Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом
материал на тему

Кулякина Светлана Донатовна

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом

Почему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наследственную глухоту вашего малыша. А это привело к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности. Напряженность, вероятно, возрастает и оттого, что в семье пришли к молчаливому соглашению не говорить о глухоте и своем отношении к ней. Появление глухого ребенка может привести к серьезному кризису в семейной жизни. В этот период каждый родитель, даже надежный глава семьи, нуждается в поддержке, ласке, утешении другого. А это возможно только тогда, когда члены семьи откровенно рассказывают друг другу о своих мыслях, чувствах, сомнениях.

Обстановка в семье, возможно, накаляется оттого, что, поскольку глухой ребенок не может быть объектом раздражения одного из родителей, и все оно обрушивается на другого родителя. А может быть, один из родителей сверхопекает ребенка, объясняя это так: «Ребенок нуждается во мне больше, чем муж». Тем самым рвет связь другого родителя с ребенком и показываете ему, что он стал меньше интересовать вас. Отвергнутый родитель внутренне протестует против того, что ребенок поглощает все внимание. В то же время он винит себя за эгоизм по отношению к собственному глухому малышу. Напряженная обстановка в семье может возникать из-за соревнования между родителями за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, что он хочет; кого он сам лучше понимает; кто его лучше обучает; к кому идет малыш, когда ему больно? Бесконечное соревнование за привязанность, в которое втягиваются и дедушка с бабушкой, может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни. А если родители  очень молоды и это первый ребенок семейная жизнь подвергается опасности по другой причине. Родители еще не успели выйти из возраста юности, не успели насладиться свободой и любовью.

Е. И. Исенина выделяет базовые (основные) качества родителя, необходимые для успешного психического развития детей в возрасте от одного до двух лет. Это, во-первых, качества родителя как человека, который общается с ребенком: принятие и отзывчивость; и, во-вторых, качества родителя как человека, который помогает ребенку овладеть навыками, действиями и значениями окружающей его культуры: родитель как субъект обучающего общения и как субъект обучающей деятельности с предметами.

Исходя из определения принятия, данного известным психологом гуманистической ориентации К. Роджерсом, под принятием понимается безусловное, т.е. не зависящее от поведения, мыслей и чувств ребенка в настоящий момент, эмоционально-теплое отношение к нему, уважение его индивидуальности, занятий, интересов, привязанностей, мнений. Принятие исключает постоянное раздражение родителя, ругань и применение физических наказаний.

Отзывчивость включает в себя внимательность матери к действиям ребенка и к тому, что он хочет сказать. Отзывчивая мать правильно реагирует на действия и эмоции малыша с учетом ситуации, возраста, состояния и его характера, а также сопереживает ему и понимает его.

Качество родителя «субъект обучающего общения» включает в себя желание научить ребенка общаться, умение сосредоточить внимание малыша на предмете разговора, организовать очередность в разговоре с ним, правильно определять долю самостоятельного участия ребенка (соответственно его возможностям) в разговоре, тактично исправлять его ошибки и поддерживать его, побуждать к продолжению разговора, развивать его речевые умения.

Качество родителя «субъект обучающей деятельности с предметами» включает в себя желание научить ребенка действиям с предметами, умение установить совместное внимание к предмету деятельности, побуждать к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним, исправлять ошибки и поощрять его действия, правильно дозировать новую информацию, давать указания соответственно уровню развития и возможностям малыша, развивать его мышление и умения действовать с предметами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом

Почему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или другой стороны, «ответственных» за наследственную глухоту вашего малыша. А это привело к взаимным обвинениям, недоверию, чувству вины и собственной неполноценности. Напряженность, вероятно, возрастает и оттого, что в семье пришли к молчаливому соглашению не говорить о глухоте и своем отношении к ней. Появление глухого ребенка может привести к серьезному кризису в семейной жизни. В этот период каждый родитель, даже надежный глава семьи, нуждается в поддержке, ласке, утешении другого. А это возможно только тогда, когда члены семьи откровенно рассказывают друг другу о своих мыслях, чувствах, сомнениях.

Обстановка в семье, возможно, накаляется оттого, что, поскольку глухой ребенок не может быть объектом раздражения одного из родителей, и все оно обрушивается на другого родителя. А может быть, один из родителей сверхопекает ребенка, объясняя это так: «Ребенок нуждается во мне больше, чем муж». Тем самым рвет связь другого родителя с ребенком и показываете ему, что он стал меньше интересовать вас. Отвергнутый родитель внутренне протестует против того, что ребенок поглощает все внимание. В то же время он винит себя за эгоизм по отношению к собственному глухому малышу. Напряженная обстановка в семье может возникать из-за соревнования между родителями за привязанность ребенка к кому-либо из них: кто лучше понимает, что он хочет; кого он сам лучше понимает; кто его лучше обучает; к кому идет малыш, когда ему больно? Бесконечное соревнование за привязанность, в которое втягиваются и дедушка с бабушкой, может привести к чувству ущербности у одного из родителей и углублению кризиса семейной жизни. А если родители  очень молоды и это первый ребенок семейная жизнь подвергается опасности по другой причине. Родители еще не успели выйти из возраста юности, не успели насладиться свободой и любовью.

Е. И. Исенина выделяет базовые (основные) качества родителя, необходимые для успешного психического развития детей в возрасте от одного до двух лет. Это, во-первых, качества родителя как человека, который общается с ребенком: принятие и отзывчивость; и, во-вторых, качества родителя как человека, который помогает ребенку овладеть навыками, действиями и значениями окружающей его культуры: родитель как субъект обучающего общения и как субъект обучающей деятельности с предметами.

Исходя из определения принятия, данного известным психологом гуманистической ориентации К. Роджерсом, под принятием понимается безусловное, т.е. не зависящее от поведения, мыслей и чувств ребенка в настоящий момент, эмоционально-теплое отношение к нему, уважение его индивидуальности, занятий, интересов, привязанностей, мнений. Принятие исключает постоянное раздражение родителя, ругань и применение физических наказаний.

Отзывчивость включает в себя внимательность матери к действиям ребенка и к тому, что он хочет сказать. Отзывчивая мать правильно реагирует на действия и эмоции малыша с учетом ситуации, возраста, состояния и его характера, а также сопереживает ему и понимает его.

Качество родителя «субъект обучающего общения» включает в себя желание научить ребенка общаться, умение сосредоточить внимание малыша на предмете разговора, организовать очередность в разговоре с ним, правильно определять долю самостоятельного участия ребенка (соответственно его возможностям) в разговоре, тактично исправлять его ошибки и поддерживать его, побуждать к продолжению разговора, развивать его речевые умения.

Качество родителя «субъект обучающей деятельности с предметами» включает в себя желание научить ребенка действиям с предметами, умение установить совместное внимание к предмету деятельности, побуждать к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним, исправлять ошибки и поощрять его действия, правильно дозировать новую информацию, давать указания соответственно уровню развития и возможностям малыша, развивать его мышление и умения действовать с предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....

Как расширить словарный запас ребенка с нарушением слуха

В данном материале даны рекомендации для родителей детей с нарушенным слухом....

Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка с нарушенным слухом

Проблема активизации познавательной деятельности решается в педагогике в нескольких направлениях: совер­шенствование организационных форм обучения, развитие активности учащихся при получении новых зна...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Какую роль играет семяь в воспитании ребенка с нарушением слуха. Как родители могут помочь своему ребенку....

Рекомендации для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха

Данный материал будет полезен для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха....

Методическая разработка по математике для ребенка с нарушением слуха и ДЦП

Конспект занятия по математике.Тема: Цвет «зелёный, красный, синий, жёлтый»  и форма предмета.Цель: Развитие восприятия цвета и формы предметов.Задача:Развивать восприятие цвета и фор...

Если в вашей семье появился ребенок с нарушением слуха

В статье раскрываются стадии родительского стресса....