Без языка и колокол нем. (форма проведения семинар)
материал (3 класс) на тему
Родительское собрание в форме семинара, на ктором решаются образовательные, воспитательные, организационные и информационные задачи. Целью собрания является формирование понимания важности и знасимости богатого словарного запаса для интеллектуального развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_._2.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №11 имени Героя РФ А.Н. Мороховца с. Прасковея Будённовского района» Ставропольского края
Без языка и колокол нем
(форма проведения – семинар)
2015-2016 учебный
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов…
К.Д. Ушинский
Задачи родительского собрания
- Образовательные: познакомить с понятием «словарный запас», с практическими приёмами обогащения словаря детей.
- Воспитательные: формировать понимание важности и значимости богатого словарного запаса для интеллектуального развития ребёнка.
- Организационные: привлекать к совместной деятельности учителя, библиотекаря родителей по проведению литературных праздников для учащихся; организовать выставки, способствующие обогащению словарного запаса детей.
- Информационные: познакомить родителей с психолого-педагогической литературой, способной помочь им в расширении словарного запаса ребёнка.
Перечень нормативно - правовых, нформационно -методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме
Закон РФ «Об образовании».
Домашняя школа. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. Соб; 1994.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления. Ярославль, 1996.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. Киров, 1999.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.
М., 1995.
Подготовка к родительскому собранию
- Подбор и анализ литературы по теме родительского собрания.
- Определение возможных «болевых точек» собрания подготовка ответов на предполагаемые вопросы родителей.
- Предварительное логопедическое обследование учащихся класса, анализ его результатов оформление таблицы «Словарный запас учащихся нашего класса».
- Подготовка информации (теоретического материала) для самостоятельного изучения родителями и направление м за несколько дней до родительского собрания.
- Подбор игр упражнений для обогащения словарного запаса детей, подготовка конвертов с распечатками игр упражнений для практических занятий.
- Подготовка рабочих мест для участников собрания-семинара: информационные материалы (те, которые направлялись ранее), конверты с играми упражнениями, бумага для записей, ручки, карандаши.
- Совместная подготовка к собранию учителя библиотекаря.
- Выявление положительного опыта семейного воспитания по расширению словарного запаса ребёнка и подготовка 1-2 родителей для выступления на собрании.
- Продумывание и подготовка приглашений на родительское собрание, времени и даты собрания; подготовка карточек с именами и фамилиям родителей.
10.Оформление совместно с библиотекарем выставки литературы по теме родительского собрания.
11. Подготовка проекта решения родительского собрания.
Участники родительского собрания
Учитель, библиотекарь, родители, родители учащихся з - го класса
План родительского собрания
- Вступительное слово учителя. Знакомство с результатами обследования учащихся.
- Обсуждение теоретического материала.
- Освоение родителями практических приёмов обогащения словаря детей.
- Ответы учителя и библиотекаря на вопросы родителей.
- Знакомство с опытом семейного воспитания по расширению словарного запаса ребёнка.
- Подведение итогов. Принятие решения родительского собрания.
Проведение родительского собрания
- Тему родительского собрания выражает русская народная пословица «Без языка и колокол нем». А, как известно, в пословицах и поговорках выражена народная мудрость. Вот ещё несколько пословиц: «Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо», «Короткие речи и слушать неча», «Красную речь красно
и слушать»
Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в неиспользовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить развитие школьника.
В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Это обуславливается многими общественными факторами. Речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от принятых литературных норм, и соответственно, не могут являться образцом. Орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой. При этом требования при поступлении в вуз к владению речью остаются достаточно высокими. Следовательно, надо начинать уделять внимание развитию речи как можно раньше.
Наблюдения показывают, что устные ответы (рассказы, пересказы) и письменные работы(изложения, сочинения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей в первую очередь из-за скудного словарного запаса, незнания лексического значения слова, норм употребления и произношения. Одной из главнейших составляющих развития речи, по мнению всех педагогов, является лексическая работа, обеспечивающая во-первых , обогащение словарного запаса, то есть увеличение употребляемых единиц языка и, во-вторых, активизацию словарного запаса, то есть активное использование новых слов в повседневной речи. Итак, как же сделать так, чтобы речь ребёнка стала богатой и красивой? Это тема нашего сегодняшнего собрания.
Учитель предлагает познакомиться с обобщёнными результатами обследования словарного запаса учащихся, которые подчеркнут необходимость усиления совместной работы учителя и родителей по обогащению словаря детей.
- Учитель говорит, что прежде чем перейти к освоению практических приёмов обогащения словаря учащихся, нужно обсудит следующую информацию.
Информация для родителей:
Важно, чтобы работа над словом с ребёнком велась в нескольких направлениях:
- Орфоэпия (правила внутреннего произношения).
Слово должно прозвучать! Можете произнести его с ребёнком хором, проговорить по слогам (особенно те слова, в произношении которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение хорошее усвоение произносимых норм.
- Лексико-семантическая сторона речи( словарный состав языка( стиль произведений), смысл языковой единицы).
Работу над лексическим значением слова лучше начать с самостоятельного объяснения ребёнком смысла, с опорой на предположения, догадки, ассоциации. Например, вы читаете с ребёнком книгу, и в тексте встречает слово «приказчик». Ассоциации возникают со словом «приказ», следовательно, приказчик – это человек, отдающий приказы, приказывающий. Для понимания значения слова важную роль играет контекст. На него также необходимо обращать внимание.
Далее надо осуществить подбор синонимов, антонимов, отметить однозначность, многозначность слова. И как завершающий этап в этом направлении – обращение к толковому словарю. Не поленитесь! Это необходимо в качестве подведения итогов на данном отрезке словарной работы.
Очень важно со словом работать: составить с ним словосочетания и предложения; объяснять разницу между папрами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (например: «экономный»- «экономичный»). Такая работа помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.
- Этимология ( происхождение того или иного слова или выражения).
Это направление помогает объяснить и запомнить слово и его написание. Особенность его в том, что здесь формируется интерес к слову, языку, к его истории. Но работа на данном этапе в домашних условиях может быть затруднена из-за отсутствия этимологических словарей. Можно поискать этимологическую справку самостоятельно ( в библиотеке, в Интернете) и рассказать историю происхождения слова.
- Творческре направление.
Ознакомление со словом должно продолжиться творческими заданиями: художественными, выборочными или подробными пересказами, сочинениями с обязательным включением изучаемых слов ( например: сочинение на тему «Слово о словах»).
- Учитель предлагает родителям открыть конверты с играми и упражнениями для обогащения и активизации словарного запаса и вынуть первую карточку. Затем каждое упражнение или игру предлагается освоить
практически.
Упражнение 1 – «Учимся объяснять образное сравнение»
Объясни, что это означает.
Учитель, как медведь; учитель, как грозовая туча; девушка, как лебедь; человек, как стена; машина, как игрушка; трава, как ковёр; деревья, как богатыри; воздух, как стеклянный; лёд, как камень; ноги, как ватные; человек, как облако.
Упражнение 2 – «Придумай историю».
Очень полезно для обогащения словаря просить детей объяснять фразеологизмы, устойчивые словосочетания. Лучше всего для этого придумывать с ними, а также пословицами, поговорками короткие истории. Например, «золотая середина» может обозначать умеренность в чём-либо. Ребёнку можно предложить составить рассказ о мальчике, которого родители баловали и покупали по первому требованию любые лакомства, которые он просил. То есть рассказ будет содержать объяснение, что происходит при нарушении правила «золотой середины».
Придумай рассказ.
Лексический материал: золотая середина; золотые руки; буря в стакане воды; рыльце в пуху; а Васька слушает да ест; умывать руки; белая ворона; не всё золото, что блестит; тише едешь – дальше будешь; не красна изба углами, а красна пирогами; волков бояться – в лес не ходить; семь раз отмерь – один раз отрежь.
Упражнение 3 – «Создай слово».
Образуй как можно больше слов из букв длинного слова (например, электростанция, приключение, школьники и т.д.)
Упражнение 4 – «Подбор точных антонимов».
Скажи наоборот или «слова-неприятели».
Свежий хлеб – ?
Свежий ветер –?
Свежая рубашка –?
Чёрная ткань –?
Чёная работа –?
Чёрные мысли -?
Упражнение 5 – «Подбор антонимов на время»
За одну минуту постарайся назвать 10 противоположных по значению слов.
Примерный набор слов:
А) белый, бледный, богатый, весёлый, больной, старый, полезный, мокрый, честный, узкий.
Б) дружба, мир, плюс, радость, тьма, рабство, старик, зима, день, огонь.
Упражнение 6 – «Найди ошибки».
Необходимо заметить неточность употребления антонимов.
Найди ошибки.
На тарелке лежало 2 яблока: одно зелёное, а другое кислое.
У меня картина яркая, красочная, а у тебя – грустная.
У меня волосы тёмные, а у тебя пушистые.
У бабушки платье красивое, а у мамы – зелёное в горошек.
Подбор синонимов, или «слов-приятелей»
За 1 минуту назови как можно больше синонимов к слову «хороший»(можно подобрать около 30 слов).
Составь рассказ по опорным вопросам: кто, какой, куда пошёл, кого встретил и т.п.
Продолжи сказку по заданному началу.
В одном огромном тёмном лесу жил-был маленький гном. Однажды пошёл гном по своим делам и заблудился. Ходил-ходил по лесу, не может найти дорогу в свой домик. Сел гном на трухлявый пень и заплакал…
- После того, как родители попробовали самостоятельно выполнить упражнение на обогащение словарного запаса ребёнка, учитель предлагает задавать вопросы, на которые отвечает учитель и библиотекарь.
- После ответов на вопросы учитель предлагает послушать интересный опыт семейного воспитания.
- Учитель благодарит всех пришедших на собрание, предлагая родителям в свободной обстановке обменяться мнениями по поводу проблемы обогащения словарного запаса детей, а также поделиться собственными достижениями.
Проект решения родительского собрания
- Рекомендовать родителям использовать дома игры и упражнения для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка.
- Родительскому комитету совместно с учителем организовать серию экскурсий в литературный и другие музеи.
- Рекомендовать родителям пополнять домашнюю библиотеку ребёнка и выделять время для совместного чтения и обсуждения детской литературы.
- Рекомендовать школьному библиотекарю провести работу с учащимися для усиления их интереса к детской литературе.
Маленькие хитрости
Монотонная, однообразная, неинтонированная речь притупляет внимание. Используйте диапазон своего голоса, чтобы сделать выступление выразительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)
Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....
Без языка и колокол нем
Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей ...
Урок русского языка в 3 классе ( УМК Занкова по учебнику Поляковой) Форма проведения : урок –путешествие
Цели урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять части слова.Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формироват...
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.
Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....
Урок русского языка в начальной школе. Форма проведения "Гостеприимное кафе".
Сценарий урока русского языка в 4 классе. Тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". УМК "Школа ХХI века". Форма проведения: "Гостеприимное кафе"....
20 марта 2020 года в дистанционной форме проведен семинар-практикум «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с РАС»
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с РАС по различным вариантам адаптированных образовательных программ...
Внеурочное интеллектуальное занятие (интегрированное) по русскому языку и литературному чтению на тему: «Русское слово – великое слово» (форма проведения - КВН).
В методической разработке «Русское слово – великое слово» рассматривается вопрос отношения школьников к культуре устной речи в русском языке.Цель занятия: воспитать...