«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» слайд 1
Слайд 2 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Формирование функциональной грамотности младших школьников»
В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Слайд 3 Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. Данный термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО.
В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования и утвержден приказом Министерствои образования и науки России от 17 апреля 2012 г.
Алексей Алексеевич Леонтьев дал определение:
функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие
Слайд 4 Зачем формировать функциональную грамотность школьников?
- По качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам
- Задания в оценочных материалах международных исследований непривычны для российских школьников. Они ориентированы на применение знаний и умений в нестандартных, проблемных жизненных ситуациях
Слайд 5 (таблица)
Слайд 6
Слайд 7 В ФГОСе третьего поколения функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Слайд 8
Слайд 9 Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала.
Около 70 % заданий являются репродуктивными, т.е. предполагающими воссоздание действия – запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
Слайд 10 Функциональная грамотность младшего школьника – это:
- возможность решать учебные и жизненные задачи ;
- готовность взаимодействовать с окружающим миром;
- способность строить социальные отношения;
- владение рефлексивными умениями.
Слайд 11 Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Слайд 12. Основные направления функциональной грамотности – это:
-математическая грамотность,
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- у старших школьников добавляется глобальные компетенции и креативное мышление
Слайд 13 Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Слайд 14 Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
- потребность в читательской деятельности,
- готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов,
- способность извлекать необходимую информацию и ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Слайд 15 Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает:
- способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения;
- готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний;
- потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию.
Слайд 16 Информационная грамотность включает:
- осознание необходимости в расширении своего информационного поля;
- способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации;
- совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.
Слайд 17 Социальная грамотность включает:
- готовность успешно социализироваться в обществе, приспосабливаться к социальным ситуациям, в том числе, экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию;
- совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности;
- наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.
Слайд 18 Сравним понятия
Метапредметные умения – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые направлены на приобретение способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения жизненных задач.
Слайд 19 Рассмотрим пример из учебника математика 3 класса. При решении задачи нам дается жизненная ситуация, в которой нам требуется знание математики. На уроках математики дети учатся находить и извлекать информацию, представленную в текстовом виде и в виде рисунка, осуществлять анализ данных и сравнение.
Слайд 20. Таким образом, можно сделать вывод, что метапредметные умения через учебно-практические, проблемные ситуации и практико-ориентированные задания, связанные с жизнью формируют умения функциональной грамотности.
Слайд 21. Каким образом мы можем развивать функциональную грамотность у младшего школьника?
В первую очередь обновить формы и методы обучения, обновить системы диагностики и оценки учебных достижений, применение программ внешкольного дополнительного образования.
Слайд 22 В чем проблема? Содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию ФГ
Слайд 23 Что же делать?
- продолжать работу над формированием метапредметных умений,
- внедрять новую систему учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности в учебных процесс, включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет,
- работать на уроках с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма),
-организация внеурочной деятельности по программе «Функциональная грамотность».
Слайд 24. Буряк и Шейкина предлагают методическую линию для организации внеурочной деятельности в начальной школе по программе «Функциональная грамотность».
Пособия разработаны для каждого класса отдельно. Курс выстроен по блокам: «Читательская грамотность» и «Естественно-научная грамотность» - это занятия с 1-16, №математическая грамотность « и «финансовая грамотность» -это с 18-33 занятия.
Слайд 25 целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности осмысления текстов, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Слайд 26 целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование способности понимать роль математики в мире и использовать математику в будущем.
Слайд 27 целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Слайд 28 целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование естественно-научных знаний для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, которые необходимы для понимания окружающего мира и принятия соответствующих решений.
Слайд 29 давайте подведем итоги, сыграв в игру «Верю-не верю».
Слайд 30 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников
Универсальные учебные действия и способы их формирования в процессе обучения младших школьников...
Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Статья "Игровые технологии и их место в процессе обучения младших школьников".
В данной статье игра раскрывается как метод обучения младших школьников. Более подробно раскрываются требования к организации дидактических игр. на уроке....
Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)
laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...