Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по работе с родителями "Содружество семьи и начальной школы" разработана для работы с родителями учащихся начальной школы С(К)ОУ 8 вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Еманжелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Еткульского района, Челябинской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
«СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Составила:
Багаутдинова Тамара Павловна
учитель начальных классов
с. Еманжелинка 2011 г.
Сроки реализации программы: 4 года.
Пояснительная записка
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.
Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.
В настоящее время в российском обществе возрождается понимание того, что семья едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой. Очень часто школа и семья не могут осуществить тесный контакт со школой, им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс воспитания вовлечены родители учащихся.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую.
Взаимодействие родителей и школы должно начинаться с истоков, с начала обучения ребенка в школе. Большинство родителей первоклашек, второклашек и т.д. более восприимчивы к советам учителя, рекомендациям психолога, поэтому перед учителями начальных классов и всем специалистами, работающим с детьми в начальном звене обучения стоит ответственная задача по вовлечению родителей во внутришкольную жизнь и своевременному вооружению родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребенка на начальных этапах его жизни в школе и направить процесс воспитания своего ребенка на развитие социально-ориентированной личности .
Данная программа направлена на сотрудничество классного руководителя и родителей на начальном этапе обучения и воспитания, безболезненное вхождение ребенка в школьный мир, создание условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в доме «школа – семья». Данная программа призвана просвещать родителей по вопросам психологии и педагогики (составлению грамотной диагностики (предварительной, оперативной, итоговой); планированием коррекционной работы, т.е. оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций семейного воспитания); формировать у них понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу, к совместной реализации воспитательной проблемы, как одной из приоритетных задач, стоящих перед школой.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведётся по пяти направлениям:
- Изучение семей.
- Наглядно-информационное, психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Консультирование и собеседование.
- Совместная деятельность.
Цели программы. Вовлечение родителей класса в учебно-воспитательный процесс посредством изменения их статуса из наблюдателей в активных партнеров этого процесса. Повышение социально – психологической компетентности родителей.
Задачи:
- Изучить воспитательные возможности семей, с целью повышения их воспитательного потенциала.
- Оказывать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей.
- Вооружить родителей определенным минимумом педагогических знаний, оказывать помощь в организации педагогического образования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную деятельность.
- Научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение.
- Приобщить родителей к участию в жизни школы через внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания.
Основные направления реализации программы:
- Тесная взаимосвязь с родителями учащихся.
- Диагностика семьи, коррекция и развитие учащихся.
- Система тематических, творческих классных часов и внеклассных мероприятий с приглашением родителей.
- Проведение совместных праздников.
- Проведение нетрадиционных классных родительских собраний.
- Совместное разрешение педагогических ситуаций.
Перспективный план работы над программой.
- Изучение социального состава семей учащихся класса.
- Изучение проблем воспитания в семье.
- Посещение конфликтных и неблагополучных семей учащихся.
- Обучение родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, консультации.
- Привлечение родителей в работу классного родительского комитета.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление связи школа-семья.
- Укрепление внутрисемейных отношений.
- Создание приоритета родительского воспитания.
- Воспитание доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе.
Необходимая документация:
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Протоколы классных родительских собраний
- Форма уведомления родителей о неуспеваемости учащихся.
- Сведения об успеваемости и посещаемости учащихся для родителей.
- Темы классных собраний
- Анкеты для родителей, которые можно использовать в качестве инструмента для планирования работы на следующий год.
- Информация о неполных семьях.
- Информация о неблагополучных семьях.
Мероприятия и формы работы по реализации программы
№ пп | Направления | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Изучение | Анкетирование по различным вопросам. Наблюдение за семьями. Тестирование. Посещение семей учащихся | Классный руководитель | В течение всего времени (по необходимости) |
2 | Просвещение | Родительские собрания. Консультации. Индивидуальные беседы. | Классный руководитель | В течение всего года |
3 | Консультирование | Индивидуальные тематические консультации. Беседы. Консультации по запросу родителей. | Классный руководитель | В течение всего времени (по необходимости) |
4 | Совместная деятельность | Классные мероприятия. Спортивные праздники. | Классный руководитель | В течение всего времени. |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
План работы | Ответственные | Дата |
Организация целенаправленной работы с асоциальными семьями | Классный руководитель | Систематически |
Один раз в месяц посещать учащихся из неблагополучных семей на дому, наблюдать рост сознательного отношения к учебе, к классным общественным делам. | Классный руководитель | Систематически |
Усилить контроль за посещаемостью уроков трудными детьми из неблагополучных семей | Классный руководитель | Ежедневно |
В случае негативной реакции со стороны родителей классными руководителями обращаться за помощью к администрации школы, к сотрудниками ПДН. | Классный руководитель | По мере необходимости |
Повышать ответственность за явку родителей на классные родительские собрания | Классный руководитель | 1 раз в четверть |
Один раз в полугодие проводить анкетирование с родителями | Классный руководитель | 1 раз в полугодие |
Организовывать вызов в школу родителей, чьи дети допускают грубые нарушения норм поведения в школе. | Классный руководитель | По мере надобности. |
Систематически в трудных случаях привлекать общественность к воспитанию трудных детей. | Классный руководитель | Систематически . По мере необходимости. |
В целях сохранения здоровья школьников осуществлять контроль за соблюдением учебно-воспитательного режима в классе, следить за дозировкой домашних заданий, знакомить родителей с состоянием дел по этим вопросам. | Классный руководитель | Систематически |
ПЛАН РАБОТЫ НА 2011-2012 учебный года
№ пп | Мероприятия | Сроки |
1 2. 3. 4. 5. 6. | Родительский всеобуч Классные родительские собрания Составление социального паспорта класса Консультации Беседы Внеклассные мероприятия | 1 раз в четверть 1 раз в четверть октябрь, апрель по графику, по мере необходимости по графику, по мере необходимости согласно плану |
Темы педагогического всеобуча в первом классе
№ пп | Тема | Ответственный |
1. 2. 3. 4. | Правила общения родителей и ребенка. Практический разбор непредвиденных дорожных ситуаций. Практические советы: «Как помочь бросить курить?» Практический разбор ситуаций, связанных с воспитанием детей. | Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. |
Темы педагогического всеобуча во втором классе
№ пп | Тема | Ответственный |
1. 2. 3. 4. | Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы, в возрасте 8-9 лет. Конфликтные ситуации в семье и пути их разрешения. Как справиться с ложью ребенка? Формирование здорового образа жизни. Практическая отработка оздоровительных упражнений. | Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. |
Темы педагогического всеобуча в третьем классе
№ пп | Тема | Ответственный |
1. 2. 3. 4. | Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы, в возрасте 10-11 лет. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Права родителей, права ребенка. Общение ребенка в семье. Дефицит общения. | Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. |
Темы педагогического всеобуча в четвертом классе
№ пп | Тема | Ответственный |
1. 2. 3. 4. | Влияние семьи на становление личности ребенка. Влияние пьянства в семье на здоровье ребенка. Ответственность родителей за безопасность детей на дорогах. Правильное питание – залог здоровья вашего ребенка. | Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. Багаутдинова Т.П. |
Правила классного руководителя по проведению родительских собраний.
Первое правило.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Второе правило.
Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Третье правило.
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное.
Четвертое правило.
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Успех любого родительского собрания заключается в том, что родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опросом, анкетированием, рефлексией, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. В конце родительского собрания обязательно делаются выводы, даются рекомендации классным руководителем либо специалистами.
Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника», для родителей второклассника: « Нормы оценки. Моя первая отметка», «Воспитание здорового ребенка», «Итоги уходящего года». Родительские собрания в классном коллективе проходят 4 – 5 раз в год и 2 раза в год общешкольные родительские собрания.
Тематика родительских собраний.
Темы родительских собраний составляется с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).
№ пп | Тема | Цели |
1й класс | ||
1 | Первое организационное собрание | Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива. |
2 | Трудности адаптации первоклассника в школе | Познакомит родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе. |
3. | Различные стили воспитания детей | Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка. |
4. | Вредным привычкам скажем «НЕТ!» | Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения и раннего алкоголизма детей. Познакомить родителей со статистикой последствий курения и алкоголизма. Определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам. |
Родители, дети, дорога. | Привлечь внимание родителей к проблеме безопасного поведения детей на дороге. Предоставить родителям информацию о том, как помочь детям избежать критических ситуаций на дороге. Активизировать деятельность родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. | |
2й класс | ||
№ пп | Тема | Цели |
1 | О готовности ребенка к новому учебному году. Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед! | Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. |
2 | Первые школьные отметки. Как к ним относиться? | Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребёнку со стороны родителей. |
3 | «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» | Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. |
4. | Почему наши дети лгут? | Познакомить родителей с причинами лжи детей и способами её устранения. |
5. | Агрессия ребенка и ее причины | Сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях. |
6. | Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни | Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни. |
3 класс
№ пп | Тема | Цели |
1 | Трудовое участие ребенка в семье. | Познакомить родителей проблемами трудового воспитания младших школьников в семье и путями их решения. |
2 | Права ребенка – это права взрослого | Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. |
3 | Ребенок вышел на улицу | Профилактика правонарушений на дороге младшими школьниками, забота о жизни и здоровье детей. |
4. | Поощрения и наказания в воспитании ребенка. | Познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции. |
5. | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка | Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме. |
4 класс
№ пп | Тема | Цели |
1 | Семья – моя радость | Раскрыть важность семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей |
2 | Профилактика правонарушений, вредных привычек. Здоровый образ жизни. | Познакомить родителей с влиянием пьянства родителей на психику ребенка, его воспитание и становление личности, влиянии вредных привычек и «плохих продуктов» на здоровье . |
3 | Безопасность детей на проезжей части – забота взрослых. | Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. |
4. | Питание и здоровье наших детей | Дать информацию об основных принципах детского питания; раскрыть смысл понятия «режим питания», «рациональное питание», «кулинарно-технологическая обработка»; показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей; дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания |
5. | Нравственный микроклимат в семье и воспитанность ребенка | Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности; познакомить с основными составляющим воспитанности; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/19/picture-6297.jpg)
Рабочая программа для 1 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
В рабочую программу входят пояснительные записки,содержание программ и тематическое планирование по предметам: обучение грамоте( русский язык литературное чтение,математика, окружающий мир,физическая ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/05/picture-6599.gif)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания, Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-5123-1440334247.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс разработана на основе примерной программы по литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/13/picture-463967-1405249777.jpg)
Рабочая программа по технологии для 2 класса система «Начальная школа 21 века» учителя начальных классов Осокиной Елены Николаевны 2013-2014уч.год
Рабочая программапо технологиидля 2 класса система «Начальная школа 21 века»учителя начальных классовОсокиной Елены Николаевны2013-2014уч.год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-342063-1428222883.jpg)
Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....
Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107946-1548492796.jpg)
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Моя семья" в начальных классах
Цель программы:способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуаль...