Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"
методическая разработка на тему
Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_orkse.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
«Перспективные формы взаимодействия с семьей в рамках преподавания курса ОРКСЭ»
Заместитель директора по УВР Шеменева Т.И.
МБОУ « Новоусманский лицей»
На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота
о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и
культурных образцов. В семье ребенок обучался социальным ролям. За
последние годы статус семьи утерян. На смену нравственным понятиям
пришла алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых
родителях растет число детских домов. Поэтому назрел вопрос о
возрождении устоев. Родители, учителя, общественность осознают
необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих
возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства,
школы и семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в
целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
морального оздоровления общества. Поэтому в школах необходимо ввести
новый модуль Основы религиозных культур и светской этики.
Учебный модуль «ОРКСЭ» предоставляет большие возможности для
вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную
деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и
обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики»
предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме
собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа – создание
установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и
стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах
усвоения содержания курса их детьми.
Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение
ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например,
выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе,
подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать
большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала
для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых идёт
речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и
могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты
видеофильмов. При изучении тем, связанных с бытовым укладом, члены
семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как
отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые
блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко
индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в
классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом
взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных
понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин.
Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные
команды взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-
исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и
семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики
выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое
мероприятие, завершающее курс. Они становятся не просто зрителями, а
соавторами и участниками детских презентаций. Родители привлекаются и к
внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий,
праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе
определяется периодом предварительной подготовки: характером
оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей,
установкой на своеобразный праздник общения.
В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует
иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями,
традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета -
помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных
проблем. Современные родители в воспитании детей преимущественно
используют принцип «живи, как я». Родители и дети любят друг друга,
первые стараются жить достойно, вторые им подражают. При таком способе
семейного воспитания дети перенимают не только достоинства, но и все
недостатки родителей. Не имея возможности говорить с детьми о
нравственности, родители не могут корректировать их поведение в семье и
обществе, целенаправленно формировать психологические механизмы
защиты от зла, агрессии, лжи, порока и других социальных болезней,
которые разрушают не только общество и семью, но и личность. Одна из
задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том,
чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного
воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом
младшего подросткового возраста, исторические, культурологические,
нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной
(православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской
(история мировых религий, этика). Родители могут выбрать тот модуль,
который согласуется с семейными традициями, мировоззрением,
нравственными установками. Это позволяет использовать содержание
избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание
семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости
выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать
значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка,
семейного и общественного служения.
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное
решение воспитательных задач возможно только в согласованном
взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно
на такое педагогическое партнерство учителей и родителей. Только так
можно обеспечить полноценное духовно – нравственное развитие ребенка.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"
В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...
Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"
Статья "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподаван...
Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителям...
Проектная деятельность учащихся в рамках преподавания курса ОРКСЭ
Выступление на городсом образовательном форуме 2015 (г. Красноярск)...
Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...
Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).
Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...