Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
статья (1 класс) на тему
Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого поведения несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_detey.docx | 34.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на заседании областного методического объединения воспитателей социозащитных учреждений
«Повышение компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания детей, способствующего благоприятному процессу полоролевой социализации» на тему:
«Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения
ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Н.В. Лобзенко,
воспитатель приёмного отделения
План выступления:
1.Использование игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей.
2. Организация взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого поведения несовершеннолетних.
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем был связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
В современном обществе существует другой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в образовательных учреждениях - женщины-воспитатели и учителя. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Ежегодно в приёмном отделении ГБУ СО «Балаковский центр «Семья» находится около 200 детей в возрасте от 3 до 18 лет, в 2016 году поступило 106 девочек и 71 мальчик.Категории детей, поступающих в наше учреждение, разнообразны по возрастным группам, психологическому статусу и по уровню личного развития и в силу многих причин, в большинстве своем имеют комплекс проблем, затрагивающих ту или иную сферу человека - эмоциональную, познавательную, мотивационную или сферу подсознания.
Приведу некоторые наблюдения из практики моей работы:
Рома (6 лет) воспитан мамой, бабушкой и старшей сестрой любит заниматься
рисованием, вышиванием, умеет вязать и предпочитает спокойные занятия шумным играм.
Карина (4 года) воспитана в полной семье, но мама ведет асоциальный образ жизни, часто не бывает дома, часто проявляет агрессию в общении с детьми, возглавляет дворовую компанию ребятишек, при поступлении в учреждение неохотно шла на контакт.
Артем (5 лет) воспитан в опекунской семье бабушки и дедушки, играм с шумной компанией ребятишек предпочитает помощь по хозяйству, работу в мастерской, семейные вечерние просмотры телепередач.
Гендерный анализ работы с такими детьми выявил следующую закономерность: многие девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики, в свою очередь, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по- разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если вовремя не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Организованная игровая и развивающая деятельность помогает детям успешно идентифицировать себя в обществе с учётом пола:усвоить правильную форму поведения; развить культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; понятьповеденческие и внешние различия мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и, в конечном итоге, способствовать полоролевой социализации.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования правильной социальной роли является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание.
В игре воспитанники в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно «ухаживают за домом», «заботятся о детях», «выходят замуж». Мальчики «сражаются на войне», «водят тракторы», «строят мосты» и «ремонтируют автомобили». Игры мальчиков требуют, обычно, большой физической силы, выносливости, ловкости, кроме того, их тематика носит ярко выраженный мужской характер. В занятиях девочек больше мягкости – они основаны на творческом, художественном начале, они отдают предпочтение играм с сюжетом, хороводами, хотя и не избегают игр спортивного типа с элементами активных движений.
В сюжетно- ролевых играх дети усваивают традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе, постигают основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек.
В нашемотделении созданы условия для игр мальчиков «Стройка», «Гараж», « Автобус», ребята учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают. Для девочек – «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Столовая», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно- бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и во время занятий.Групповые и индивидуальные занятия распределены по трем блокам:
1.«Мальчики и девочки» - развитие представлений ребенка о своем поле и его позитивном принятии, формирование у детей знаний о мужских и женских качествах,о способах адекватного поведения.
2.«Я – будущая мама/будущий папа» - развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
3.«Я в этом мире» - обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами, познавательная деятельность. В беседах, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
В решении задач гендерного воспитания неоценимую помощь оказывает народный фольклор. Я рассказываю детям о воспитании в семье мальчиков и девочек на Руси. В русских традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество и ответственность.Обычно семьи были многодетными – этим гордились. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни.
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем у девочек, большое внимание уделялось их физическому развитию. Русские народные игры, например, лапта, включали бег, прыжки, метание предметов. Они развивали такие качества, как: выносливость, смелость, ловкость, отвагу, стойкость, выдержку. С детства отец внушал сыну: «Ты мой наследник», к мальчику относились как к продолжателю рода, фамилии, главному помощнику. Рождение девочки не праздновалось так широко, но тоже было радостью - тихой, домашней, овеянной легендами, и молитвами. Педагогический опыт многих поколений представляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в материнском фольклоре, сказках, играх, обрядах, пословицах, поговорках. Воспитание мужественности и героизма начиналось с раннего детства. Мальчикам приводили в качестве примера былинных героев, их сверстников, совершавших добрые дела, защищавших родину. Народная педагогика измеряла воспитанность детей заботой о старости, прежде всего, матери.
Помимо фольклора формированию гендерной устойчивости способствует чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения, как русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, женскую мудрость.
В коллективных работах, которые я использую довольно часто, мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.
В анимационной деятельности мы с музыкальным руководителем также стараемся подходить к вопросам воспитания и обучения дифференцированно. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своей полоролевой принадлежности.
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Сложные двигательные движения, например, метание на дальность, легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке– девочкам. Распределение ролей в анимационных мероприятиях также происходит в соответствии с половой принадлежностью (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, матрёшки и т.д.)
Основополагающее значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья – самый древний и важный институт воспитания, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире. На модель поведения маленького человека и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения. Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе, однако нередко при воспитании детей родители допускают типичные ошибки: При воспитании мальчика порой предъявляются слишком жесткие требования: взрослые учат ребенка быть мужчиной, не плакать - такой метод воспитания может привести к негативным последствиям: агрессивности, раздражительности. При общении с девочками родителям необходимо помнить о ранимости и обидчивости дочерей, поэтому воспитывать девочку надо так, чтобы с самого начала у нее сложились доверительные и теплые отношения с родителями.
Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу во многом зависит от родительских ожиданий. Иногда взрослые не удовлетворены полом будущего ребёнка и своим разочарованием развивают в нём комплекс неполноценности, если пол ребёнка не совпадает с планами родителей, то во многих случаях взрослые искажают образ пола своего ребёнка. Мальчиков воспитывают по типу женского поведения, а девочки приобщаются к ценностям мужского мира, усваивая мужской тип полоролевого поведения. И в том, и другом случае такие дети, а в будущем и взрослые, неадекватно реагируют на представителей и своего, и противоположного пола. Впоследствии такие люди нуждаются в психологической поддержке и коррекции.
Таким образом, родительские отношения играют важную роль в становлении гендерной идентичности ребенка. Поэтому важно, чтобы именно мама и папа служили примером в воспитании мужских и женских начал.
В связи с вышесказанным ставлю перед собой следующие задачи в работе с родителями:
- формирование гендерной компетентности, приобретение родителями необходимых знаний по воспитанию ребёнка;
- создание в семье благоприятных условий для воспитания и развития личности мальчиков и девочек посредством расширения представлений родителей об основах полоролевого воспитания;
- привлечение родителей к активному участию в жизни ребёнка, осведомлённости о его знаниях, умениях и опыте, приобретённых в учреждении.
Для родителей в нашем отделении ежемесячно оформляется тематический стенд, раздаются буклеты «У вас девочка», «У вас мальчик»,проводятся - тематические беседы и консультации на темы: «Мальчик и девочка – два разных мира», «Особенности воспитания мальчика/девочки», в которых взрослые могут получить советы в подборе методов и приемов дифференцированного подхода к своим детям.
Работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, приносит положительные результаты: повышение уровня психолого- педагогической компетентности взрослых и рост творческого потенциала. Родители воспитанников приобретают знания об особенностях воспитания детей разного пола. В детской среде можно отметить постепенный рост культуры поведения и общения детей, мальчики становятся более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет накапливаться и совершенствоваться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения
Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...
Выступление "Значение занятий ЛФК для детей с ограниченными возможностями в « Центре социальной помощи семье и детям ».
Выступление на МО....
Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних
Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически каждого занятия. Главным содержанием подвижных и...
План взаимодействия с центр социальной помощи семьи и детям «Веста» на 2018-2019 учебный год.
Взаимодействие с центром социальной помощи семьи и детяи "Веста"...
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2016-2017 учебный год.
Взаимодействие с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"....
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2017-2018 учебный год.
Взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"...
Статья "Адаптация ребенка к условиям проживания в центре социальной помощи семье и детям" Воспитатель отделения Временного пребывания Сынчикова Т.А.
Воспитатель отделения Временного пребывания Сынчикова Т.А....