Урок русского языка в начальной школе. Форма проведения "Гостеприимное кафе".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

Сценарий урока русского языка в 4 классе. Тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". УМК "Школа ХХI века". Форма проведения: "Гостеприимное кафе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ГБОУ РФМЛИ  Чувилкина Елена Юрьевна.

Урок: Русский язык.

УМК «Школа  XXI  века», автор С.В. Иванов.

Класс: 4.

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Цель: Способствовать обобщению и систематизированию знаний о написании ь на конце слов после шипящих, содействовать развитию умения контролировать правильность выполнения работы; формировать УУД: применять правила делового сотрудничества, применять таблицы, схемы для получения информации, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу.

Форма проведения: «Гостеприимное кафе».

Ход урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Учитель:

- Сегодня урок русского языка мы проведём в «Гостеприимном кафе». Кафе – то место, где собираются друзья и за лёгким угощением обсуждают интересные темы. Наше кафе ещё можно назвать «Орфографическим», ведь на уроках русского языка нам нужно научиться правильно и красиво излагать свои мысли в устной и письменной речи.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- У любого кафе есть хозяин, который радушно принимает гостей. В нашем кафе их несколько и они будут мне сегодня помогать. (Слайд)

(выходят помощники)

1-й помощник:

-  «Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».                    

                                                                                  Александр Иванович Куприн

2-й помощник:

- «Берегите наш прекрасный русский язык…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».

                                                                                        Иван  Сергеевич Тургенев

3-й помощник:

- «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».                                                          

                                                                   Константин  Георгиевич  Паустовский

4-й помощник:

– Желаем вам увидеть и услышать красоту языка, удивиться его возможностям и сделать свои маленькие открытия.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

- Перед вами работа ученика 4 класса Антона Незнайкина:

Полночь, свеж, молодеж, пахуч, меч, наотмаш, жечь, вскачь, береч

- Проверьте работу Антона. Все ли слова правильно записаны? Нет ли ошибок? (Дети находят 3 ошибки)

- Почему Антон допустил эти ошибки? (Он не знает правила написания Ь знака на конце слов после шипящих.)

- Это незнание Антона и подсказало тему сегодняшнего урока. Кто сможет её сформулировать? (Мягкий знак на конце слов после шипящих). (Слайд)

- Какова цель нашего урока? (Повторить правила написания мягкого знака на конце слов после шипящих.)

      4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

– Я предлагаю поработать над составлением алгоритма определения написания мягкого знака на конце слов после шипящих.

– Но перед этим вспомним, что такое алгоритм? (Порядок действий для решения проблемы.)

- С чего нужно начать, чтобы определить, когда пишется ь на конце слов после шипящих, а когда нет? (С определения части речи)

5. Этап реализации построенного проекта.

- В словах каких частей речи могут быть шипящие на конце? Чтобы это вспомнить, вы будете работать в группах за разными столиками. Хозяева столиков будут давать вам задания /Приложение 1/, в которых вы найдёте слова с шипящими на конце, определите, к какой части речи они относятся и отметите в таблице /Приложение 2/ правила написания мягкого знака для слов каждой части речи. (Работа в группах: выполнив задание за первым столиком, группа переходит ко второму, затем к третьему и четвёртому. Группы меняются столиками по сигналу. Таким образом, каждая группа работает определённое время за каждым столиком. Помощники дают группам задания: 1-й столик – найти имена прилагательные в высказываниях, объяснить написание, записать в таблицу правило. 2-й столик – работа с именами существительными, 3-я – с глаголами, 4-я – с наречиями. После завершения работы у каждой группы будет составлена таблица – алгоритм, позволяющий определить, когда пишется ь на конце слов после шипящих, а когда нет.)

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Проверка проводится по таблице на слайде. (Слайд)

- Давайте вернёмся к работе Антона Незнайкина. Объясните правописание слов, в которых он допустил ошибки.

- В одном из высказываний, с которыми вы работали в группах, красным цветом было подчёркнуто слово. (порча) объясните его значение. (Ответы детей.)

- Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова (Слайд):

ПОРЧА -  
1. портить - приводить в негодность; делать плохим.
2. В старых народных представлениях: болезнь, напущенная злой ворожбой, тем, кто хотел сглазить кого-нибудь.

- О какой порче говорит Николай Семёнович Лесков? Что портит наш язык? Какие ещё высказывания об этом вы узнали? (Дети зачитывают высказывания.)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

- Кто считает, что может по алгоритму определить, где надо, а где не надо писать ь?

- Это легко проверить при помощи теста. (Слайд)

- Записывайте в строчку номера слов, в которых надо писать ь.

А) 0 – мяч.

     1 – хорош.

     2 – печ.

Б) 0 – реч.

     1 – калач.

     2 – грач.

В) 0 – багаж.

     1 – могуч.

     2 - вскач.

Г) 0 – рисуеш.

     1 – трескуч.

     2 – (желаю) удач.

- Что у вас получилось? (2020)

- В 2020 году исполняется 120лет со дня рождения автора толкового

словаря - Сергея Ивановича Ожегова.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Самостоятельная работа.

- Вставьте, где это необходимо, ь.

Проч_,  полноч_,  молодёж_,  луч_,  карандаш_,  сбереч_,  замуж_,  сплош_,  кирпич_,  прилеч_,  поеш_,  колюч_,  колюч_,  свеж_,  съеш_,  мелоч_.

Проверка:

- В каких словах вы написали ь? В каких – нет? Почему?

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Итак, чему вы учились сегодня на уроке. Оцените свою работу поэтапно  на листе самооценки /Приложение 3/.

- С каким видом работы вы справились лучше всего? В чём были проблемы?

Ученик:

Вадим Сергеевич  Шефнер.

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Домашнее задание.

- Составленный алгоритм вам понадобиться для выполнения домашней работы: печатная тетрадь, с. 20, упр. 2. Здесь надо записать слова в три столбика в зависимости от части речи, вставляя, если необходимо, ь. Но какие-то слова невозможно будет записать в таблицу. Как вы думаете почему?

Приложение 1.

Задание для группы 1.

«Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».

                                                                                    Николай Семёнович Лесков

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».  

                                                                                   Николай Васильевич Гоголь

Задание для группы 2.

«Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу…»

                                                                      Виссарион Григорьевич Белинский

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».

                                                                                      Анна Андреевна Ахматова

Задание для группы 3.

«...Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч... И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку».

                                                                                           Владимир Ильич Ленин

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

                                                                                 Александр Иванович  Куприн

Задание для группы 4.

про[ч] ____________________

насте[ш]__________________

невтерпё[ш]_______________

вска[ч]____________________

заму[ж]___________________

Приложение 2.

Мягкий знак после шипящих на конце слов

Часть речи

Мягкий знак пишется

Мягкий знак НЕ пишется

Имя существительное

Примеры

Имя прилагательное

Примеры

Глагол

Примеры

Наречие

Примеры

Приложение 3.

Лист самооценки

Определение темы урока

Выполнение заданий в группе

Составление алгоритма в группе

Диагностика достижения планируемых

результатов

(тест)

Я доволен своей работой   -  +  

Мне было трудно - V

У меня  есть еще пробелы в знаниях - ? 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок: Русский язык. Форма проведения: «Гостеприимное кафе». Учитель начальных классов ГБОУ РФМЛИ Чувилкина Е.Ю. г.Владикавказ

Слайд 2

Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Слайд 3

Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих» Определяю часть речи глагол н аречие и мя существительное и мя прилагательное

Слайд 4

Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих» Определяю часть речи глагол н аречие и мя существительное и мя прилагательное п ишем ь пишем ь о пределяем склонение НЕ пишем ь и сключения: уж, замуж, невтерпёж 1,2 скл .- НЕ пишем ь 3 скл .- п ишем ь

Слайд 5

ПОРЧА - 1. портить - приводить в негодность; делать плохим. 2. В старых народных представлениях: болезнь, напущенная злой ворожбой, тем, кто хотел сглазить кого-нибудь.

Слайд 6

Тест: Записывайте в строчку номера слов, в которых надо писать ь А ). 0 – мяч. 1 – хорош. 2 – печ .

Слайд 7

Б). 0 – реч . 1 – калач. 2 – грач.

Слайд 8

В ). 0 – багаж . 1 – могуч. 2 - вскач .

Слайд 9

Г). 0 – рисуеш . 1 – трескуч. 2 – (желаю) удач.

Слайд 10

Сергей Иванович Ожегов

Слайд 11

Список использованной литературы и интернет ресурсов: В.Волина . «Учимся играя».- Москва, «Новая школа», 1994г. https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=22785 – словарь Ожегова онлайн. https://likbez24.ru/index.php/orfografija/item/210-mjagkij-znak-posle-shipjashhih-na-konce-slov https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538537/ https://infourok.ru/material.html?mid=40638 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/11/urok-prezentatsiya-russkogo-yazyka-4-klass-tema-myagkiy http://www.aforism.su/71_5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...

Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе.

Применение нетрадиционных форм обучения русскому языку в начальной школе....

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Активные формы работы на уроках русского языка в начальной школе

Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения....

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...