Внедрение технологии дополнительной коммуникации в образовательный процесс
методическая разработка по теме
Методическая разработка - презентация практического семинара по развитию навыков коммуникации у неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_lyudi_hotyat_obshchatsya_no_ne_vse_mogut.ppt | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные функциональные группы Группа экспрессивного языка Группа вспомогательного языка Группа альтернативного языка Сходство : не начали говорить вовремя либо потеряли речь. Различия : разная степень понимания устного языка; разная способность научиться его понимать и использовать.
Группа альтернативного языка Почти или совсем не используют речь в качестве средства коммуникации (аутизм, ТМНР, и др.) Цель: обучение пользованию альтернативной формой коммуникации как родным языком. Сигналы: улыбки, плач, вокализация; рефлекторные и непроизвольные движения. Направление работы: создание среды для понимания и продуцирования языка в его альтернативной форме безотносительно к устной речи.
Группа альтернативного языка Двигательные нарушения недостаточно контролируют органы речи; не могут контролировать артикуляцию; нарушение двигательных функций; могут не иметь функциональной речи; снижено понимание языка; имеют ограниченный жизненный опыт; имеют пассивный коммуникативный стиль; зависимы от других; часто имеют одну коммуникативную стратегию: ответ на вопросы; имеют различный уровень понимания языка.
Группа альтернативного языка Нарушения интеллекта ограниченная способность справляться с жизнью в обществе, обнаруженная в раннем детстве; низкая языковая и коммуникативная компетенция; могут иметь множественные нарушения развития; могут иметь сенсорные и двигательные нарушения; имеют трудности с разборчивостью речи, разрыв между пониманием речи и способностью говорить; имеют задержку языкового развития; низкая скорость обработки впечатлений и реакций; низкий уровень взаимодействия.
Группа альтернативного языка Аутизм обширные языковые и коммуникативные нарушения (наиболее распространенная форма невербальной коммуникации- использование последовательности действий); трудности в общении с другими людьми (сложно установить совместное внимание, создать совместный контекст); ненормальные реакции на внешнюю среду (отсутствие реакции на сигналы физической и социальной среды; негативная реакция на прерывание привычных действий, на изменение обстановки, обычного порядка действий; стереотипии; сверхчувствительность к слуховым и зрительным стимулам);
Проблемы при работе с детьми с нарушениями коммуникации обучение занимает много времени (прерывание и перемены в установившемся порядке обучения приводят к фрустрации и поведенческим проблемам, к исчезновению освоенных навыков); приобретенные навыки не переносятся на другие ситуации; выученная пассивность и зависимость от других в ситуациях самовыражения (привычки и способы адаптации к стилю коммуникации, которые трудно изменить; исключительно ответная коммуникация); нарушения поведения (нарушенное или вызывающее поведение как способ привлекать внимание других, как позитивный признак, означающий , что человеку есть что сообщить).
Видео
Основной принцип коммуникативных программ: Все люди хотят общаться, но не все могут
Общие навыки Интерес к людям, предметам и событиям: негативная настроенность, отсутствие желания к сотрудничеству уменьшается с приобретением некоторой коммуникативной компетенции; необходимо учить коммуникации на темы, которые ребенку известны и интересны; обучение следует начинать с развития интереса и осознания окружающего мира.
Внимание и инициирование коммуникативного контакта могут не понимать направление взгляда, указательный жест и другие сигналы для совместного внимания; не умеют управлять вниманием других людей и инициировать совместное внимание; могут уметь только отвечать другим, а не брать инициативу на себя (выученная зависимость); могут разучиться инициировать контакт, потому что их не понимают (выученная беспомощность); дети могут быть боязливы, негативно настроены, агрессивны, в результате чего вступают в контакт только с близкими людьми.
Навыки самообслуживания способность заботиться о себе; окружающие их люди склонны думать, что они могут делать гораздо меньше, чем могут в действительности; обучение языку и коммуникации должно быть адаптировано к обучению навыкам самообслуживания.
Способность занимать себя языковое и коммуникативное обучение может увеличить способность человека самому находить себе занятия. улучшение способности к самовыражению дает людям больше возможностей определить, что они хотят сделать, что в свою очередь уменьшает выученную зависимость от других.
Оценка двигательных навыков оценка движения рук выяснить, способен ли ребенок производить разборчивые жесты необходимо отличать трудности , связанные с двигательными нарушениями от проблем с выполнением инструкций выбор поз для сидения способы указывания на символы способы активирования кнопок
Оценка зрительного и слухового восприятия получить информацию об имеющихся нарушениях зрения и слуха исследовать, насколько используется зрение и слух в обычной жизни
Оценка развития языка и коммуникации Включает: понимание и использование невербальной коммуникации; понимание и использование устного языка; понимание и использование альтернативных форм коммуникации; компетентность людей из непосредственного окружения.
Оценка использования направление взгляда в сторону интересующих объектов; вокализации, плач и другие признаки возбуждения в качестве выражения желаний и интересов; изменение мышечного тонуса как самое сильное выражение интереса; мигание, кивки и движения головой как выражение согласия/отрицания; взаимодействие в виде последовательности событий; использование местоположения в качестве коммуникации; использование жестов; Использование артикуляций, имеющих фиксированную акустическую форму, ясное использование и непохожих на слова (дрр-дррр… у-ууу).
Список важнейших навыков коммуникации Навык: 1.Просьба о поощрении еда игрушки занятия просьба о помощи 2.Просьба о помощи 3.Просьба о перерыве 4. Отказ 5. Согласие 6. Реакция на просьбу «Подожди» 7. Переход от одного вида деятельности к другому 8. Следование расписанию
Список важнейших навыков коммуникации Выполнение наглядных инструкций «Стой» «Иди сюда» «Сядь» «Дай это мне» «Пойди и принеси…» (знакомый предмет) «Иди в …» (знакомое место) «Положи» (на место) «Пойдем» (со мной)
Список важнейших навыков коммуникации Выполнение устных инструкции Реагирует, когда его зовут по имени «Иди сюда» «Стой» «Сядь» «Дай это мне» «Пойди и принеси…» (знакомый предмет) «Иди в …» (знакомое место) «Положи» (на место) «Пойдем» (со мной)
Понимание слов и ситуаций понимание слов и фраз может зависеть от ситуации; понимание предметных, жестовых, графических символов, понимание предложений; вызывающее поведение, как «примитивные попытки коммуникации», имеющее коммуникативное намерение управлять вниманием или действиями другого человека;
Взаимодействие взрослого и ребенка Позволяете ли Вы ребенку выбирать игрушку или деятельность? Следуете ли Вы за тем, что ребенок хочет делать? Ждете ли, пока ребенок что-то скажет Вам? Слушаете ли то, что он Вам говорит? Говорите ли вы о том, что ребенок делает? Используете короткие, простые предложения? Ваш голос звучит интересно для ребенка? Садитесь ли Вы так, чтобы ребенок видел Ваше лицо? Вы задаете мало вопросов? Часто и много хвалите ребенка? Как вы понимаете речь и альтернативную коммуникацию ребенка и реагируете на них?
Возможно, самая важная вещь, которую стоит сделать – остановиться и подождать… Детям с ТМНР нужно больше времени, чтобы понять, во что и как они хотят играть, и что они хотят сказать. ОТВЕЧАЙ НАБЛЮДАЙ СТОЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"
В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...
Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!
В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...
Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10
Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10 г. Батайска...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
Проект "Внедрение методов театральной педагогики в образовательный процесс в начальных классах "
Цель проекта "Изучить способы применения элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы и выявить их эффективность на практике"...
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»
laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)
laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...