программа по работе с родителями разработана на один учебный год....
Рабочая программа по работе с родителями "Навстречу друг другу"
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества....
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы
Программа антинаркотической работы с родителями детей начальной школы...
Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы"
Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы" разработана для работы с родителями учащихся начальной школы С(К)ОУ 8 вида...
ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ.
ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ....
Программа по работе с родителями "Сотрудничество"
Программа по работе с родителями разработана на 4 года....