Программа по работе с родителями "Сотрудничество"
статья по теме
Программа по работе с родителями разработана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
|
ПРОГРАММА
по работе с родителями
«СОТРУДНИЧЕСТВО»
предназначена для работы
с родителями (законными представителями)
учащихся 1 – 4 классов
Срок реализации: 4 года Составитель: Кашицына И.Ф., учитель начальных классов
|
г.Когалым
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия классного руководителя и родителей, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Цель: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.
Задачи:
1. Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2. Изучение воспитательных возможностей семей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Нормативно-правовая основа программы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
- Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
- Нормативно-правовая база школы.
Организация работы с родителями
- творческие встречи
- круглые столы
- практикумы
- психолого-педагогический лекторий
- индивидуальные консультации
- совместные праздники
- родительские собрания
- дискуссии
- диспуты
Принципы в работе:
- управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
- воспитание личности, прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми, общение и деятельность детей, их семей и учителей;
- внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя (законного представителя) при организации совместной деятельности.
Режим работы с родителями обучающихся
1. Тематические родительские собрания—2 раза в год.
2. Рабочие родительские собрания—4 раза в год (в конце четверти).
3. Консультации для родителей—в течение года.
Темы родительских собраний составляются с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).
Данная тематика составлена с учетом темы по воспитательной работе учителя на 4 года обучения к программе воспитательной работы "Школа вежливых наук".
Содержание программы
1 класс
- Микроклимат в семье.
- Творческая встреча «Моя семья – моё богатство»
- Общение родителей и детей. Тест «Роль родителей»
- Что такое разумная требовательность?
- Первые шаги самовоспитания.
- Как обнаружить таланты у ребенка?
- Как примирить «хочу» и «надо»? (о воспитании ответственности и разумных потребностей)
- Бумеранг наших недомолвок.
- Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка»
- Поощрения и наказание в воспитании детей
- Ты бойся словом детский мир разрушить.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Консультации психолога.
План работы с родителями
Дата | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Консультации для родителей. | Организационное родительское собрание. | ||
Октябрь | Заседание родительского комитета. | Индивидуальные консультации для родителей. Тема: «Микроклимат в семье». | Творческая встреча «Моя семья - моё богатство» | |
Ноябрь | Родительское собрание. Тема: «Общение родителей и детей» Тест «Роль родителей» | Консультация психолога | ||
Декабрь | Заседание родительского комитета. | Дискуссия на тему: «Что такое разумная требовательность» | Индивидуальные консультации для родителей. «Праздники в кругу семьи» | |
Январь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание Тема «Первые шаги самовоспитания» | ||
Февраль | Консультация для родителей по теме: «Как примирить «хочу» и «надо?»» (о воспитании ответственности и разумных потребностей) | Спортивные состязания «Папа может все что угодно» | Консультация психолога | |
Март | Праздник «Для любимых мам» | Лекторий для родителей по теме: «Как обнаружить таланты у ребенка?» | Консультация психолога | |
Апрель | Родительское собрание Тема: «Поощрения и наказание в воспитании детей» | Индивидуальные консультации для родителей Тема: «Бумеранг наших недомолвок» | ||
Май | Беседа с родителями по теме: «Ты бойся словом детский мир разрушить» | Международный день семьи Семейные посиделки. | Консультация психолога | Итоговое родительское собрание «Наши успехи» |
Содержание программы
2 класс
- Мой ребенок – эгоист.
- Растим самодостаточного человека.
- Как воспитать толерантного человека.
- Как научить ребенка общаться?
- Дети и деньги.
- Отметка. Оценка. Как к ней относиться
- Что значит учить ребенка самостоятельности?
- Как развивать интеллект ребенка?
- Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка.
- Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка».
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Консультации психолога.
План работы с родителями
Дата | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Мой ребенок - эгоист» | Творческая встреча «Дом, в котором мне хотелось бы жить» | |
Октябрь | Индивидуальная консультация для родителей. Тема: «Дети и деньги» | Консультация психолога | Практикум «Путешествие в прошлое своей семьи» | |
Ноябрь | Родительское собрание. Тема: «Растим самодостаточного человека» | Заседание родительского комитета. | ||
Декабрь | Диспут по теме: «Как воспитать толерантного человека» | Индивидуальные консультации для родителей. | Консультация психолога. | |
Январь | Родительское собрание. Тема: "Отметка. Оценка. Как к ней относиться" | Заседание родительского комитета. | ||
Февраль | Дискуссия на тему: «Что значит учить ребенка самостоятельности» | Круглый стол «Традиции общения в русской семье» | Индивидуальные консультации для родителей. | |
Март | Праздник «Супер-мама» | Консультация психолога | Дискуссия на тему: «Как развивать интеллект ребенка» | |
Апрель | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Как научить ребенка общаться» | ||
Май | Беседа по теме: «Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка» Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка» | Индивидуальные консультации у школьного врача | Родительское собрание «Итоги года» |
Содержание программы
3 класс
- Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках (тест).
- Гражданский долг родителей в воспитании детей.
- Как воспитать успешного человека.
- Взаимоотношения в семье и развитие ребенка.
- Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности.
- Воспитание духовных потребностей ребенка в семье.
- Что такое акселерация.
- Как воспитать помощника.
- О воспитании мужественности и женственности.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Консультации психолога.
План работы с родителями
Дата | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Гражданский долг родителей в воспитании детей» | Индивидуальные консультации родителей. | Консультация психолога. |
Октябрь | Практикум «Родительский дом, начало- начал» | Индивидуальные консультации родителей. | Диспут на тему: «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках» (тест) | |
Ноябрь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Как воспитать успешного человека» | ||
Декабрь | Консультация психолога. | Индивидуальные консультации родителей «Взаимоотношения в семье и развитие ребенка» | ||
Январь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности» | Индивидуальные консультации родителей. | |
Февраль | Лекторий на тему: «Воспитание духовных потребностей ребенка в семье» | Индивидуальные консультации родителей. | ||
Март | Праздник «Красота спасет мир» | Консультация психолога | Диспут на тему: «Как воспитать помощника» | |
Апрель | Заседание родительского комитета | Родительское собрание. Тема: «Что такое акселерация» | ||
Май | Лекторий на тему: «О воспитании мужественности и женственности» | Индивидуальные консультации родителей. | Родительское собрание «И снова каникулы…» |
Содержание программы
4 класс
- Семейный отдых и воспитание.
- Телевизор как семейная проблема.
- Как воспитать ценностное отношение к здоровью.
- Эстетическое воспитание в семье.
- Бумеранг наших недомолвок.
- Что значит – следовать принципу «Не навреди»?
- Компьютер: друг или враг?
- Эти трудные домашние задания.
- Сила родительского слова.
- Анкета для самоанализа «Посмотрите на себя глазами детей».
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Консультации психолога.
План работы с родителями
Дата | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Как воспитать ценностное отношение к здоровью» | ||
Октябрь | Консультации психолога | Индивидуальные консультации «Бумеранг наших недомолвок» | ||
Ноябрь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Что значит – следовать принципу «Не навреди?» | ||
Декабрь | Консультация психолога. | Индивидуальные консультации для родителей. «Эти трудные домашние задания» | ||
Январь | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание №3 Тема: «Компьютер: друг или враг?» (Выступление врача перед родителями) | Индивидуальные консультации для родителей. | |
Февраль | Беседа на тему: «Эстетическое воспитание в семье» | Консультация психолога | ||
Март | Праздник «Славим руки матери» | Диспут на тему: «Телевизор как семейная проблема» | Индивидуальные консультации для родителей «Посмотрите на себя глазами детей» (анкета для самоанализа) | |
Апрель | Заседание родительского комитета. | Родительское собрание. Тема: «Сила родительского слова» | Индивидуальные консультации родителей. | |
Май | Консультации психолога | Лекторий на тему: «Семейный отдых и воспитание» |
Ожидаемые результаты:
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.
Литература:
- Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов); библиотечка «Семейный круг». –М.1989
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
- Малиованов А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании / М., «Просвещение», 1964
- Полянская О.В. Школа и родители: рекомендация родителям по подготовке домашних заданий /Директор школы.-2005.-№7
- Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
- Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /М.,1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-498205-1420802664.jpg)
Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".
Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/04/picture-462411-1404441946.jpg)
Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/13/picture-405942-1689258212.jpg)
Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.
Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/04/picture-731589-1628074854.jpg)
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"
Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...