«Формирование навыков социального взаимодействия в обучении детей и подростков с ТМНР»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит.Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_kommunikatsii.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Формирование навыков социального взаимодействия
в обучении детей и подростков с ТМНР»
Составил:
педагог Фоменко Оксана Петровна
Содержание
Введение | 3 |
Психолого-педагогическая характеристика целевой группы | 4 |
Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР. Формы организации и методы обучения | 5 |
Стратегии стимулирования потребности в коммуникации | 6 |
Материально-техническое оснащение образовательного процесса | 7 |
Предполагаемые результаты обучения | 8 |
Литература | 10 |
Введение
Нормальная жизнь человека совершенно невозможна социального взаимодействия. Сущность социализации заключается в том, что в процессе нее человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социальное взаимодействие может быть определено как различного рода взаимоотношения в социуме. Это взаимоотношения с ровесниками, взрослыми. Важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот контекст представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Расширение круга социального взаимодействия требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Для успешной социализации школьнику необходимо освоить навыки коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и миром социальным.
Взаимодействие с неговорящими детьми требует использования дополнительных, поддерживающих средств, отличных от речевых, которые бы способствовали взаимопониманию, созданию благоприятной атмосферы.
Поддерживающие средства весьма разнообразны: слово, предмет, жест, фотография, картинка, символ. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью.
Психолого-педагогическая характеристика целевой группы
Целевая группа. При разработке методических рекомендаций учитывался контингент учащихся 7-12 лет с диагнозом F-72 с сочетанной патологией (нарушением зрения, хромосомными нарушениями и связанными с ними пороками развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, системным недоразвитием речи тяжелой степени, нарушением поведения и эмоций, соматическими заболеваниями).
Учащиеся страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Речь у данного контингента учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, понимание речи на бытовом уровне в вербальной форме затруднено. У детей отмечается более позднее появление лепета и первых слогов; имеются задержки в проявлениях дифференцированных и адекватных эмоциональных реакций; наблюдается слабый познавательный интерес к окружающим объектам и игре; проявляется неадекватное поведение. Уровень коммуникативного развития позволяет им реагировать на сигналы окружающего мира. Они проявляют первые, хотя еще и не очень отчетливые коммуникативные реакции и пытаются продуцировать сигналы вербального или невербального характера. При этом окружающие их люди не всегда однозначно могут их понять. Для данных учащихся характерны неравномерность, фрагментарность развития, недостаток представлений и сенсорного опыта, несформированность способов восприятия, социальная незрелость. Все формы активности находятся в обедненном виде.
Принятие и понимание задачи у школьников данной группы затруднено. В ее решении их затрудняет не только и не столько овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовать свою деятельность, не используя образца и помощи. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации. Им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема. Даже имеющимися у них знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
При разработке рекомендаций учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно-развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащиеся данной нозологической группы обучаемы и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности. Поскольку учащиеся могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого, вся работа с этим контингентом строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения. Первостепенная роль отводится жизненно значимым учебно-тренировочным ситуациям, желанию общаться. Усвоение способов неречевого и речевого общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний.
Цели и задачи формирования навыков социального взаимодействия в обучении школьников с ТМНР
Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у школьников с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
Основные задачи:
- способствовать формированию коммуникативной мотивации;
- формировать умение привлекать внимание окружающих людей адекватным способом;
- учить выражать различные просьбы/требования;
- способствовать формированию социальной ответной реакции;
- формировать умение комментировать окружающие события, сообщать информацию, отвечать/задавать простые вопросы, с целью получения интересующей информации.
Коррекционные задачи:
- развивать органы артикуляции;
- развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;
- развить коммуникативную функцию речи;
- развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.
Форма организации Формами обучения являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный методы обучения, с частичным использованием словесного метода, который применяется в сочетании с вышеперечисленными методами с использованием средств дополнительной альтернативной коммуникации.
Форма организации урока:
- работа в микрогруппе;
- индивидуальная работа.
Методы и приемы. В рамках специального обучения в работе с детьми с ТМНР, при планировании занятий, учитель учитывает ситуативный принцип отбора материала для последующего переноса обучающей ситуации на естественную. И наоборот, можно начать планируемое обучение в естественной обстановке.
Для обучения социальному взаимодействию (коммуникации) применяют следующие методы и приемы:
- повседневные методы обучения (подготовленный режимный момент; визуализация инструкции; обучение обстановкой).
- репродуктивные (физический контакт и движение).
- естественные методы обучения (адаптированная речь; наблюдение; поддержка высказывания; самостоятельное управление коммуникативным процессом; синхронная коммуникация).
- практические методы обучения: (упражнения подражательно-исполнительского характера (коммуникация с опорой на жесты); моделирование (использование символов, коммуникативных книг, технических устройств);
- прикладной анализ поведения
Стратегии стимулирования потребности в коммуникации
Стратегия «Чего-то не хватает»: в повседневной ситуации провоцируют отсутствие важного предмета, тем самым, побуждая к коммуникации.
Стратегия «Помощь с задержкой»: применяется для того, чтобы дети научились просить о помощи в зависимости от ситуации.
Стратегия «Действие с задержкой»: при данном методе действие задерживается, а выполняемое в данный момент - прерывается.
Стратегия «Что-то не так»: дети с умственными ограничениями должны учиться от чего-то отказываться.
Условия обучения поддерживающей коммуникации:
Детям нужно как можно больше поводов для коммуникации.
Детям нужны другие люди, которые будут также пользоваться впоследствии такой формой коммуникации; такие люди должны показывать на предметы, фотографии либо прибегать к жестам.
Нужно поощрять детей, когда они стараются прибегнуть к коммуникации.
Основные требования к средствам общения. В обучении детей используются моторно-доступные, мотивированные, иконические (простые, понятные для окружающих без специальной подготовки и временно заменяющие устную речь) жесты; предметы (игрушки) — простые, не слишком привлекательные; яркие картинки, с которыми есть возможность манипулировать (приклеивать—отклеивать и т. д.); фотографии людей и объектов, с которыми ребенок знаком; слово, написанное специальным простым шрифтом.
Форма подведения итогов
В результате освоения образовательной программы школьники могут научиться:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное желание и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать средства поддерживающей коммуникации для регуляции своего действия;
- использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих возможностей и потребностей;
- применять правила речевого, неречевого поведения.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
- Помещение: учебный класс, оформленный в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
- бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности;
- карандаши;
- наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь, наборы цветных красок;
- наборы ткани разной фактуры и разного цвета;
- Инструменты и приспособления:
- атрибуты для игры-драматизации;
- детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
- детские бытовые приборы-игрушки;
- детские книги;
- доски: магнитная, ковролиновая;
- игрушки мелкие;
- игрушки музыкальные;
- индивидуальные доски для рисования фломастерами, карандашами;
- иллюстративный материал отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
- картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
- колокольчики;
- корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
- куклы;
- кукольная мебель; кукольная одежда;
- магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;
- муляжи овощей и фруктов;
- мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
- мячи разного размера и цвета;
- настенное зеркало;
- настенные кармашки для контурных изображений;
- настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступной детям высоте от пола;
- напольная ширма;
- предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором;
- принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
- телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);
- часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);
Дидактическое обеспечение курса
- альбомы, стойки с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей;
- «да/нет»-системы;
- календарь активности;
- карточки с пиктограммами;
- коммуникативная доска;
- набор картинок с изображением знакомых детям объектов.
Предполагаемые результаты обучения
- проявляют интерес к окружающим людям, их эмоциональному состоянию, ярким признакам внешнего вида;
- улыбаются при общении со взрослым: гулят, «гукают», лепечут, выражая удовольствие.
- реагируют на свое имя (взглядом, движением);
- пытаются воспроизвести услышанные звуки, чтобы привлечь к себе внимание взрослого;
- воспринимают элементарные инструкции;
- используют в общении вербальные и невербальные средства;
- обращаются за помощью для удовлетворения возникших потребностей (кушать, пить);
- справляются со знакомыми смоделированными ситуациями с помощью педагога;
- проявляют инициативу и настойчивость, максимально используя средства воздействия на взрослого (заглядывает в глаза, улыбается, прижимается);
- обращаются к взрослому по разным поводам (чтобы привлечь внимание к себе, получить оценку своих действий, при необходимости ласки, поддержки, эмоциональной помощи).
- выполняют действия совместно с педагогом; адекватно воспринимают простейшие задания;
- проявляют интерес и эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, потешек, стихотворений.
- при общении пользуются мимикой и простыми жестами;
- эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога;
- определяют источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
- понимают и выполняют действия с игрушкой;
- эмоционально воспринимают литературное произведение;
- показывают иллюстрации в соответствии с содержанием;
- вслушиваются в речь взрослых, ответы на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
- повторяют один и тот же слог, подражая взрослому;
- соблюдают очередность в выполнении предметно-игровых действий со сверстниками;
- используют звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
- пользуются мимикой; при общении используют жесты;
- выполняют движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
- пытаются повторять звуки с определенной интонацией (а-а-а — ласково, протяжно, грубо, отрывисто);
- понимают и выполняют простые инструкции;
- понимают значения предлогов и используют их в привычной ситуации;
- хорошо знают свое имя и подбирают карточку со своим именем;
- умеют сообщать с помощью неречевых средств о своих потребностях;
- могут общаться с помощью неречевых и речевых средств;
- называют/или показывают предметы ежедневного использования, действия (по подражанию, по образцу);
- понимают и соотносят слова со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями;
- подбирают карточки/символы к соответствующим предметам;
- проявляют интерес к литературным произведениям, узнают героев сказок по иллюстрациям.
- используют в активной/пассивной речи наиболее употребительные названия игрушек, одежды, обуви, мебели, посуды, домашних и диких животных;
- понимают и выполняют инструкции: найди, покажи, назови, принеси, подними, открой, закрой; дай большой, дай маленький….
- понимают значения и/или используют в речи глаголы с противоположными значениями: надень — сними,.. достань — убери, открой — закрой; прилагательных, обозначающих названия основных цветов, материалов, параметров величины (большой — маленький), некоторых свойств (новый, мокрый, грязный);
- используют слова/жесты «дай», «еще», «покажи», «не хочу», «пойду гулять», «вот» для выражения своих просьб, состояний, потребностей;
- понимают значения предлогов в, на, с, из и др.;
- составляют простые предложения на основе наблюдений («Снег идет». «Машина едет»).
Литература
- Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие. — Минск, 2006. — С. 30—42.
- Варенова, Т. В. Обучение навыкам общения детей с интеллектуальной недостаточностью на основе альтернативных средств коммуникации / Т. В.
- Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. — 274 с.
- Куцепалова, И. А. Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка с тяжелыми нарушениями интеллекта / И. А. Куцепалова, В. И. Козловская, И. Ю. Косарева // Дефектология. — 2002. — № 1. — С. 78—87.
- Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
- Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / С. Ньюмен; пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004. — 240 с.
- Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан [и др.]; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. — 144 с.
- Розум, Л. Г. Индивидуально-ориентированное коррекционное обучение детей с тяжелой формой умственной отсталости / Л. Г. Розум // Дефектология — 2001. — № 3. — С. 20—28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков учебного труда у детей с нарушениями слуха
Данный материал описывает навыки трудовой деятельности на уроках труда в период школьного обучения детей. Для чего используются уроки труда, каковы трудовые умения, какой процесс происходит мужду учит...
Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.
Исследовательская работа по педагогике....
Из опыта работы по теме: Формирование навыков социальной успешности личности.
Задача воспитания успешной личности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования. Важнейшей характеристикой в сист...
"Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся с ТМНР на основе использования доступных средств коммуникации"
В презентации представлены факторы, определяющие возможность формирования социального взаимодействия. Отражены направления работы и сформулированы основные требования работы с детьми с ТМНР.Указа...
Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия в начальной школе
Младший школьный возраст-это время детства и начало развития. На развитие в этот период существенное влияние оказывает полноценное общение ребенка со сверстниками, которое иначе называют ведущей деяте...
Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи.
Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи...
Доклад: «Формирование навыков социального поведения у детей с ОВЗ.»
Коррекционная работа по теме « Формирование навыков социального поведения у детей с ОВЗ» очень важна, так как определённый уровень сформированности социально- бытовых навыков и умени...