СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья на тему
В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_sotsialnoy_pomoshchi_semeimeyushchey_rebenka_s_ovz.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
Н.С. Андреева, учитель начальных классов,
«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1»
Минобразования Чувашии
E-mail:yflbr81@ mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь
Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями, социализация, социальная поддержка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. У них имеются временные или постоянные недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. При этом существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.
Семья – это ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ОВЗ в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. С появлением в семье ребенка с ОВЗ возникают следующие проблемы:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому
- социально-профессиональные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка с ОВЗ своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка с ОВЗ всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ, создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить требуемую помощь и решить проблемы. К ним можно отнести:
- Территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк.
- Органы здравоохранения. Они берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.
Реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, оказывают медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь детям;
- Органы социальной защиты. Они вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому.
- Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
- Городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;
- Ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ОВЗ, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.
- Специальные образовательные организации-детские сады, школы, интернаты.
В нашей школе ( «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии) обучаются дети с ОВЗ. Главная цель в работе с семьей ребенка с ОВЗ – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка. Мы выступаем посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от нашей работы зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Семьи взаимодействует с учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, другими специалистами.
Педагог-психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими. Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы;
обеспечить детям возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту;
изучить особенности семей и степень влияния микросреды;
моделировать воспитывающую ситуацию с учетом диагностики семьи, поддержать семью в защите прав, свобод, социальных гарантий; профилактика девиантного поведения;
осуществить неотложную психологическую помощи;
обеспечить культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельности.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ОВЗ - это прежде всего работа с родителями.
В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:
- Анкетирование. Анализ анкет провожу на родительском собрании.
- Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме : круглый стол, мастер- классы.
- Индивидуальные работы с родителями детей с ОВЗ.
- Совместные досуговые мероприятия (развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника, выход в музеи , театры, экскурсии).
- Совместное участие в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах (выставки, галереи, творческие работы, различные акции).
В заключение хочется сказать, что существует целая система социальной помощи, и наша школа частичка этой системы. В школе ведется огромная, систематизированная работа. Большинство наших воспитанников имеют возможность получать дальнейшее образование в общеобразовательных классах. Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – социализация детей.
Литература
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Завражин С.А., Фортова Л.К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями". М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 400 с.
- Иванова Н.Н. Социальные подходы к социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 30-38.
- Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Социологические исследования. 2004. № 6. С.85 - 89.
- Технология социальной работы: Учебник/ А.А. Чернецкая. Ростов н/Д: "Феникс", 2006 – 400с.
- Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида // Мир психологии. – 2003. № 3
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с.
- Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА – М, 2002. – 400 с.
- Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
- Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.-668с.
- Черняева Т.И. Социальная реабилитация "нетипичных" детей // Социологические исследования. – 2005. № 6. – С.85- 94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухомПочему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или д...
Выступление "Значение занятий ЛФК для детей с ограниченными возможностями в « Центре социальной помощи семье и детям ».
Выступление на МО....
Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2016-2017 учебный год.
Взаимодействие с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"....
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2017-2018 учебный год.
Взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"...
Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра
Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться? Как надо заниматься с ре...
Статья "Адаптация ребенка к условиям проживания в центре социальной помощи семье и детям" Воспитатель отделения Временного пребывания Сынчикова Т.А.
Воспитатель отделения Временного пребывания Сынчикова Т.А....