Откуда берутся снег и лёд
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.otkuda_berutsya_sneg_i_lyod.1kl.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
1 класс.
Программа «Школа России».
Урок – исследование.
Откуда берутся снег и лед.
Темы исследовательских работ.
Изучение свойств снега и льда;
всегда ли снег чистый;
снег и лед можно есть.
Методические задачи.
Научить: определять свойства снега и льда;
проводить физические эксперименты;
обрабатывать и обобщать полученную информацию.
Дидактические цели: формировать умения детей в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией,
умение увидеть проблему и найти пути ее решения;
развивать умение работать в группе;
воспитывать экологическую грамотность.
Оборудование: форма для приготовления льда, оборудование для практической работы по изучению свойств снега и льда, чистоты снега, эксперимента с мороженым, цветные карандаши, «Рабочая тетрадь» к учебнику «Окружающий мир», 1 класс
Во время прогулки проводится наблюдение за снегопадом. Учитель раздает черные картонные пластинки, на которые дети ловят снежинки, рассматривают их, устно описывают их форму.
Ход урока.
- Организационный момент.
- «Мозговой штурм»
Загадки.
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
- Кто назовет тему сегодняшнего урока?
- Сегодня необычный исследовательский урок. Вы будете выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, проводить физические эксперименты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию.
На доске появляются карточки: Снег, Лед
- Исследовательская деятельность учащихся.
Класс делится на 3 смешанные группы. Каждая группа подбирает себе название. На столах лежат инструкции по этапам работы.
1 группа «Знатоки природы»
Цель эксперимента: изучение свойств снега и льда.
Выдвижение гипотезы.
- Снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем.
Результаты опытов ребята записывают в «Рабочую тетрадь», затем показывают в виде устной презентации.
Опыт 1
Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Засекли время. Снег растаял через 5 минут, а лед через 10 минут.
Если воду от таяния снега и льда поместить в емкостях в морозилку, то мы увидим, что вода в емкостях замерзнет.
Опыт 2
На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег – белый, а лед – бесцветный.
Пытались рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается.
Опыт 3
Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед палочкой проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоток и ударили по куску льда. Лед треснул и рассыпался.
Выводы.
Снег и лед в теплом помещении тают. Снег – быстрее, лед – медленнее.
Снег - белый, лед – бесцветный.
Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.
Снег – рыхлый, а лед – хрупкий.
Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же.
Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.
На доске появляется запись:
Снег Лед
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Рыхлый Хрупкий
2 группа «Природоведы»
Цель эксперимента: исследовать чистоту снега.
Выдвижение гипотезы.
- Снег бывает грязным.
Проведение опыта.
Мы положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.
Наблюдая за состоянием снега в различных местах, мы выяснили, что снег чище в
парке, чем возле дорог.
Формулирование выводов.
Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.
3 группа «Любители мороженого»
Эксперимент с мороженым.
Цель исследования: мы хотим узнать: можно ли есть снег и лед.
Выдвижение гипотезы.
Мама говорит, что снег и лед есть нельзя, а мы считаем, что снег и лед могут быть съедобными.
1 ученик. Мы провели исследование: в морозилке получили кубики льда из воды и сока. Кубик льда из сока оказался гораздо вкуснее. Попробовали снег из морозилки – невкусно. Затем мы купили в магазине несколько сортов мороженого: молочное, сливочное, пломбир. Больше всего нам понравилось мороженое – пломбир.
Это интересно!
2 ученик. Из книг мы узнали, что если фруктовый сок в какой-нибудь емкости поставить в морозильник, то он замерзнет и превратится в кусок льда. Чтобы сделать настоящее мороженое, нужно постоянно помешивать жидкость при замерзании. Только так можно получить мороженое, а не лед. В зависимости от сорта, мороженое может состоять из воды, молока, жира, фруктов, сахара и вкусовых добавок.
Выводы.
В результате нашего исследования мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, только если их сделал человек.
Мороженое и фруктовый лед – это очень вкусно!
Дети каждой группы оценивают работу участников, учитель оценивают работу групп.
- Беседа «Откуда берутся снег и лед?»
Учитель задает вопрос, дети высказываются.
- Где же образуется снег и лед? (В небе, в облаках)
- Вот как на этот вопрос ответил поэт.
Туча по небу гуляла
И случайно задремала.
Ветры буйные на воле
Увидали: туча спит,
Как перину распороли –
И оттуда пух летит –
В глазах рябит,
А поймаешь – холодит.
В. Мусатов.
- Что за пух? Вспомните, как на прогулке рассматривали снежинки.
- Сколько лучей имеет каждая снежинка?
Дети дорисовывают снежинки в «Рабочих тетрадях».
1 группа – 1 снежинку
2 группа – 2 снежинку
3 группа – 3 снежинку
- А где образуется лед? (В луже, в реке, на мокрой дороге)
5. Подведение итогов урока.
- Назовите основные свойства снега и льда.
- Что такое снег и лед?
Награждение. Каждый ученик получает снежинку, крепит ее к доске, получается снегопад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"
Урок окружающего мира в 1 классе...
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...
Откуда берутся снег и лед.
-познакомить учащихся со свойствами снега и льда;-развивать творческие способности учащихся....
Откуда берутся снег и лед?
Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающихся, их учебной мотивации. Занятие соответствует развивающей технологии обучения...
"Откуда берутся снег и лед?
Разработка урока по окружающему миру во 2 классе...
урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России
Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...