Откуда берутся «трудновоспитуемые» дети?
презентация к уроку по теме
Что же предопределяет появление «трудновоспитуемых» детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Откуда берутся «трудновоспитуемые» дети? | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Трудный» подросток – это понятно. Не умеет себя вести. Негативное отношение к школе. Желание уклониться от своих обязанностей. Груб, недисциплинирован. Но младший-то школьник! Почему мы говорим о нём?
Ранее он характеризовался только положительными эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Воск да и только, делай что хочешь!
И вдруг – ужасно непослушный, ужасно вредный, агрессивный, недисципли-нированный. На уроке не желает работать, будоражит весь класс.
Что это – переломный возраст? Нет, этим прикрываться рано. Хорошо, что ещё не «трудный», а «трудновоспитуемый»!
Но что же предопределяет появление «трудновоспитуемых» детей?
Философия поведения детей имеет свои законы. Поведение младшего школьника на 90% зависит от эмоциально-нравственной атмосферы, которая складывается в семье и школе. Но особенно в семье.
Психологи доказывают, что младший школьник строит своё поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего.
ФАКТОРЫ, увеличивающие число «трудновоспитуемых» детей Отсутствие уважительных, добрых, заботливых отношений в семье между её членами; Дефицит общения родителей с детьми; Отсутствие подлинного интереса, внимания, уважения к ребёнку.
Все неблагополучные семьи можно подразделить на 4 общих типа
1 ТИП Семья, где ребёнок единственный Избыточная любовь родителей (бабушек и дедушек) к ребёнку; Его воспитывают, наставляют и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чём не отказывают. Ребёнку не нравятся советы и наставления, но нравится «ничего не делать». Пользуясь своим положением кумира , ребёнок становится требовательным, капризным, в нём формируется потребительское отношение к родителям, к жизни.
В детском коллективе подобные черты становятся всё явственнее и ведут к возникновению конфликтов и отчуждения от ребят со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начинается самое большое зло – сопротивление воспитательному воздействию, неподчинение учителю. Ребёнок осознаёт, что в классе он не в центре внимания (дома он – кумир), поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам и учительнице.
2 ТИП Семья, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей Всё идёт от отца и матери. Главную задачу они видят в том, чтобы «жить не хуже других». На это уходит всё время и силы души. А страдают дети. Всё воспитание сводится к эпизодическому контролю за выполнением уроков, возможности красиво одеть и обуть своё чадо.
Внутренняя жизнь детей родителей не интересует. Они всерьёз учат детей: «делай то, что выгодно». И дети следуют этому принципу: растут потребителями; исповедуют культ денег и вещей; начинают пропускать уроки; безразличны к отметкам; становятся эгоистичными, излишне практичными.
3 ТИП Семья, где господствует безнадзорность В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Здесь царят неуважение и недоверие друг к другу, грубость и оскорбление, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении, родители утратили потребность общаться с ними.
В характере и поведении таких детей: лживость, недисциплинированность; грубость, жесткость; двоякая формула поведения; безразличие, как к ним относятся окружающие; нежелание думать, лёгкость мысли; апатия, привычка поступать по своему усмотрению; в дальнейшем становятся «трудными»; начинают пить, курить и т.д.
4 ТИП Семья внешне благополучная Здесь как будто любят друг друга. Родители систематически вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учёбе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью, неумеренностью в проявлении эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства «сволочь», «идиот» … и т.п.
Причина конфликтов кроется чаще всего не в злой воле взрослых, а в низком уровне их педагогической культуры, в их усталости и раздражительности (многие родители работают по совместительству, на полторы ставки, чтобы прокормить семью). Родители мало беседуют с детьми; Практически не рассказывают о себе; Общение ограничивается заботами накормить и одеть; Низкая осведомлённость о жизни детей, их увлечениях, друзьях; Всё это ведёт к отдалению детей и родителей, к взаимному непониманию.
Темы разговоров между взрослыми: Деньги Политика Развал экономики Безработица Дети воспринимают озабоченность родителей. Это сказывается на проявлении ими тревожности, страха, подавленности, психических срывов в поведении, эмоционального напряжения.
Работа семьи и школы Доверительная беседа, откровенный диалог (учитель и родители); Осознание того, что ребёнок нуждается в любви и понимании; Смена тем разговоров в семье при ребёнке; Вовлечение ребёнка в игру, в которой бы он играл «первую скрипку». Такая совместная деятельность повышает самооценку ребёнка, создаёт семейное единение с родителями; Понимание того, что учитель борется не с ребёнком, не с его родителями, а с причинами, вызывающими нежелательное влияние семьи на поведение ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули?"
Игра может использоваться на внеклассных мероприятиях для формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, формирования знаний правил личной гигиены. Эта игра способствует развитию уме...
Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"
Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......
"Откуда берутся таланты?"
Исследовательская работа ученицы 4 класса Екатерины Крешетовой. Руководитель Л.Н. Ковкова....
Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"
Урок "Окружающий мир" продолжить просветительскую работу по правильному питанию; познакомить детей с природным происхождением и производством шоко...
Откуда берутся снег и лёд
Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....
Откуда берутся шоколад, изюм и мед.
Методическая разработка урока по учебнику А.А Плешакова, 1 класс...
Откуда берутся трудновоспитуемые дети
Беседа с родителями...