Внеурочное интеллектуальное занятие (интегрированное) по русскому языку и литературному чтению на тему: «Русское слово – великое слово» (форма проведения - КВН).
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)
В методической разработке «Русское слово – великое слово» рассматривается вопрос отношения школьников к культуре устной речи в русском языке.
Цель занятия: воспитать у учащихся бережное отношение к русскому языку – языку великого русского народа. В центре КВНа обращение И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», суть которого актуальна и в наше время.
Для достижения цели мероприятия используются следующие технологии, как-то: системно-деятельностный подход, технология интеллектуально-познавательной развивающей игры, технология коллективного творческого дела. Применение на занятии разнообразных форм работы (индивидуальной, фронтальной, в парах, в командах) помогает воспитанникам быть толерантными и развивать на практике функциональную грамотность по разделу русского языка «Культура речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku.docx | 47.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное интеллектуальное занятие (интегрированное)
по русскому языку и литературному чтению на тему:
«Русское слово – великое слово» (форма проведения - КВН).
Разработала учитель начальных классов Иванова Людмила Ивановна (МОБУ «Сертоловская СОШ № 3» Всеволожского района Ленинградской области).
Цель занятия:
Воспитывать у учащихся бережное отношение к слову, к богатствам языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами; воспитывать любовь и уважение к русскому языку – языку великого русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные: углубить и расширить знания учащихся по культуре речи, приобретённые на уроках русского языка и литературного чтения.
Личностные: понимать и осознавать позитивное отношение к своей роли в коллективном творческом деле.
Метапредметные :
- регулятивные: уметь объяснить достоинства и недостатки своей и чужой работы в группе, в команде;
- познавательные: освоить нормы культуры речи.
- коммуникативные: уметь уважительно общаться с товарищами в команде, вырабатывая чувство толерантности.
Технологии:
- технология интеллектуально-познавательной развивающей игры,
- технология коллективного творческого дела,
- ИКТ (ресурсы Internet).
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.
Методы: словесные, логические, поисково-исследовательские, изобразительные.
Формы работы учащихся на занятии: фронтальная, индивидуальная, в парах, в командах.
Ресурсы занятия:
- Высказывания о русском языке.
- Костюмы для сценки «Прочь c дороги!»
- Ребус.
- Кроссворд.
- Интерактивная доска SMART.
Ход занятия.
- Подготовка к полету.
Ведущий: «Внимание, внимание! Мы с вами находимся на стартовой площадке космодрома. Через несколько минут будет произведен запуск двух космических кораблей. Маршрут полета: Земля – Планета Веселых, Находчивых, Грамотных. Прошу на сцену экипажи кораблей».
(Выход команд.)
(Дети могут дать названия командам. Например: команда – «Спутник», команда – «Луноход».)
Ведущий: «Друзья, прежде чем вы покинете стартовую площадку, прежде чем корабли достигнут космической скорости, вы должны поприветствовать друг друга и объяснить, когда возникли слова, взятые для названия ваших кораблей».
(За правильный ответ на вопрос дается 1 очко).
Ведущий: «Итак, внимание! Пять-четыре-три-два-один-старт!»
(Звучит марш. Команды занимают места в зале.)
Ведущий: «И вот наши корабли мчатся к заветной цели. Сплошная темнота. Вдруг что-то блеснуло. Что это? Мы приближаемся к какой-то планете. Как странно она выглядит! Вся из стекла, бетона, стали. И вот наши корабли коснулись дорожек аэродрома этой загадочной планеты».
- Планета Буквистика.
Ведущий: «Посмотрите, прямо перед нами щит с названием».
Комментарий.
На интерактивной доске SMART появляется ребус:
(Приглашаются по одному участнику от каждого экипажа для разгадывания – 1 очко.)
Комментарий.
Пока представители команд разгадывают название планеты, её жительница – буква А – предлагает найти ошибки в произношении слов девочкой Юлей и мальчиком Мишей в сценке «Прочь с дороги!».
На SMART доске появляется высказывание И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
(Занавес открывается. Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.)
Юля: «Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу».
Мать: «Что за спешка?»
Юля: «Да наше звено сегодня сдает… Как это… металлолом».
Мать: Обед стоит на плите».
Юля: «Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину». (Режет мясо, ест.)
Миша (вбегая): «Юля! Что ты так долго?»
Юля: «Сейчас. Только попью». (Быстро встает.) «Мама, у нас есть холодный кипяток?» (Наливает из графина воду и пьёт.) «Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?»
Мать: «Возьми пальто».
Миша: «Пальто не стоит. Его можно испортить. Возьми лучше… Как это… халат».
Мать: «Действительно, возьми халат».
Юля (надевает халат): «Хорошо. Я возьму халат».
(Миша и Юля уходят.)
Мать: «Не могу понять, почему Юля, Миша да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют».
(За каждую найденную ошибку дается 1 очко.)
(Если ребята затрудняются ответить, то на сцену выходят Время, Имя прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Как это.)
Говорят все хором: «Мы по-ра-жа-ем-ся, мы удив-ля-ем-ся, мы воз-му-ща-ем-ся. Послушайте, что скала Юля».
Время: «Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – времени, а, во-вторых, вопрос: «Сколько времени требует продолжения, напр. Сколько времени я вас жду? А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать «Который час?». Видите, как со мной небрежно обращаются!»
Имя прилагательное: «Нет, имена существительные, если кому и тяжко приходится, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами, вот и получается «холодный кипяток». Ведь, если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой, и говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».
Половина: «Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы не знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина», «меньшая половина» и даже «третья половина». Очевидно, меня путают с существительным Часть, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!» (Падает со стула.)
Надеть, Одеть (спутанные вместе): «Да, товарищ Половина, мы вас очень, очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата Одеть так часто путают, что скоро мы сами не сможем разобраться, где должен стоять я – Надеть и где брат – Одеть. Одеть можно кого-то, например, одеть малыша, а надеть требует вопросов «надеть что-то на кого-то»: надеть кольцо на палку, надеть пальто на себя. Помните у Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»: « Вместо шапки на ходу он надел сковороду»? А всё же нас путают и путают. Помогите нам распутаться».
Кушать: «Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я… Меня литературный язык не допускает в 1-ое лицо, и вместо «Я кушаю», «мы кушаем» говорят: я ем, мы едим. И даже в 3-ем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните, как у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне» сказано: «Кушай, яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед»?
Как это: «Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? – не знаю».
Потом буква А предлагает командам загадки.
Загадки:
- Этот дом не деревянный, не из камня этот дом, он прозрачный, он стеклянный, нету номера на нём… И жильцы в нем не простые, не простые, золотые. Эти самые жильцы знаменитые пловцы. (Аквариум)
- Это старый знакомый. Он живет на крыше дома, длинноногий, безголосый, он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)
- В детский сад с бахчи привезли мячи. Подали к обеду мяч, сладкий он и как кумач. (Арбуз)
- Что за чудо синий дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины и питается бензином! (Автобус)
Комментарий.
Но пора лететь дальше. На прощанье экипажи кораблей красиво пишут на доске название этой планеты – Буквистика – и отправляются в путь.
- Планета «1000 вопросов».
Новая планета совсем необычна: дома и деревья – знаки вопроса. Житель планеты «1000 вопросов» синьор Загадайкин дает следующие задания:
- Назвать пять «крылатых выражений» из басен И.А Крылова.
(1 очко за пример)
Ответы: а) « А Васька слушает да ест.» («Кот и повар».)
б) «Ты сер, а я, приятель, сед.» («Волк на всарне».)
в) «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!» («Квартет».)
г) «А воз и ныне там.» («Лебедь, щука и рак».)
д) «Слона-то я и не приметил!» («Любопытный».)
- Как называются жители Тамбова, Тулы, Томска, Ростова, Пскова?
(5 очков)
(Ответы: тамбовец, туляк, томич, ростовчанин, пскович.)
- В каких словах одно ударение считается правильным, а другое – нелитературным:
све´кла – свекла´
ба´ржа – баржа´
ко´мпас – компа´с
догово´р – до´говор
ина´че – и´наче
(5 очков)
(Правильно: све´кла, ба´ржа´, ко´мпас, догово´р, ина´че)
- Планета Весёлых.
На планете Веселых Иринка-смешинка просит показать, как представляют себе команды урок русского языка в XXII веке (такова тема домашнего задания).
Пока команды готовятся к выполнению задания, Иринка-смешинка проводит конкурс болельщиков.
Задания:
- Он козел, она… (коза)
- Он бобер, она… (тоже бобер)
- Он осел, она… (ослица)
- Она оса, он… (тоже оса)
- Дно – ед. ч., как мн. ч.? (донья)
- Стекло – ед. ч., как мн. ч.? (дребезги – шутка, стекла)
- Она стрекоза, он… (стрекоза)
- Как правильно? Рельса или рельсы? (то и другое правильно)
- Как во мн. ч. могут звучать следующие имена существительные:
Колос (колосья), дуга (дуги),
Голос (голоса), рука (руки),
Волос (волосы), мука (мука).
- Назовите ед. ч. от слов:
Певцы (певец),
Венцы (венец),
Щипцы (щипцы).
- Как в женском роде будут звучать слова, образованные от следующих слов:
Повар (повариха),
Купец (купчиха)
Храбрец (нельзя образовать форму женского рода).
- Планета Находчивых, Грамотных.
А вот и заветная планета, к которой стремятся экипажи.
Ребята встречают жителей, которые о чём-то горячо спорят. Оказывается, что они никак не смогут составить связанный рассказ, в котором были такие слова:
тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герои.
Выделяется по 2 человека от каждой команды на помощь.
(за выполнение – 5 очков).
Рассказ может быть таким: «Наш отряд отправился на экскурсию. В пути было много приключений. Одна из наших лодок перевернулась, и Вадик чуть не утонул. Спасая его, Миша проявил себя как герой. Добравшись до школы, где нам предстояло заночевать, мы постучались в окно к сторожу. Он никак не мог найти ключ от дверей. «Куда он делся? Это просто загадка», – сказал он, но ключ оказался под скатертью. Все свои приключения мы записывали в тетрадь».
Остальные члены команд помогают жителям планеты найти потерянную форму родительного падежа имен существительных во множественном числе:
Именительный падеж Родительный падеж
апельсины апельсинов
килограммы килограммов
гектары гектар
места мест
дела дел
пальто пальто
сапоги сапог
Комментарий.
Полет окончен. Жюри подводит итоги конкурса. В перерыве, пока жюри обсуждает результаты, можно провести игру «Рыбная ловля». Участники игры по очереди достают удочкой из бассейна (ящика) рыбку с написанными на них вопросами занимательной грамматики, зачитывают их и дают ответ.
Победители награждаются медалями с надписью «Знатоки русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова".
Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер...
Презентация на тему: "Изучение роли имён прилагательных в речи на интегрированных уроках русского языка и литературного чтения"
Презентация к проекту по теме "Имя прилагательное" для учащихся 4-х классов...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема: В мире профессий».
Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.
Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...