"Откуда берутся таланты?"
творческая работа учащегося (4 класс) на тему

Любовь Николаевна Ковкова

Исследовательская работа ученицы 4 класса Екатерины Крешетовой. Руководитель Л.Н. Ковкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление   образования  

Администрации   округа  Муром

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя  общеобразовательная  школа  № 4

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла»

Исследовательская работа

Тема: «Откуда берутся таланты?».

Тип исследования : экспериментально - творческий.

Тип исследования по предметной области:   внепредметный.

Тип исследования по форме:  индивидуальный.

Тип исследования по временным рамкам:  краткосрочный (8недель).

Ученица  4 «Б» класса

Крешетова Екатерина

Руководитель: Л.Н.Ковкова

о. Муром

2011 – 2012 уч. год

  1. Введение.

   Уже долгое время меня интересует вопрос: что такое талант? Почему  у кого-то все получается, за что бы ни взялся?  Про таких людей говорят: «Талантлив!».  А у кого-то, как ни старайся, - все «из рук валится»:  и учеба не идет, и в соревновании проиграл….  Даже на сцену выйти боится. А об олимпиадах и конкурсах и говорить нечего. Какой уж тут талант?  Так кто же такие талантливые люди? Откуда берутся эти самые «таланты»?  Интересно, а я и мои одноклассники талантливы?

Пытаясь найти ответы на все эти вопросы, я решила провести исследование. Тема моего исследования звучит так: «Откуда берутся таланты?». Сначала я определила для себя цель:

  1. узнать, откуда берутся таланты, и…
  2.  можно ли в 9 лет быть талантливым ребенком?

  Для достижения цели нужно было решить цикл задач:  

  1. Изучить научно-популярную литературу по теме.
  1. Словари.
  2. Высказывания выдающихся людей.
  3. Пословицы  и поговорки.
  1. Сделать сравнительный анализ посещения кружков и секций учениками 3-х классов.
  2. Выяснить, есть ли у меня и у моих одноклассников способности, которые нужно развивать.

А еще мне хотелось бы научиться выдвигать гипотезы, проводить анкетный опрос и интервью среди одноклассников, беседовать с  взрослыми на определенную тему, анализировать, наблюдать, делать выводы.

Начнем с гипотез. По теме своего исследования я выдвинула две гипотезы:

   - возможно  если человек, заинтересован в том, чтобы быть талантливым, он будет стремиться к совершенствованию;

    - если никто не видит твоих способностей, то талант исчезнет.

  Объект исследования – талант, как выдающиеся способности.

   Предмет исследования – творческие способности моих одноклассников.

         Для того чтобы, провести исследование я составила  план работы. В этом мне помогла тетрадь А. И. Савенкова «Я исследователь».

План исследования.

  1. Посмотреть  книги о теме исследования.
  2. Спросить  у других людей.
  3. Понаблюдать.
  4. Обратиться  к компьютеру, посмотреть в сети Интернет.
  5. Провести  анкетирование среди одноклассников.
  6. Подумать  самостоятельно по теме.
  1. Исследовательский этап по плану.

      Для того, чтобы выяснить откуда берутся таланты, я решила узнать, что такое талант, и какие определения таланта существуют в различных словарях.  

  1. В  словаре Даля имеется такое определение:

  Талант – природный дар, дарования человека и способность к чему.

  1. Словарь Ожегова содержит следующее понятие:

     Талант- человек, обладающий , такими качествами, способностями.

  1. Энциклопедический словарь:

      Талант- выдающиеся способности , высокая степень одаренности в какой-либо области.

  1. Психологический словарь:

      Талант – высокий уровень развития способностей,  проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.

  1. Философский энциклопедический словарь:

       Талант- это выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность.

Мне кажется, что наиболее точное понятие приведено в Философском энциклопедическом словаре.

     

Многие выдающиеся люди высказывались о таланте.

  1. Если не верить в себя самого, нельзя быть гением   (Бальзак О.)
  2. Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастет ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.   (Леонардо да Винчи).
  3. Талант – это  развитие природных способностей.      (Бальзак О.)
  4. Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.                     (Гете И).
  5. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант, в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы. (Горький М).
  1. Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.  (Камю А).

 

         У русского народа  тоже есть свои поговорки и пословицы о таланте.

  1. Где талант, там и надежда.
  2. Талант трудом добывают.
  3. Талант не туман, не мимо идет.
  4. Если у тебя есть талант, не бойся, что сейчас не везет.
  5. Не так важно иметь талант, как его обнаружить.

Далее, в соответствии со вторым пунктом плана, у меня состоялся разговор со своими родителями.

      Я расспрашивала  родителей о талантливых людях,  откуда берется талант, можно ли его развить упорным трудом.

Папа  мне рассказал про Евгения Плющенко, известного фигуриста. Женю отдали в секцию фигурного катания в возрасте 4-х лет. Женя был гибкий, но все равно ему было очень трудно. Например, ему было больно садиться на шпагат. Но он маленький, с помощью своей мамы, много тренировался. И уже на первых соревнованиях занял 6 место из 16. Еще у Жени был слабый вестибулярный аппарат и для того, чтобы хорошо выполнять вращения, он долго тренировался дома , крутился на тренажере, его тошнило, но он все равно продолжал. Из-за того, что Женя показал себя способным спортсменом, его пригласили в Ленинград (Санкт-Петербург) тренироваться к известному тренеру Алексею Мишину. Женя с мамой переехали в этот город, и им денег хватало только на съем маленькой квартиры, и иногда не было еды, и нередко приходилось собирать бутылки, чтобы купить хлеб. И все же они не бросили занятия и не уехали домой. И теперь Евгений Плющенко Олимпийский чемпион, гордость нашей страны. У него 52 золотые , 15 серебряных, 4 бронзовые медали. Он награжден орденом « За заслуги перед Отечеством  первой степени».

          А мама мне рассказала, о двух своих одноклассницах, которые неплохо рисовали. Одна из подруг поступила в художественную школу, училась рисовать. И теперь эта ее профессия, она преподает в этой школе. Ее работы в стиле «батик» участвуют в выставках. А у другой одноклассницы талант так и остался нереализованным.

       Посещая различные мероприятия: концерты, выставки, цирковые представления, я наблюдала  за различными проявлениями человеческого таланта. Вот однажды мы с родителями попали в Китайский цирк. Этот цирк один из самых древних. Там мы не увидели животных и клоунов, но нас поразило, что все номера исполнялись подростками. Возраст артистов – от 12-23 лет. Детей в Китае начинают учить цирковому искусству с 3-лет. Это очень тяжелый и упорный труд. Каждый день у юного артиста  начинается ранним утром. Репетиции занимают большую часть времени.

Но циркачи еще учатся в школе при цирке. После обучения дети могут отдохнуть в течение полутора часов, далее до ужина тренировки. После ужина- свободное время, когда артисты чаще всего выполняют домашнее задание, отдыхают или опять же занимаются. В результате такого самоотверженного труда,  китайские акробаты являются непревзойденными мастерами в искусстве владения своим телом, никто в мире не способен повторить или исполнить их номера и трюки.

     В Интернете, в блогах, на различных форумах и сайтах существует множество размышлений о таланте, способностях, гении. Мне очень понравилось высказывание – размышление  о таланте одного пользователя – Раисы Футорняк:

«Как правило, фраза «Этот человек талантлив!» звучит по поводу совершенного действия, разительно отличающегося от существующего среднего стандарта.
Причем, это не обязательно может быть сфера искусства. Вполне реально талантливо вырастить сад, талантливо скроить индивидуальный костюм, талантливо заниматься продажей или талантливо поставить диагноз и вылечить больного.
   Но есть одно общее качество, присущее всем талантливым проявлениям, это – труд, но если быть точнее - качество труда. Талантливое действие человека рождается на свет в состоянии, когда он не замечает времени, не считает сумму возможного заработка. Человек становится «маэстро труда», он просто «дышит» этим действом. Малейший элемент в совершаемом процессе важен для Мастера: композитор просчитывает длительность каждого звука, скульптор продумывает каждый миллиметр поверхности, оратор прощупывает семантику каждого слова, а учителю важен взгляд каждого ученика! Так что же такое талант? Фактически – это доскональное знание «языка своего дела», постоянное его изучение и формирование новых логических связей. Говоря прагматично, талант - это качественная авторская работа. Выражаясь эмоционально, - это вдохновенность прилагаемых усилий. А если выразить чувственным слогом, - это Любовь к своему делу».

  Выполняя план исследовательской работы, я провела  анкетирование среди учеников 3 «А» и 3 «Б» классов. В  опросе принимало участие  27 учеников.

        Вопросы анкеты:

  1. Какие кружки и секции ты посещаешь?
  2. Чему ты там научился?
  3. Как ты считаешь,  есть ли у тебя талант?
  4. Чем ты занимаешься в свободное время?
  5. Какие кружки, секции ты бы хотел посещать? Почему?

Результаты анкеты можно проследить в диаграмме.

На вопрос: «Есть ли у вас талант?», ребята ответили так:

  21 ученик считает, что у них есть талант,

  3  ученика  не знают,

  3 ученика считают, что у них нет таланта.

   Анализируя анкетные данные можно сделать вывод:

  1. что достаточно много ребят ( 20 из 27) посещают различные секции, кружки, курсы, школы, а некоторые из них  по 2 и более;
  2. 21 человек из 27 считают, что у них есть талант;
  3. 6 из 7 учеников, которые не занимаются в кружках, хотели бы посещать какие-либо секции;
  4. 19 человек из 20 посещающих кружки, хотели бы еще дополнительно заниматься в разных секциях.

 

     Я смотрю на людей, которые меня окружают, и поражаюсь, как много среди них талантливых людей. Многие хорошо рисуют, кто-то играет на музыкальных инструментах, поет, пишет красиво, танцует

     И возникает вопрос - есть ли у меня талант к чему-то?  Например, занимаюсь я в художественной школе, но есть ли у меня талант? Смогу ли в дальнейшем реализовать художественные  способности? Есть ли у меня творческое воображение? Но есть  одна хорошая фраза, которую мне часто говорят в ответ на эти вопросы « Нельзя чего-то достигнуть, не делая этого».  Я никогда не буду, рисовать произведения искусства, если не буду пробовать. И не просто пробовать, а упорно трудиться над своим совершенствованием.  Известно много случаев, когда дети уже в раннем детстве начинают читать или играть на музыкальных инструментах. Эти успехи малышей невозможны без поддержки родителей, которые уделяют максимум внимания развитию своих чад. Известно, что многие подобные вундеркинды так и не стали выдающимися исполнителями или писателями. Зато те, кто в раннем детстве никаких особых способностей  не проявлял, но упорно трудился, выросли в прекрасных специалистов и мастеров своего дела.      Можно вспомнить Уинстона Черчилля – одного из лучших ораторов 20 века. Картавый в детстве, он путем длительных тренировок и постоянных репетиций добился блестящих успехов. Великий русский полководец А. В. Суворов в детстве был хилым и слабым ребенком, однако благодаря систематической тренировке, он достиг того, что даже в 70-летнем возрасте поражал своей огромной физической выносливостью.

Если никто не видит твоих талантов, то талант исчезнет. Я думаю, что можно и нужно попробовать множество занятий, для того, чтобы выяснить, к чему человек склонен больше, что у него лучше получатся, и чем ему больше нравится заниматься. Таланты не « вырастают» на пустом месте, а развиваются на основе задатков. У любого ребенка есть особые задатки. Это может быть что угодно: чуткий слух, восприимчивая к перегрузкам нервная система, зрение, улавливающее сотни оттенков одного цвета, легкие кости и эластичные мышцы, легкие  большого объема, или особое строение руки – длинные фаланги пальцев. Эти задатки не превратятся в таланты просто так. Для этого требуется множество усилий. К ребенку надо присмотреться и выделить его склонности. Чем более всего нравиться заниматься ребенку. К чему он тянется? Что ему удается? Он рисует везде и всюду? Это он делает регулярно? У него получается?  Если так, то нужно создавать условия для его развития: Купить спортивный уголок, краски, кисть и мольберт, а позднее отвести его в спортивную секцию, музыкальную и художественную школы. В раннем детстве помогать развивать способности должны родители, потом потребуется профессиональная поддержка. С начала этого учебного года я начала ходить в художественную школу, в класс эстетического развития. Мне очень нравится заниматься там. В школе у нас 4 специальных предмета: живопись, скульптура, рисунок, композиция. Мы учимся работать с различными материалами: гуашью, акварелью, мелками, цветными карандашами, чернилами, глиной. Используем разную технику рисования.

      Я считаю, что если заниматься творчеством, мир становится богаче, чаще появляется вдохновение, хочется изобразить что-нибудь красивое.

     Я надеюсь, что занимаясь в художественной школе, когда-нибудь  научусь рисовать, как настоящий художник.

     Существует множество секций, кружков образовательных центров и школ, которые помогают ребенку развивать таланты. Многие ребята из нашего класса посещают различные кружки: спортивные, музыкальные, танцевальные, театральный и многие другие.

Четыре человека из нашего класса  (Юматова Рита, Денисов Дима, Храмов Алеша, Зайцев Егор) занимаются в танцевальной студии. Занятия в студии помогают ребятам научиться чувствовать, координировать свои достижениях, как отметил в своей анкете Алексей Храмов - «владеть собой». У них развивается   музыкальный слух, чувство ритма.

    Некоторые ребята : Михеева Лена, Петрова Ульяна, Зубаков Дима, Вялова Аня, Хромулин Даниил, Лебедева Настя… ходят в спортивные секции: бассейн, дзюдо, коньки, футбол. Эти занятия не только способствует общему физическому развитию, но и помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, стремление преодолевать препятствия.

    Две девочки нашего класса  (Григорьева Ира, Большакова Валерия) занимаются в театральной студии «Прикосно-вение». Эти занятия развивают актерские способности, образное мышление, восприятие культуры речи, дикцию, внимание, память.

  1.   Заключение.

 

           Изучив научно-популярную литературу по теме, побеседовав с родителями о теме исследования, проанализировав анкетные данные учеников моего возраста, информацию из Интернета, я пришла к убеждению, что талант – это способности, данные человеку с рождения, выявленные, а так же развитые в результате самосовершенствования.

Я думаю, что каждый ребенок, даже в 9 лет может быть талантлив. Только необходимо выявить талант каждого школьника и помочь  развить   способности, заложенные природой. Ведь неизвестно, что будет с теми задатками, которые по каким-то причинам не « заметили» в детстве.  Например, представим ситуацию: в музыкальной семье Моцарта родился мальчик. Но весь период детства он вообще не слышал музыки, у него не было инструмента. Получился бы из него композитор?   Нет!  Так и мы: слушаем музыку, рисуем картины, изучаем родину, танцуем, читаем, занимаемся спортом. И, возможно какое – то  из этих умений, доведенное до совершенства, пригодится нам в жизни. И про каждого смогут сказать: «Он талантлив!».  Даже если никто пока не разглядел твоего таланта, дерзай, и у тебя получится! Но если ты не будешь работать над собой, - талант исчезнет.

      Таким образом, я считаю, что гипотеза, выдвинутая в начале работы: «Если человек заинтересован в том, чтобы быть талантливым, он будет стремиться к совершенствованию»  нашла свое подтверждение и была доказана в ходе работы, а гипотеза: «Если никто не видит твоих талантов, то талант исчезнет», была опровергнута.  

Работая по теме исследования, я постоянно задумывалась над тем, есть ли люди, родившиеся в г. Муроме, которым в детстве взрослые помогли раскрыть их таланты?  Как  они их  совершенствовали, и помогло ли им это самоопределиться в жизни? Думаю, это и будет темой моего следующего исследования.

 

Литература.

1. В.Даль. Толковый словарь живого великого русского языка. Изд-во «Цитадель» г.Москва. 1998

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов - Толковый словарь русского языка. Изд-во «Азы>, 1992

3. Большой психологический словарь Б.Мещеряков. В.Зинченко. Изд.-во «Прайм-Еврознаю> 2002

4. Новейший философский словарь А.Гришанов ИЗД.-во В.М. Скакун

1999

5. Пословицы и поговорки русского народа. ИЗД.-во «Эксмо», 2009

6. Рассказы о Суворове С.Алексеев Изд.во «Искатель», 2009

7. U aforizm.ru

8. http://netuda.com/index.php?topic=64,0 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули?"

Игра может использоваться на внеклассных мероприятиях для формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, формирования знаний правил личной гигиены. Эта игра способствует  развитию уме...

Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"

Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......

Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"

Урок "Окружающий мир"   продолжить  просветительскую  работу  по  правильному  питанию; познакомить  детей с  природным происхождением и производством шоко...

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Откуда берутся шоколад, изюм и мед.

Методическая разработка урока по учебнику А.А Плешакова, 1 класс...

Откуда берутся шоколад, изюм и мед. Презентация

Презентация к уроку "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"...

Материал для беседы с родителями на тему «Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?».

Давайте попробуем выяснить, откуда эти страхи приходят. И где, собственно, проходит та грань, до которой страх естественен, а после - мешает жить. Превращается не просто в неприятного спутника жизни, ...