Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
статья по орксэ
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной
и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie_orkse.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной
и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Воспитание должно просветить сознание человека,
чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра».
К.Д.Ушинский
Проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время стала особо актуальной. Сейчас очень важно воспитать ребенка нравственно и духовно воспитанным, любящим свою Родину и страну.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Духовно-нравственное воспитание становится приоритетной задачей школы.
Работа в нашей школе по данному вопросу ведется в двух направлениях:
-преподавание учебного предмета «Основы православной культуры»;
-внеурочная деятельность по предмету.
Как все новое, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса, в частности модуля «Основы православной культуры».
Основные задачи учебного предмета: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки.
С учетом культурологической направленности предмета ОПК, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач в младших классах определены принципы:
- опора на положительное в ребенке;
-принцип воспитывающего характера обучения.
В процессе преподавания православной культуры необходимо использовать аксиологический, системно-деятельностный, развивающий подходы; необходимо учитывать возможности интеграции православной культуры и других предметов, особенно гуманитарного, художественно-эстетического цикла.
Уход в воспитании от традиций правoславия одна из причин нравственного опустошения личности. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Поэтому в содержание уроков часто включаем чтение христианских притч, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, прослушивания песен, музыкальных фрагментов, кроме того, используем аудио записи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографиями храмов, видеоролики и фрагменты фильмов, уроки Памяти и т.д.
Метод диалогового обучения - основа при построении уроков. Он позволяет детям осознанно воспринимать те или иные понятия, приводить примеры из жизни, доказывать важность этих понятий в жизни, таких как совесть, добро, «золотое правило этики», милосердие и т.д.
Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Благодарю тебя…». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Благодарю тебя за…»
Таким образом, дети осознают важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация детей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. За период работы над проектом, детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придется обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться, разработать виды деятельности, поэтапное их выстраивание, продумать презентацию.
Темы проектных работ: « Моя большая и маленькая Родина», «Подвиг в жизни моей семьи», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины», «Традиции моей семьи», «Добрые дела в моей жизни» и др.
При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации предлагаю детям обратиться к членам своей семьи.
Много интересного о прошлом они узнают от дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное – они учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Проектные и исследовательские работы детей заканчиваются отчетом детей в виде презентаций, оформления выставок и т.д.
Включение родителей и родных ему людей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Поэтому считаю, что без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Этот процесс особенно ярко проявляется и при организации внеурочной деятельности по предмету:
-организация работы кружков «Истоки» «Дорогою добра»
Целью данных программ является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере приобщение их к духу и культуре родного народа. Воспитательное значение православной культуры родного народа связаны не только с изучением национальных духовно-нравственных ценностей, традиций, но с предоставлением ученику возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий.
-проведение праздников на уровне школы и поселка.
Стали традицией такие праздники ,как «Светлое рождество Христово» и «Праздник Света и добра», посвященные Рождеству и Воскресению Иисуса Христа. Праздниками радости стали такие праздники,как «Праздник православной книги», «Праздник семьи», , «Мама – слово святое» и др.
-организация и проведение олимпиад и различных конкурсов.
Дети с удовольствием участвуют и являются активными участниками городских конкурсов детского прикладного творчества « В мире добра», « Рождество Христово - вечной жизни свет». « Славянской письменности» В этом году в фестивале «В начале было слово»
-акции милосердия.
Проведение праздников и развлекательных мероприятий в Детском МДОУ 47, 146, озеленение школьного двора, помощь нуждающимся одиноким дедушкам и бабушкам и т.д.
-организация экскурсий в храм, есть дети, которые являются воспитанниками воскресной школы.
Ежегодно проводятся экскурсии в храм, предварительно перед посещением проводятся беседы о правилах поведения в храме. Прежде, чем пойти в храм, дети уже знают «что такое храм», «иконостас» и многие другие понятия. Экскурсиям отводится специальное время, нас ждет настоятель, много интересного рассказывает. Экскурсия превращается в праздник добра и милосердия.
Как я уже отмечала вся эта важная и необходимая работа проходит в единстве с родителями детей, что я считаю особенно важно.
Родители являются активными помощниками учителя в проведении занятий и мероприятий. Стали более интересными родительские собрания, где часто элементом примера нравственности становились проблемные дискуссии на тему песен - притчей Копыловой, Кошминой, Скобли. Хочется отметить активность и заинтересованность родителей при проведении совместных праздников ,выставки семейных работ , организации экскурсий и т.п. Поддержка родителей, их положительное отношение к введению курса – залог успешной работы учителя в данном направлении.
Интересно и полезно в этом направлении сотрудничество с работниками библиотеки, руководителями различных Отделений Центра дополнительного образования детей.
Результат проделанной работы важен и значим:
- решает определённые воспитательные задачи:
-укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;
− формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
− развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. - Дети получают возможность к самореализации и развитию:
-развитие творческих, коммуникативных, личностных способностей детей;
3) Родители занимающихся детей отмечают, что работа в данном направлении идет на пользу их детям: они становятся внимательней к чужой беде, точке зрения, терпимей, мягче, снисходительней, добрей и милосердней
Мир православия - мир совершенствования человека к лучшему-миру добра и любви. И я благодарна судьбе, что мне выпала честь быть подвижником этого важного дела и нести детям радость познания любви, добра и совершенствования. Свое выступление хочу закончить словами святителя Иннокентия (Вениаминов): «Образованию ума всегда должно предшествовать воспитание сердца». Об этом важно помнить нам, учителям, ибо мы воспитываем души детей
Сегодня на нашем семинаре, мы постараемся показать вам формы духовно нравственного воспитания, которые мы часто применяем на своих уроках и внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"
В выступлении приводятся доказательства о том, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ
Духовно - нравственное воспитание школьников....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ
Проблемы, рассматриваемые сегодня очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей являе...
«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»
Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...
Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе совместно-распределенной деятельности
Статья в Сборнике материалов Республиканской НПК...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ
ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание социально-педагогических условий для воспитания, развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...