Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
статья по орксэ (4 класс) на тему

Ребась Ольга Михайловна

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semyoy.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективные формы взаимодействия с семьёй

в рамках преподавания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учитель Ребась О.М.

Преподавание предмета ОРКСЭ обязывает организовать социальное партнёрство семьи и школы, доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.

Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. И прежде всего, предполагает нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка.

Приобщение родителей к школьной жизни - это поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности, что предполагает в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики»:

1. Создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы.

2. Активизацию позиции родителей во взаимодействие со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях.

3. Углубление и расширение личностно-ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат-мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми. Подготовительную работу с родителями можно провести в форме собеседования, пресс-конференции, родительского собрания, обучающего семинара, мастер-класса, круглого стола.

На первом собрании (март, 3 класс) родители были ознакомлены с задачами нового курса, его структурой, содержанием всех 6 модулей курса, с тем, как будет организовано его изучение, выслушали учителей, которые должны вести тот или иной курс. Родителям было рекомендовано посетить школьную библиотеку, посмотреть содержание учебников по каждому модулю и сделать выбор учебника, посоветоваться с классным руководителем и сделать окончательный выбор модуля и учителя к следующему собранию в конце учебного года 3 класса. Родители по-разному восприняли введение курса ОРКСЭ. Большинство родителей горячо приветствовало введение курса нравственного характера, некоторые опасались, что педагоги будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию, так как неверно представили назначение курса. На собрании присутствовал настоятель сельского Храма Святого Архистратига Михаила иерей Вячеслав. Батюшка рассказал о необходимости введения нравственного учебного курса, подробнее остановился на модуле «Основы православной культуры» и познакомил с тетрадью творческих работ по этому модулю. На следующем собрании родители сделали окончательный выбор модулей и написали заявления. На протяжении 3 лет родители в нашей школе выбирают 3 модуля:  «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

В начале учебного года 4 класса было проведено еще одно собрание, где учитель детально ознакомил родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Но главной задачей собрания было согласование действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.

Именно такой подход и такое отношение будут конструктивными для того, чтобы родители и сам ребенок внесли максимальный вклад в успешность преподавания курса ОРКСЭ. В связи с этим значительное место занимает просветительская работа с родителями.

Для этого целесообразно использовать такие формы работы с родителями:

1.  индивидуальные консультации;

2. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, литературы;

3.  экскурсии по родному краю;

4. совместные с родителями праздники;

5.  помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников.

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным. На уроках ОРКСЭ дети получают задания, для подготовки которых недостаточно материала учебника, и для их подготовки школьники обращаются к опыту своих родителей, других взрослых, узнают их точку зрения, знакомятся с традициями семейной жизни.

У родителей, бабушек и дедушек, есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Именно это богатое содержание должно быть  задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет расширить содержание нового курса, придать ему личностные смыслы. С другой стороны, это делает общение детей с родителями на жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким.  

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, выполнения таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подбор иллюстративного материала, подготовка творческих работ к итоговому мероприятию. Родители  оказывают помощь в составлении презентаций, в поиске дополнительного материала к урокам. В конце 1 полугодия дети получили несложные творческие задания: составление статьи для исторической энциклопедии и написание сочинения по материалам экскурсии в храм (презентации «Собор Василия Блаженного», «Алтарь», «Египетские боги», статьи «Икона», «Древнеегипетская религия», «Будда», «Иерусалимский храм», сочинения по материалам экскурсии в храм). Помощь родителей ощущается, если они проявляют интерес к тому, что изучает ребенок.

Некоторые родители посещали культовые места, о которых идёт речь на уроках «Основы религиозных культур и светской этики», видели религиозные святыни и  смогли рассказать о них и показать фотографии и фрагменты видеофильмов.

Изучение курса заканчивается итоговой исследовательской работой.  В классе в марте было проведено  третье родительское собрание, где  велась работа по подготовке учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный, четвёртый раздел называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока.  В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь собрались вместе, чтобы подготовить и представить такие индивидуальные и коллективные творческие проекты. На родительском собрании я познакомила родителей с тематикой творческих работ, дала необходимые рекомендации по их подготовке. Рекомендуемые проекты в курсе: «Как я понимаю православие?», «Ислам — религия мира»,   «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка (отец, брат) — защитник Родины», «Спеши делать добро!», «Традиции и ценности моей семьи», «История храмов», «Языческие верования народа ханты», «Национальные блюда моей семьи», «Национальный коми костюм» и др. При этом все итоговые работы необходимо выполнить с учетом общих задач курса и с выходом на диалог культур и традиции многонационального народа России. Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами. И в этом случае не обойтись без краеведческого материала. Так, например, темы итоговых проектных работ могут быть связаны, как с Россией в целом («С чего начинается Родина…»; «Святые воины русской земли», «Герои России»), так и с малой Родиной  («Блюда национальной кухни»; «Христианское отношение к природе», «История храма в Мужах»).  Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований.  Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень.   Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках.

Приведу фрагменты исследовательских работ ученицы Милены П. «Осталось свято сердцу внука, что было свято для отцов» и Володи Р. «Мой род в истории Родины»

«Опять приходит весна, а с ней и дорогой нашему сердцу праздник – День Победы. В нашей семье к этому празднику особое отношение, потому что все дедушки воевали, а бабушки в это время работали в тылу (на заводах, в колхозах). Я немного знаю про своих прадедов, которые сражались на Волховском фронте и защищали Севастополь, а вот про двоюродного прадеда узнала совсем недавно. Разбирая с мамой архив фотографий, перебирая награды, я наткнулась на очень старую записную книжку, которые сейчас можно увидеть только в музеях. На первой обложке крохотная фотография, памятная надпись, написанная интересным почерком, таким сейчас не пишут. Мы с мамой стали расспрашивать её отца, моего дедушку, и вот что он нам рассказал…  И сейчас, на любой вопрос о событиях Великой Отечественной войны дедушка знает ответ. Но чтобы понять события войны нашего народа с фашистами, надо, чтобы потомки помнили и передавали своим детям память о своих замечательных предках. Дедушка сказал, что под Москвой в Подольске есть военный архив, в котором наверняка есть данные о части, в которой служил и погиб мой прадед. Возможно, в будущем я займусь этим исследованием».

«В моём роду пересеклись самые знаменитые фамилии, о предках которых  говорит история края. Не знаю, насколько я близок куноватскому князю Якову Артанзееву, жалованному  14 января 1768 года императрицей Екатериной II жалованной грамотой и ляпинскому князю «Нахрач», но одно знаю точно, что мой род оставил неизгладимый след в истории человечества и по каждому из них можно написать историю нашей страны. Предки моего рода жили в тяжёлые и неспокойные времена, но каждый  с честью и достоинством прошёл свой путь, добросовестно исполнив свой долг на земле, и сегодняшние потомки стараются равняться на них. О моих предках, моей родословной  бережно собирают сведения мои родители – Ольга Никитична и Олег Владимирович.  Из собранных ими семейных архивных документов и их рассказов я черпаю сведения о своём роде…  Я очень люблю свою семью и свой род и горжусь им. Память о своих родных, ковавших победу на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу,  я сохраню и донесу до своих детей и внуков».

 При подготовке таких проектов детям потребовалось деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов. На представлении проектов по окончании курса родители обучающихся были не только гостями, но и непосредственными участниками.  

Стараемся привлекать родителей и к внеурочным мероприятиям – оказание помощи в организации и  проведении внеклассных мероприятий.   В этом учебном году родители учащихся начальной школы приняли активное участие в подготовке и проведении школьного концерта, посвящённого Дню народного единства, отмечаемого 4 ноября. Праздник прошёл под девизом: «Мы разные, но мы вместе».  Каждый класс представлял номер детской художественной самодеятельности, представляющий культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России. (Танцы, сценки, частушки, игры, песни народов России: грузин, украинцев, русских, коми, ханты, ненцев, татар, цыган). Родители оказывали помощь в изготовлении костюмов, разучивании танцев, песен, сценок, игр).  

Таким образом, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Эссе на тему: «Позитивные возможности и сложности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

Основной сложностью в преподавании курса ОРКСЭ является разграничение понятий: "религиозное образование" и "религиоведческое образование". Именно религиоведческое образование стало активно развиваться...

Системно – деятельностный подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»»

      Основная педагогическая задача системно – деятельностного   подхода -   создание и организация условий, инициирующих детское действие.    Основной результат – развитие личности ребенка на основе...

Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения....

Зачетная работа по ОРКСЭ. Эссе. Тема:"Позитивные возможности и сложности в преподавании курса Основы религиозных культур и светской этики ". Москва 2012 год.

   В последнее время очень много говорится о необходимости введения в курс начальной школы нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  .   Никто не спорит...

Доклад "Перспективные формы взаимодействия с семьёй в рамках преподавания курса ОРКСЭ"

Доклад о формах и методах взаимодействия учителя с семьёй в рамках преподавания предмета ОРКСЭ...