В чём секрет развивающего обучения?
статья на тему

Дикова Любовь Николаевна

В статье раскрываются преимущества образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в сравнении с традиционными программами обучения в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чём секрет развивающего обучения?

(публикация в газете «Гатчинская правда»)

       Многообразие обучающих систем и технологий, представленных в начальной школе, повергает современных родителей в замешательство и ставит их перед выбором: куда отдать своего ребёнка учиться, какую программу предпочесть, чтобы дать ему достойное образование. К тому же хочется, чтобы ребёнок учился с желанием и имел устойчивый познавательный интерес к учению. А это возможно лишь тогда, когда в школе ему интересно, когда вокруг него единомышленники, когда он растёт в своих глазах, глазах одноклассников, развивается и каждый день совершает маленькие и большие открытия.

       Согласитесь, жизнь сегодня требует от нас таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова.

       Гатчинская гимназия «Апекс» со дня её основания работает по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, являющейся альтернативой традиционным системам обучения. Данная система как раз решает задачу развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).

       В чём преимущества и отличие данной образовательной системы от привычной традиционной формы обучения? Сами цели, стоящие перед учеником в рамках двух типов обучения, принципиально различны. В традиционной системе – это овладение определённой суммой знаний, умений и навыков. В основе содержания обучения способы решения определённых типовых задач по алгоритму. Совершенно другие цели ставит развивающее обучение – базируясь на знаниях более высокого уровня, оно нацелено на умственное развитие ребёнка и тем самым создаёт условия для личностного развития.

«Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». (Д.Б. Эльконин)

       Как это возможно: самосовершенствование, самоизменение в столь раннем возрасте? Оказывается, всё не так сложно. Учебный материал не подаётся ребёнку в виде уже приготовленного блюда – только заглатывай – а в ходе учебной деятельности, равноправными участниками которой являются и ученики и учитель, в результате почти настоящего научного исследования, поиска решения или способа действия, открывает истину путём собственных размышлений. «Эврика! Я сделал открытие. Я сам!» Разве сравнится с этим иллюстративно-объяснительный метод, призванный продемонстрировать образец способа решения, объяснить его (разжевать) и проконтролировать правильность его применения при решении тренировочных задач?!

       Роль учителя в развивающем обучении можно определить словами: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить». Организовать учебную деятельность обучающихся учитель может лишь осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения является  совместной деятельностью, реальным сотрудничеством учителя и ученика. Деятельность педагога приобретает характер творчества. Учитель с самого начала должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание, а в размышление о том, что пока не известно.

       Традиционный процесс обучения авторитарен по своей конструкции и в связи с этим является определённым тормозом в развитии личности. В развивающем обучении весь процесс учения построен на принципе сотрудничества, соучастия. Широко используются все три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой (работа в парах, в группах, учебный диалог, в котором сталкиваются различные точки зрения и без которого не мыслима исследовательская деятельность), учебное сотрудничество детей с учителем, сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения.

       Младших школьников, обучающихся по системе развивающего обучения, отличает критичность к действиям и мнениям – собственным и чужим, нежелание что-либо принимать на веру, привычка искать доказательства, независимость в оценках и самооценках. Ведущее место  в системе развивающего обучения уделяется вопросам самоконтроля и самооценки учащихся, а привычка самоконтроля – неоценимое качество в дальнейшей жизнедеятельности. Самооценка ребенка часто предшествует оценке учителя, что позволяет увидеть, насколько ученик реально оценивает плоды своего труда.

        Так что же такое развивающее обучение? Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. Каждая из указанных систем предназначена для достижения вполне определенных, существенно отличающихся друг от друга, целей образования. Вернемся к несколько растерявшимся родителям будущих первоклассников. Если вы хотите видеть в ребёнке субъекта собственной жизни, то есть человека готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, умеющего самостоятельно мыслить и находить оптимальные средства и способы решения поставленных перед собой задач, думаю, все-таки следует предпочесть систему развивающего обучения.    

Дикова Л.Н. учитель начальных классов

НОУ «Гатчинская гимназия «Апекс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для третьего класса во время прогулки «Осенние секреты».

Внеурочная деятельность в школе-интернате для детей с ЗПР (экологическое направление)....

Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"

В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...