Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10
статья по математике на тему

Власова Юлия Алексеевна

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10 г. Батайска

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта внедрения курса наглядная геометрия в начальную школу МБОУ лицей № 10http://uchilka.info/wp-content/uploads/2015/10/volume-figures-sand.jpg

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию курс «Наглядная геометрия»  в начальной школе. В нашем лицее он организован во всех параллелях, т.к. он рассчитан на четыре года обучения (1-4 кл.), по 1 часу в неделю, по 34 часа в год.

        Курс  «Наглядная геометрия» составлен на основе программы  «Наглядная геометрия» автор: Н.Б. Истомина (Демонстрация тетрадей).

Данный  курс имеет следующую особенность:  формирует  интерес к предмету геометрии, содержит  дополнительный к учебнику математики материал, который расширяет основные геометрические понятия и представления об объемных геометрических фигурах.

Материально-техническое обеспечение курса:

-интерактивная доска,

-компьютер,

-наборы «Геометрической мозаики»,

-счетные палочки

- дидактический набор геометрических фигур

-подборка презентаций. (Если нужно, можно скинуть)

Я считаю, что курс прежде всего нужен для практической значимости геометрических знаний.

Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на занятиях наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях.

 В качестве раздаточного материала используются счетные палочки (Они перед вами, предлагаю вам сделать элементарное задание для 1 класса: выложите из палочек основные геометрические фигуры квадрат, треугольник, прямоугольник. Давайте посмотрим сколько палочек вы использовали для квадрата, а для прямоугольника? Почему? А во 2 классе с этими же палочками можно предложить такое задание.) Отсканированный лист на экране далее "Дидактический набор", содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, (Давайте с вами немного пофантазируем и попробуем выложить из дидактического набора картинку на тему: «Елочные игрушки»). Здесь делаем акцент на развитие пространственного мышления, воображения.

Для работы дети  так же используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и развитие  моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации. Предлагаю вам выполнить на листочках геометрический орнамент «Рамка для фотографии», «Украсить тарелку», «Досточку для резки» Такого  характера задания  можно использовать в разных классах .Из этих основных форм дети конструируют различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. http://uchilka.info/wp-content/uploads/2015/10/volume-figures-sand.jpg

Структура заданий выстраивается таким образом, что они проходят в 3 этапа: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.) Например на экране вы видите страницу учебника с подобным заданием.

Затем предлагается задание, обязательно носящее частично - поисковый характер или содержащее элементы творчества. Целью задания является – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Предлагаю вам выполнить следующее задание: (квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций в тетрадях в клетку . Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных "тренировочных" заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез; во-вторых, они активно привлекают  ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер. (Работа в тетради)http://uchilka.info/wp-content/uploads/2015/10/volume-figures-sand.jpg

Результат своей работы мы уже увидели. Ребята нынешних 5 классов хорошо ориентируются в плоскостных и объемных фигурах, знают их свойства, умеют их чертить. Это было подтверждено независимым математическим тестированием, которое выполнили наши ребята в октябре этого года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - главное направление работы школы....

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...