Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.
методическая разработка по логопедии по теме

Акимкина Ирина Юрьевна

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель- логопед  

МБОУ-лицей №10

        г. Белгорода

Акимкина И.Ю.

Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, а так же учителей-логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Изучая и ,подробно описывая речевые нарушения, основоположники отечественной логопедии -Н.А.Власова, Р.Е.Левина, а также современные учёные логопеды-практики Волкова, Филичева, Чиркина отмечали, что речевая патология у детей младшего школьного  возраста, не является исключительно  логопедической  проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает  эмоциональная,  психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.

Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально – волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Способных заниматься в течение 20 минут очень мало. У них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными  методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.

Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности может являться полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Её оборудование  позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

(Знакомство гостей с перечнем оборудования сенсорной комнаты)

Как известно, кроме индивидуальных и фронтальных занятий учитель-логопед школьного учреждения проводит с детьми, подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Как правило, такая подгруппа состоит из трёх-четырёх детей. Ясно, что определённые упражнения, например, на постановку звука, необходимо проводить только в специальных условиях логопедического кабинета, перед зеркалом. Но некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, можно вынести за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной  комнаты.

Как известно, кроме индивидуальных и фронтальных занятий учитель-логопед дошкольного учреждения проводит с детьми и подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со схожими речевыми нарушениями. Как правило, такая подгруппа состоит из трёх-четырёх детей. Ясно, что определённые упражнения, например, на постановку звука, необходимо проводить только в специальных условиях логопедического кабинета, перед зеркалом. Но некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, можно вынести за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты.

У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн, например, такие упражнения, как “Медвежонок в берлоге”, “Заячьи бега”, “Медуза”.

Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствует модуль “ пузырьковая колонна”,“волшебная нить с контроллером”.

В нашем образовательном учреждении в практике логопедической работы, оборудование  сенсорной комнаты используется недавно. Внедрение его в логопедическую работу связано прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах ,которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы и высокую эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти.

Как правило, традиционно организация обучения школьников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с учителями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что “так надо”, “чтобы не ругали”, т.е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Уже на первых пробных  занятия в СК показали, какой мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование. Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. 

Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования СК обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи.

Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн.

Игры в песочнице создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают “мануальный интеллект” ребенка. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры с песком позитивно влияют на речевое развитие и эмоциональное самочувствие детей. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством “заземлять” негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Использование СК позволяет разнообразить логопедические занятия. В этом мы убедились, проведя открытое занятие на тему: “Путешествие в зимний лес” где были использованы разнообразные задания, с использованием светового модуля  для рисования песком. Применение данного оборудования способствовало повышению интереса у детей к обучению. Сюжет занятия явился дополнительной мотивацией к их выполнению.

(Желающим логопедам предлагается выполнить ряд заданий с использованием метода песочной терапии.)

Совершенно очевидно, что использование сенсорнгой комнаты в обучении детей с речевыми нарушениями имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать детей, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов, стимуляторов СК позволят активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием СК вызывает эмоциональный подъём и даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что они быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Считаем, что использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения. В коррекционной работе учителя-логопеда школьного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития обучающихся, имеющих нарушения в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

«Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигатель­ными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит...

Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения

Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни.  Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Театрализованная деятельность как метод коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся.

Описание метода коррекции психо-речевых нарушений у слабослышащих обучающихся путем вовлечения их в театрализованную деятельность.Практический опыт комплексной работы коррекционной школы. Формы т...