Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.
учебно-методический материал на тему
Исследовательская работа по педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_navykov_pisma_u_levorukih_detey.docx | 51.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Ю.С.
Особенности формирования навыков письма у леворуких детей.
Введение
По различию в ведущей руке все люди делятся на праворуких, которых преобладающее большинство, и леворуких. Никто из представителей той или другой категории не относится к своей «рукости», как к определённой особенности. Доминирование руки является для каждого из нас нашей природной характеристикой (за исключением ситуации вынужденного пользования неведущей рукой). Однако, с точки зрения разнообразных наук, «рукость» – это особенность.
У леворуких и праворуких людей по-разному протекают различные процессы в головном мозге, который состоит из левого и правого полушария. Причём, каждое из полушарий отвечает за функционирование противоположной стороны организма, в том числе – ведущую руку.
Праворукость и леворукость, как предпочтение разной руки в качестве ведущей, обусловлено явлением межполушарной асимметрией головного мозга, которая является частично врожденной. В процессе развития, обучения ребёнка, его адаптацией и социализацией межполушарная ассиметрия приобретает большее значение.
Проблема изучения особенностей и различий той или иной категории особенно актуальна в настоящее время, когда родители и учителя перестают следовать традиции переучивания детей, которая наблюдалась ещё совсем недавно. Напротив, известны результаты исследований, свидетельствующих об уникальности и праворуких, и леворуких людей, вследствие психологических особенностей, присущих каждой из этих групп.
Как самостоятельная проблема, леворукость изучается разными науками. Психологические особенности леворуких детей были рассмотрены в работах Сиротюка А.П., Безруких М.М., Гуткиной Н.И., Еремеевой В.Д., Хризман Т.П. Данные исследователи разрабатывали рекомендации по учёту психофизиологических особенностей леворуких детей, дополняли имеющиеся научные данные. Однако, анализ теоретического материала показал, что в педагогике проблему леворукости нельзя назвать хорошо изученной. Леворукие дети – неоднородная категория, к тому же в младшем школьном возрасте имеются и другие психологические особенности, при которых леворукость не может быть рассмотрена в отрыве от них.
Преобладающий тип мышления у младшего школьника – наглядно-образный. Процесс обучения для детей с разными доминантными полушариями должен строиться по-разному.
На этапе постановки учебной задачи для леворуких детей (с ведущим правым полушарием) особенное значение имеет социальная значимость вида деятельности в связи с тем, что у них широко выражена потребность в самореализации и ориентация на высокую оценку. Для праворуких детей необходимо делать акцент на познавательные мотивы, на процесс усвоения знаний.
Современные методики обучения в большей степени рассчитаны на праворуких детей с левым доминантным полушарием. Для леворукого ребёнка неправильный подход к его природным функциональным особенностям может привести к нарушениям взаимодействия между полушариями головного мозга. В свою очередь это может повлиять не только на ухудшение результата обучения, но и привести к невротизации ребёнка.
Неустойчивая возбудимость (импульсивность), истерики, а также развитие эгоистичности и капризов – всё это может быть отражением неправильного педагогического подхода к обучению и развитию леворукого ребёнка.
Обучение письму начинающего школьника – одна из наиболее сложных проблем в педагогике, даже для праворуких детей. Леворукий ребёнок сталкивается с ещё большими трудностями при знакомстве с письмом, нежели его сверстники.
- Психолого-педагогические особенности леворукого ребёнка
Леворукость как явление рассматривается в науке относительно недолгое время. Это обусловлено тем, что долгое время такая особенность не принималась обществом и существовала тенденция переучивания. В настоящее время леворукость рассматривается как самостоятельный объект в нейропсихологии, медицине, психологии, научно доказана глубинная природа данного явления.
Существует несколько определений леворукости, в зависимости от науки, изучающей данное явление и предмета рассмотрения. В данной работе мы остановимся на следующем определении: «Леворукость – предпочтительное использование левой руки для выполнения различных действий» [17; 347].
Предпочтение той или иной руки в качестве ведущей связано с преобладанием левого или правого полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику и конкретное мышление, правое – за чувственную сферу, эмоции, образное мышление. Очевидно, что люди с разным типом преобладающего полушария будут абсолютно разные «изнутри», так как их различает само протекание психических процессов.
Леворукие дети составляют особенную группу с точки зрения психологического развития. В процессе воспитания и обучения такие дети требуют отличного от праворуких детей внимания. Это связано не только с возможными патологиями развития, приведшими к леворукости, но и с особой организацией психических процессов, отличной от привычной большинству праворуких.
Большинство исследователей могут выявить доминирование руки у младенца уже в возрасте пяти месяцев. Однако, родителям не стоит обращать пристальное внимание на эту особенность в столь раннем возрасте. В младенчестве дети больше руководствуются сферой эмоций, соответственно, быстрое развитие правого полушария вполне аргументированно на этом этапе.
«В то время как у трёх-пяти-летних детей при выполнении различных действий уже четко определяется ведущая рука. У праворуких правая рука сильнее, выполняет точные и тонкие движения, лучше отбивает ритм, чаще жестикулирует во время речи, рисует. Левая рука лучше в выполнении заданий на изменение положения пальцев и руки в пространстве, быстрее и лучше определяет форму предмета на ощупь» [14; 28].
К семи годам преимущество руки, особенно у леворуких детей, закрепляется наиболее прочно. Из этого можно сделать вывод, что леворукость – явление усиливающееся, развивающееся в процессе воспитания и обучения ребёнка.
Психологические особенности леворуких детей не универсальны для каждого конкретного ребёнка. Это обусловлено различным происхождением леворукости, различным развитием ребёнка, методами, применяемыми родителями, воспитателями и учителями, в том числе попытки переучивания другой ведущей руке.
Если выделять некоторую общую психологическую характеристику леворуких детей, то стоит отталкиваться от особенностей межполушарной асимметрии, с которой связано явление леворукости.
«Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы… Речь леворуких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой» [1; 6].
Наряду с положительными сторонами правого доминантного полушария встречаются также и проблемные. Леворукие дети хуже адаптируются к новым условиям среды, у них присутствуют сложности в пространственном восприятии, недостаточности зрительной памяти, низкой скорости деятельности, недостаточной ориентированности во времени и возможном нарушении речевого развития.
Вследствие того, что организация пространства в окружающем нас мире больше подчинена требованиям праворуких людей, которых численное большинство, леворукий ребёнок с детства испытывает больше стрессов даже в повседневной жизни.
«Левши часто очень музыкальны, а ведь большинство музыкальных инструментов асимметричны. Это не может не сказаться на разработке методик обучения, которые направлены исключительно на праворуких детей. У леворуких же и здесь свои трудности» [6; 39].
Однако не следует рассматривать леворукость как причину неудач ребёнка, например, в освоении школьной программы. Основными предпосылками для уникальности ребёнка, специфическом освоении им окружающей действительности служит не сама леворукость, а причины её вызвавшие.
В первые месяцы школьной жизни леворукий ребёнок сталкивается одновременно с несколькими сложностями. На этом этапе важна не только грамотная работа педагога с особенностями психического развития такого ребёнка, но и психоэмоциональное сопровождение родителями. Ведь помимо смены ведущей деятельности леворукий ребёнок, возможно, впервые серьёзно почувствует своё отличие от большинства сверстников. Только совместная поддержка педагога и родителей поможет преобразовать это отличие из негативного в уникальное положительное.
Для леворукого ребёнка более характерны различные эмоциональные состояния, как с положительной, так и с негативной окраской. Причём высокий уровень отрицательных поведенческих реакций сочетается с также высоким уровнем положительных, например, ответственностью, добросовестностью, чувством долга.
«Леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются» [18; 16].
Нельзя не сказать о потенциальных возможностях леворуких детей. Как известно, всегда существовало мнение, что леворукие люди гениальны. Невозможно подтвердить это утверждение неоспоримыми фактами, как, впрочем, и отвергнуть вовсе.
Обычно человек использует потенциал правого полушария лишь на несколько процентов. Соответственно, в случае леворуких детей, когда правое полушарие становится доминантным, возможно более полное раскрытие потенциальных возможностей. Если добавить к этому ориентацию правого полушария на эмоциональную сферу, то логичным становится вывод о том, почему среди многих знаменитых композиторов, художников и прочих представителей творческих профессий, было удивительно много леворуких представителей.
1.2. Проблема леворукости в педагогике
Проблема леворукости в педагогике, ввиду психофизиологических особенностей данного явления, весьма разносторонняя. Главным вопросом является не только «Как обучать?», с точки зрения педагогических технологий, приёмов и методов, но и, например, с точки зрения организации рабочего пространства леворукого ребёнка для его физического и психического удобства.
Приступая к освоению учебной деятельности, леворукий ребёнок сталкивается с трудностями в восприятии и выражении информации. Прибавляя к этому стресс от смены ведущей деятельности – с игровой на учебную – такой ребёнок сразу попадает в группу риска дезадаптации к школьной жизни.
Антропогенный фактор тесно связан с гендерным. Восприятие информации, как и её воспроизводство, значительно отличается у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. Биологическое развитие девочек происходит более быстрыми темпами. В школьной среде девочки получают преимущество, вне зависимости от своей «рукости». Следовательно, леворукие мальчики сталкиваются с большими трудностями, чем остальные группы детей.
Особенности протекания психических процессов у леворукого ребёнка приводят к тому, что первые недели в школе становятся для него настоящим испытанием и, как следствие, развивается стресс, переутомление и общее недомогание. Родители, как правило, нацеленные на результат с первых дней обучения ребёнка, начинают предъявлять повышенные требования, что лишь усугубляет отношение ребёнка к новым социальным условиям.
Для леворукого ребёнка характерен более длительный период адаптации в сравнении с праворукими сверстниками. Кроме того, методики обучения ориентированы на большинство, то есть праворуких детей, что вызывает у леворуких большие сложности. К моменту поступления в школу, необходимо строго убедиться в доминировании руки своего ребёнка, чтобы дать ему адекватное психологическое сопровождение в первые дни и месяцы школьной жизни.
«Особенности организации познавательной сферы леворукового ребенка могут иметь следующие проявления: сниженная способность зрительно-двигательной координации, недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений, особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания, слабость внимания, трудности переключения и концентрации, речевые нарушения. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего, письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности» [11; 104].
Поиск необходимого баланса в обучении не только детей с разной ведущей рукой, но и разнополых детей – один из самых важных аспектов проблемы леворукости в педагогике.
Другим важным аспектом является неподготовленность педагога. Для праворукого учителя сфера особенностей познания леворукого ребёнка является непонятной. Если даже педагог имеет некоторые теоретические знания, то должно пройти несколько лет перед началом их успешного внедрения на практике. Тем не менее, желание преподавателя учитывать индивидуальные особенности своих учеников может компенсировать нехватку практического опыта. Однако в настоящее время педагогической деятельностью занимаются многие учителя, получившие образование в то время, когда проблема леворукости не рассматривалась. Соответственно, помимо отсутствия практического, у них присутствует также отсутствие теоретического опыта.
Следующим критерием проблемы леворукости в педагогике является несоответствие существующих методик обучению детей с преобладающим правым полушарием. Точнее будет заметить, что данные методики ориентированы на более рациональное овладение учебным материалом, однако рациональность представляется разной для группы детей с разными особенностями.
«Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, умело используя всякого рода схемы» [8; 24].
Стоит отметить, что методы, помогающие леворуким детям, также весьма полезны для праворуких. Через стимулирование работы левого полушария развивается эмоциональная сфера, образность, сочувствие и сопереживание.
Учитывая психологические особенности леворуких детей, различия в природе возникновения данного явления, рационально принимать во внимание отличие данной категории детей в различных сферах социальной жизни.
Адаптация к школе – один из самых значительных этапов социализации ребёнка.
«В ряде исследований, в которых готовность к обучению рассматривается с психофизиологической точки зрения, показано, что существует зависимость уровня готовности к школьному обучению и типа межполушарной асимметрией мозга…. Затруднения чистых левшей связаны со зрительным восприятием, пространственной ориентировкой, пониманием логико-грамматических конструкций, синтезом отдельных признаков в единую структуру, отставанием в развитии речи и счета» [10; 75].
Леворукие дети отличаются особой зависимостью от оценивания своей деятельности другими людьми. Это связано с их психологическими, эмоциональными особенностями. В процессе адаптации к школе проблема с принятием оценки, а также конфликты со сверстниками могут представлять собой большую трудность для принятия новой, учебной, действительности.
«Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются» [5; 10].
В настоящее время одним из ведущих является направление развивающего обучения. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Мы должны уметь определять «низкий порог обучения», тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как «обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать» [3; 16].
Применительно к леворуким детям, педагогу может быть затруднительно определить уровень их готовности к школе, однако без этого невозможна дальнейшая грамотная работа по обучению ребёнка.
1.3. Особенности обучения леворуких детей письму
Процесс обучения ребёнка начинается с организации его рабочего места. Леворукого ребёнка целесообразно посадить в пару с леворуким ребёнком, или же «зеркально». Необходимо помнить, что все привычные праворукому ребёнку правила должны быть противоположными – для леворукого: источник освещения, расположение тетради, положение рук. По результатам некоторых исследований выявлено, что леворукого ребёнка не стоит сажать около окна. Это возможно интерпретировать как отвлекающее обстоятельство, ввиду того, что у леворукого ребёнка существуют определённые проблемы с концентрацией внимания.
«Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу распределить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом» [16; 48].
Остановимся конкретнее на нюансах обучения леворукого ребёнка письму.
При освоении письма более половины леворуких детей сталкиваются с серьёзными трудностями. Это связано с тем, что в данном действии им приходится не только воспроизводить информацию в чтение «про себя», но и в отражение её на бумаге. В дополнение к мыслительным ребёнок чувствует трудности с ориентаций в письменном пространстве. Леворукие дети хуже чувствуют границы письменного листа, не могут рационально использовать длину строки, искажают написание буквы. Леворукий ребёнок не может писать без отрыва ручки от листа, какое требование выдвигают в начальной школе.
Педагог совместно с ребёнком должен выявить наиболее рациональный индивидуальный способ письма.
«Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки при письме серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.
Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.
Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится над строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево» [16; 48].
Родители могут помочь ребёнку уже на этапе подготовки к школе. В настоящее время в помощь леворуким детям появились специальные прописи для левшей, которые учитывают положение тетради, наклон букв, алгоритм написания.
«При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие» [16; 46].
В условиях школьного класса, несомненно, трудно уделить особенное внимание леворукому ребёнку, однако, корректируя его работу в первые месяцы обучения, педагог создаёт основу для его дальнейшей самостоятельной работы.
В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.
В обучении грамоте выделяются три периода: добукварный (подготовительный), букварный и послебукварный. Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук, слово и предложение (связное высказывание).
«В процессе обучения чтению дети сопоставляют орфографическое и орфоэпическое оформление слов: они видят и запоминают, как слова написаны, и читают, произносят их согласно орфоэпическим нормам (как принято их произносить). Первоклассники, осваивая грамоту, учатся строить простые и распространенные предложения, выявляют не только фактическую информацию, но и подтекстовую. Учатся обобщать и анализировать, проводить исследование при работе с текстами. Большое внимание уже в букварный период должно уделяться обучению проектировать» [12; 95].
В добукварный период основная цель обучения письму – выработка плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, связанных со спецификой написания каждой буквы. Эта цель достигается при решении следующих задач: а) формировать умение правильно сидеть за столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь; б) формировать умение пользоваться знаками-помощниками в «Азбуке»; в) тренировать мелкие мышцы кисти руки с помощью графических упражнений; г) воспитывать аккуратность, старательность, терпение.
В букварный период решаются следующие задачи: а) знакомить с начертанием букв, учить их воспроизведению; б) обучать письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв; в) обучать безотрывному, ритмическому и быстрому письму; г) предупреждать искажения при написании букв; д) обучать письму под диктовку и списыванию текста, проверке написанного; е) формировать начальные приемы работы с учебником; ж) формировать умение точно следовать инструкции учителя при выполнении заданий; з) формировать умение находить необходимую информацию в учебнике, рабочей тетради, окружающем мире и использовать ее в учебной деятельности.
Леворукий ребенок в классе: это и проблема методики обучения письму, посадки ребенка, и положения тетради.
При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с таким же наклоном, как праворукие. Лучше, если тетрадь будет наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуто вперед в отличие от праворуких, у которых выдвинуто вперед правое плечо.
Более целесообразно, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме, положение тетради он должен выбрать сам.
«Руки ребёнка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых фаланг мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.
Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5-2 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо). Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения при письме овалов более легкая, сверху вниз, слева направо, а более легкие соединения в виде «петелек». Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма» [18; 19].
Нередко ребенок начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.
«Письмо, и чтение — это асимметричные виды деятельности, так как письмо осуществляется только одной рукой, пишут и читают слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети некоторое время пишут часть букв зеркально. Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована и пространственные отношения трудны для анализа.
Позже у большинства детей эти трудности исчезают, но некоторые еще долго путают симметричные буквы: например, заглавные «Ё» и «3» или строчные «в» и «д» (так как письменная «д» - это перевернутая «в»). Чаще всего это наблюдается у леворуких детей или праворуких с некоторыми индивидуальными особенностями асимметрии мозга. Следует помнить, что когда ребенок устает, а это случается к концу дня, недели, четверти, он может вернуться к тем ошибкам, которые были свойственны ему еще в младшем возрасте» [18;21].
Стоит особенно отметить сниженный темп письма и феномен зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально, «в обратную сторону». Делать им замечания бесполезно. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, следует подробнее рассмотреть эти буквы.
Первая группа букв имеет ориентацию при их написании слева направо, а также симметричное строение: Е, 3, С, Э, к, н, г.
При написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включать в работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из ее элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения - стрелками черного цвета.
Вторая группа букв верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой: т, ш, п, и, в, д.
Для предупреждения ошибок в изображении этих букв следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления или накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.
Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.
Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч, ч, X, х., Ф, ф. Для более прозрачного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв.
Можно предложить ребёнку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабжённые стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию.
«Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у не переученных леворуких детей, обычно исчезает к 8-10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями. До этого возраста одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, является неустойчивое доминирование одного из полушарий, и попытки правого полушария взять контроль над пишущей рукой. Однако, если леворукого ребенка насильно переучивали, то процесс отзеркаливания букв при письме, а также зеркальное рисование может продолжаться дольше, так как «новая ведущая», но более слабая, рука начинает отзеркаливать движения руки, от природы более сильной. Причем, зеркально написанный текст без особого труда читается ребенком. Многие переученные левши на всю жизнь сохраняют способность писать зеркальные тексты» [18;22].
Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Заключение
Леворукость – явление, всё чаще встречающееся в настоящее время. С современной тенденцией отказа от переучивания ребёнка с левой доминантной руки на правую, учёт индивидуальных особенностей таких детей в воспитании и обучении принимает огромное значение.
При упоминании леворукости, ассоциативно вспоминаются явление гениальности и одарённые люди. Музыканты, художники, писатели, а также – одарённые дети. Данное представление архетипично, исторически укоренившееся. С научной точки зрения, леворукие отличаются от праворуких иным протеканием психофизиологических процессов, что представляет интерес для различных наук, в том числе и педагогики.
Причины возникновения леворукости разнообразны, представляют собой теории нескольких направлений, каждую из которых нельзя рассматривать в отрыве от других, помимо вынужденного использования левой руки в качестве ведущей.
Родители первыми имеют возможность обратить внимание на доминирование той или иной руки своего ребёнка. Диагностирование не должно являться единственной целью, гораздо важнее, предположив леворукость, использовать необходимые приёмы для гармоничного развития и обучения ребёнка. В старшем дошкольном возрасте превалирование определённой руки будет носить уже объективный характер, что поможет в процессе адаптации к школе, с учётом психофизиологических особенностей.
В рамках настоящей работы была проведена диагностика детей младшего школьного возраста, которая выявила их леворукость и показала особенности организации детьми своей деятельности после постановки задачи. Леворуким детям свойственна большая продолжительность усвоения задачи, ассоциативное представление своей дальнейшей деятельности и эмоциональное выполнение задания.
В связи с большей направленностью современных методик обучения на праворуких детей, подготовка леворукого ребёнка к школе должна носить комплексный характер, осуществляться родителями с необходимой психологической поддержкой. Необходимо принимать во внимание не только физические особенности и использовать специальные дидактические материалы, например, прописи для леворуких детей, но и принимать во внимание эмоциональную направленность таких детей, не использовать традиционные методы оценивания, особенно на начальных этапах.
При поступлении в школу желательно обратить внимание педагога на особенность ребёнка, чтобы процесс обучения также выстраивался с необходимыми корректировками.
Список литературы
- Аксюта О.В. Левша или правша? Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению леворуких детей. – Витебск.: УО «ГЦВР», 2009. 63 с.
- Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001. 63 с.
- Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. 24 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004. 208 с.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 184 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер. 2001. 464 с.
- Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. 80 с.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 128 с.
- Омельченко Е.М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. №2. С.68-76.
- Пашкова Ю.В. Здоровьесбережение леворуких детей//Пермский педагогический журнал. 2011. № 2. С.104-107.
- Постоева В.А., Пахомов В.П. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №2. С. 113-117.
- Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. №2. С. 94-95.
- Сергиенко Е.А., Дроздова А.В. Функциональная ассиметрия полушарий мозга. http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Sergeenko.pdf
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. 211 с.
- Сиротюк А.П. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 128 с.
- Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. 2005. 672 с.
- Сулейменова Ш.А. Психологические особенности леворуких детей. Методика их обучения. – Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. 36 с.
- Пятница Т.В. Мой ребенок - левша. Диагностика и обучение леворуких детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо и леворукие дети
Особенности обучению письму леворуких детей...
Особенности формирования навыка чтения у обучающихся с дислексией
В статье логопед излагает свою точку зрения на процесс формирования навыка чтения у детей с недоразвитием речи...
Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения. Развитие коммуникативной деятельности....
Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.
Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...
Особенности формирования навыка чтения младших школьников
Статья на тему :Особенности формирования навыка чтения младших школьников....
"Особенности развития навыков письма у младших школьников с ЗПР"
Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма ...
Статья: «Нарушения чтения и письма у леворуких детей с ОВЗ»
В большинстве случаев леворукие дети испытывают трудности на письме, при чтении, в математике....