Развивающие игры для малышей (родителям)
статья на тему
Беседа с родителями дошкольников о развивающих играх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для малышей.
Я обращаюсь к родителям , чьи дети ещё не ходят в школу.
Может быть, вы думаете, что играть с малышом – это значит предложить ему большой выбор всевозможных игрушек и просто находиться рядом во время игры? Нет, этого недостаточно. Так же, мало подавать ребёнку идеи и наблюдать со стороны за его самостоятельной игрой. Пусть даже ваш ребёнок в состоянии себя занять. Но можно ли его занятие назвать игрой… ? - большой вопрос.
Игры должны развивать малышей, а потому с детьми нужно играть взрослым, управлять процессом игры. Во время игры упрочняется привязанность между ребёнком и родителем, крепнут эмоциональные связи. В игре ребёнок развивается, приобретает жизненный опыт. Хорошо бы играть с ребёнком не просто за компанию, интуитивно думая, как и во что полезнее было бы с ним поиграть. Хорошо бы знать развивающие игры, в которые вы можете играть вместе.
Игра - одно из главных условий полноценного развития ребёнка. В игре ребёнок познает мир и учится общаться с людьми. Как учитель начальных классов, компетентно утверждаю, что если малышу не удалось как следует наиграться до школы, то ему будет трудно учиться в школе. У него будет маленький багаж знаний и представлений об окружающем мире, скудный опыт общения и коммуникации со взрослыми людьми и сверстниками , слабые эмоциональные связи с родными, … Процесс адаптации вчерашнего дошкольника в школе затянется. А потому, учиться покажется сложным и неинтересным занятием, если не сказать, каторжным трудом. Там , где трудно и неинтересно, там гарантирован провал. Когда ребёнок к школе готов, ему нравится учиться, нравится узнавать что - то новое, ежедневно расширяя границы своего кругозора. Когда учиться, пусть нелегко, но интересно, успех в учёбе гарантирован.
Предлагаю родителям малышей несколько развивающих игр для детей 1,5 – 4 лет.
1. « Что плавает ?» Знакомство со свойствами предметов.
Налейте в большую миску или таз воду. Приготовьте несколько предметов, сделанных из разных материалов: кусочки пробки, веточки, металлическую ложечку, пластмассовую чашку и пр. Сначала предложите малышу угадать, какой предмет утонет, а какой будет плавать на поверхности воды. Во время игры расскажите ребёнку о каждом предмете. Что это за предмет, лёгкий он или тяжёлый. Можно пойти дальше и рассказать для чего он нужен, из чего сделан, как его можно использовать по его прямому и не прямому назначению . Более старшим детям можно рассказать, чем подобным пользовались люди раньше… После игры предложите ребёнку достать все предметы из воды и, протирая салфеткой, рассказать о каждом предмете то, что он запомнил. Предметы можно менять от игры к игре, знакомя детей с новыми предметами и материалами и их свойствами и предназначением. Понятно, что идти нужно пошагово, от простого к сложному , в зависимости от возраста вашего ребёнка. Если вы с ребёнком играете далеко не в первый раз , можно поменяться с ним ролями , где он будет в роли Знайки и сам расскажет вам, или своим менее осведомлённым сверстникам, либо более младшим детям о предметах.
2. « Открой – закрой» . Знакомство с размером и формой предметов.
Маленькие дети очень любят открывать и закрывать разные баночки и коробочки. Используйте это в развивающих целях. Поставьте перед ребёнком несколько баночек и коробочек разного размера и формы. Предложите открыть все предметы, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку. В ходе игры знакомим ребёнка с величиной и объёмом предмета. Помните, как ослик Иа клал остатки воздушного шарика в горшок и приговаривал: «Входит и выходит»? Подберите коробочки и баночки разного размера и игрушки тоже разного размера. Размеры игрушек не должны совпадать с размерами всех коробочек и баночек. Предложите ребёнку игровую задачу – подобрать каждой игрушке домик. Разумеется, ребёнку надо проверить в какой домик сможет поместиться игрушка. Действие сопровождайте словами – рассуждениями: «Не помещается, потому, что домик меньше зайчика, давай найдём коробку побольше» или: «Не проходит шарик – слишком узкое горлышко, давай найдём пошире». Ребёнок постарше сможет комментировать свои действия во время игры и рассуждать самостоятельно.
3. «Подбери по цвету». Знакомство с основными и промежуточными цветами предметов.
Для игры с ребёнком Вам понадобиться набор фломастеров с колпачками того же цвета, что и фломастер. Предполагается, что ребёнок уже имеет начальное представление о цвете. Сначала открываем фломастеры и пробуем на бумаге, как они рисуют. В зависимости от знаний ребёнка цвет называет он или вы. Колпачки нужно надевать на фломастер соответствующего цвета, сравнивая цвет фломастера и цвет колпачка. Можно находить в комнате предметы такого же цвета, можно называть их по памяти и воображению. Сначала называем основные цвета, потом промежуточные и оттенки.
4. «Чей это голос»? Знакомство с животными и их детёнышами…
Вам понадобятся игрушки или картинки – мышка и мышонок, утка и утёнок, лягушка и лягушонок, корова и телёнок, кошка и котёнок, собака и щенок, цыплёнок и курица. Обязательно уточним, что взрослая мама - кошка мяукает громко, а котёнок тоненьким голоском. То есть , объясним малышу, что голоса взрослого и детёныша отличаются.
– Мяу – мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы – кошки есть детёныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют? – Му-у-у – кто так мычит? А кто у неё детёныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким). – Ква – ква – чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) А теперь можно играть. Перед ребёнком несколько игрушек или картинок со зверушками. Малыш отворачивается, а взрослый мяукает, как взрослая кошка или котёнок (хрюкает, лает, блеет и т.д.). Ребёнок должен угадать, чей голос он услышал, показать и назвать животного.
Растёт малыш, усложняются игры. На смену ролевым играм , типа « Дочки – матери» и игре « В магазин» приходят другие, в которых учатся, играя.
Ребёнку 5 – 6 лет во время игры сообщайте не только о том , кто из животных и птиц как подаёт голос, как называются их детёныши ( ведь слова- названия больших и маленьких животных не всегда совпадают), но и чем защищается то или иное животное, имеет шерсть, чешую или перья , чем питается, где обитает и живёт в норе, дупле или гнезде… , как назвать много таких животных , стаей, табуном, сворой , косяком или отарой… Показывайте картинки , просите ребёнка описать животное, рассказать о нём, сравнивать с другими животными, группировать. Среди указанных вами животных называть лишнее, поясняя почему он так считает .
Игры дошкольников становятся интеллектуальными. В таких играх ребёнок учится логически и абстрактно мыслить, делать умозаключения, анализировать и синтезировать информацию. В игре развивается память, речь ребёнка.
Для родителей очень важно понимать, что развивающие игры важны и нужны и играть с детьми необходимо. Конечно, это не эликсир талантливости , принимая который ежедневно по ложечке можно стать вундеркиндом. Они не могут заменить спортивных игр во дворе, таких как « Казаки – разбойники», грязных железок, рогаток, и прочих радостей детства . Они не научат ловкости и смелости…,но у них есть другой , необычайно широкий диапазон задач как по трудности , так и по разнообразию. Они развивают ум и творческие способности. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности.
Родителям будущих первоклассников настоятельно рекомендую играть с детьми, уделять им время , не искать отговорок и причин . Важно признать, что они, скорее всего , не достаточно времени до сих пор уделяли своему ребёнку, мало заботились о его развитии и постараться исправить свои промахи и пробелы в развитии дошкольника.
Неравнодушным и заботливым родителям рекомендую прочитать книгу Б. П. Никитина «Интеллектуальные игры» и…играть, играть, играть со своими детьми !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"
Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...
"Развивающие игры и как в них играть"
Совместное проведение занимательных игр с родителями и детьми "Развивающие игры и как в них играть"(за круглым столом)...
Коррекционно-развивающие игры: Играй, думай,считай.
Способствовать развитию у воспитаников вниманию, восприятия увиденного, память, мышление, устной речи и эмоционнально-волевой сферы, то есть развитие положительных черт характера....
Коррекционно-развивающие игры, этюды и упражнения рекомендуемые родителям гиперактивного ребёнка
Особую актуальность приобретает проблема гиперактивности и дефицита внимания у детей младшего школьного возраста в последнее время. Это связано с постоянным ростом числа детей с нарушениями вним...
Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 Калининского района Санкт-...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Консультация для родителей "Оздоровительно развивающие игры с детьми дома"
Консультация для родителей...