Без языка и колокол нем
методическая разработка (4 класс) по теме
Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей в первую очередь из-за скудного словарного запаса, незнание лексического значения слов, норм употребления и произношения.
Одно из главнейших составляющих развития речи, по мнению всех педагогов, является лексическая работа , обеспечивающая, во – первых, обогащения словарного запаса, то есть увеличение употребляемых единиц языка и, во – вторых, активизацию словарного запаса, то есть активное использование новых слов в повседневной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_3_klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 классе «Без языка и колокол нем»
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает
не одни только слова, но бесконечное
множество понятий, воззрений на предметы,
множество мыслей, чувств, художественных образов..
К.Д.Ушинский.
1. Промелькнули месяцы летних каникул, и вот и первая четверть пролетела. Ваши дети взрослеют. Всё увереннее и самостоятельнее делают свои самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется им помочь… Это естественное и правильное . Только будьте помощниками желание, а не руководителями! Мне кажется надо к взрослеющему ребёнку надо относиться, как садовник относиться к дереву. Вы не заставите дерево расти быстрее. Можно только поливать, вносить удобрения и ждать.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые в общем и происходят в интеллектуальном развитии детей в данный период. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Известный детский психолог Д.Б.Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
2. Я сегодня хочу остановиться на очень важном аспекте воспитания – это развитие речи. Вы можете мне сейчас возразить, но дети умею разговаривать, даже иногда слишком много. Но это немного не то, о чём вы подумали. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить развитие школьников.
В настоящее время актуальность развития способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Это обуславливает многими общественными факторами. Речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от принятых литературных норм, и соответственно, не могут являться образцом. Орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой. При этом требования при поступлении в вуз к владенью речью остаются достаточно высокими. Следовательно, надо начинать уделять внимание развитию речи как можно раньше.
Наблюдения показывают, что устные (пересказы, рассказы) и письменные работы (сочинения и изложения) у большинства детей вызывают значительные сложности. Трудности возникают при выражении своих мыслей в первую очередь из-за скудного словарного запаса, незнание лексического значения слов, норм употребления и произношения.
Одно из главнейших составляющих развития речи, по мнению всех педагогов, является лексическая работа , обеспечивающая, во – первых, обогащения словарного запаса, то есть увеличение употребляемых единиц языка и, во – вторых, активизацию словарного запаса, то есть активное использование новых слов в повседневной речи.
Итак, как же сделать так, чтобы речь ребёнка стала богатой и красивой? Ваше мнение?
Информация для родителей:
Важно, чтобы работа над словом с ребёнком велась в нескольких направлениях:
- Орфоэпия (правила литературного произношения)
Слово должно звучать! Можете произносить его с ребёнком хором, проговорить по слогам ( особенно те слова, в которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносимых норм.
- Лексико – сематическая сторона речи. Работу над лексическим значением слова лучше начать с самостоятельного объяснения ребёнком смысла, с опорой на предположения, догадки, ассоциации.
Далее надо осуществить подбор синонимов, антонимов, отметить однозначность, многозначность слова. И как завершающий этап в этом направлении – обращение к толковому словарю. Не поленитесь! Это необходимо в качестве подведения итогов на данном отрезке словарной работы.
Очень важно заставить слово работать: составить с ним словосочетания и предложения.
- Этимология (происхождение того или иного слова или выражения)
Это направление помогает объяснить и запомнить слово и его написание. Особенность его в том, что здесь формируется интерес к слову, языку, к его истории. За помощью конечно в интернет. Пусть ребёнок сам пробует найти нужную информацию и многие от этой работы получают удовольствие.
- Творческое направление
3. Родительский практикум
Упражнения для развития речи
Упражнение1. «Учимся объяснять образное сравнение»
Мальчик, как медведь; учитель, как грозовая туча; девушка, как лебедь; человек, как стена; машина, как игрушка; трава, как ковёр; деревья, как богатыри; воздух, как стеклянный; лёд, как камень; ноги, как ватные; человек, как облако.
Упражнение 2. « Придумай историю»
Очень полезно для обогащения словарного запаса просить детей объяснять фразеологизмы, устойчивые словосочетания. Лучше придумывать короткие истории. Например, выражение «золотая середина». Ребёнку можно предложить составить рассказ о мальчике. Которого родители баловали и покупали по первому требованию любые лакомства, которые он просил. То есть рассказ будет содержать объяснение, что происходит при нарушении правил «золотой середины»
Придумай рассказ
Золотая середина; золотые руки; буря в стакане воды; рыльце в пуху; а Васька слушает и ест; умывать руки; белая ворона; не всё золото, что блестит; тише едешь, дальше будешь; не красна изба углами, а красна пирогами; волков бояться, в лес не ходить; семь раз отмерь, один отрежь.
Упражнение 3. «Создай слово»
Образуй как можно больше слов из букв длинного слова.
Упражнение 4. «Лесенка»
а) А- - -
-А- -
- -А-
- - -А-
б)Л—
Е---
С----
Т-----
Н------
И-------
Ц--------
А----------
Упражнение 5. «Подбор точных антонимов»
Скажи наоборот
Свежий хлеб - ?
Свежий ветер - ?
Свежая рубашка -?
Чёрная ткань - ?
Чёрная работа-?
Чёрные мысли -?
Упражнение 6. «Подбор антонимов на время»
За одну минуту постарайся назвать 10 противоположных по значению слов.
Примерный набор слов:
а) белый, бледный, богатый, весёлый, больной, старый, полезный, мокрый, честный, узкий.
б) дружба, мир, плюс, радость, тьма, рабство, старик, зима, день, огонь.
Упражнение 7 «Найди ошибки»
На тарелке лежало два яблока: одно зелёное, другое кислое.
У меня картина яркая, красочная, а у тебя грустная.
У меня волосы тёмные, а у тебя пушистые.
У бабушке платье красивое, а у мамы – зелёное в горошек.
Упражнение 8. « Подбор синонимов»
За 1 минуту как можно больше синонимов к слову «хороший».
Упражнение 8. «Придумай предложение»
Напиши как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв:
Б------------------у--------------Ж--------------Б-------------
С--------------о----------------------н-------------------с------------------о
к----------------------е---------------------л------------------к
Упражнение 9. «Придумай рассказ по опорным словам»
Составь рассказ по опорным вопросам: Кто? Какой? Куда? Кого и т.д.
Упражнение 11. «Продолжи сказку по заданному началу»
В одном огромном тёмном лесу жил – был маленький гном. Однажды пошёл гном по своим делам и заблудился. Ходил – ходил гном по лесу, не может найти дорогу в свой домик. Сел гном на трухлявый пенёк и заплакал….
3. Заключение.
Любите своих детей. Помогайте своим детям.
«Речь это зеркало души, как человек говорит, таким он и является» Публий Сир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "над Русью бьют колокола"
Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов. Задачи:1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...
"Колокола веков". Литературно-историческая композиция. 4 класс.
В сентябре 2012 года в наших школах появится новый курс "ОРКиСЭ". Предлагаю сценарий мероприятия, которое может стать итогом изучения всего курса или итогом отдельного проекта...
Комплексная работа "Царь-колокол"
В работе от 9 до 11 заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. В работу входят задания по чтению, математике, ру...
Колокола России
Рассчитано на 2 занятия (интегрированное).Приобщение к истокам русской народной культуры.Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре...
О чем поют колокола
Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни. Какие бывают колокола, откуда они пришли, о чем поют? Ответы на эти вопросы можно найти в данной разработке....
Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"
Занятие будет посвящен очень хорошему человеку – преподобному Серафиму Саровскому и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....
Без языка и колокол нем. (форма проведения семинар)
Родительское собрание в форме семинара, на ктором решаются образовательные, воспитательные, организационные и информационные задачи. Целью собрания является формирование понимания важности и знасимост...