«Организация деятельности учителя-логопеда в работе с младшими школьниками»
консультация (1 класс) на тему
Задачи:
• Познакомить с организацией деятельности учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте.
•Рассмотреть проблемы, которые возникают у учащихся с речевыми нарушниями.
• Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_roditeley.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Акимкина И.Ю.
Родительское собрание на тему:
«Организация деятельности учителя-логопеда в работе с младшими школьниками»
Задачи:
• Познакомить с организацией деятельности учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте.
•Рассмотреть проблемы, которые возникают у учащихся с речевыми нарушниями.
• Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Логопедический пункт на базе МБОУ- «Лицей №10» существует уже давно и вся коррекционная работа с детьми строится в соответствии с инструктивным письмом Министерства образования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Поэтому главной целью нашей работы является оказание логопедической помощи учащимся, имеющим трудности в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, а также- профилактика и предупреждение речевых нарушений, что является спецификой работы учителя-логопеда на школьном логопункте, и коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.
К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии.
Важной задачей нашей работы является помощь в устранении дефектов устной и письменной речи детей и формирование предпосылок полноценного усвоения общеобразовательных программ по родному языку.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому учитель-логопед не дает заданий сверх программного материала, не перегружает дополнительной информацией. На занятиях проводятся различные дидактические игры по дифференциации понятий «слово – слог», «буква – звук». Создаются условия для поиска и открытия «азбучных» истин, разгадывания «секретов» русской письменности.
При подборе упражнений, заданий, предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребёнка. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения.
При проведении логопедических занятий учитывается такой важный принцип коррекционно-развивающего обучения, как одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Трудности овладения грамотой детьми нацеливает учителя-логопеда на создание специальных педагогических условий, поиск средств и приемов, обеспечивающих интерес к коррекционным занятиям и повышающим мотивацию письменной речи.
В последнее время контингент учащихся общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди поступающих в первый класс увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует полноценной учебной деятельности.
Вовремя не устраненные нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов порождают у детей младшего школьного возраста трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к определенным изменениям личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый»: закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Проблема нарушений письменной речи у детей начальной школы, на мой взгляд, – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и специальных методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, данная проблема остаётся актуальной.
Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает и активное участие в нем родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности ОУ по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни.
Внедрение в систему работы ОУ программ,направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни....
Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....
« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»
Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...
Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...