Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
методическая разработка (1 класс) по теме

Елена Васильевна Михайлова

сДанный материал поможет сформировать  у родителей представления  о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Родительский лекторий

  1. "Школьные трудности"
  2. или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

«"Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом»

        Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе.

        Задачи:

  1. Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей  письму и чтению в начальной школе.
  2. Проанализировать школьные трудности у медлительных и гиперактивных учеников.
  3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

        Форма проведения: лекторий для родителей.

        План родительского собрания:

  1. Понятие «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2 класса
  2. Трудности формирования навыков письма и чтения у обучающихся разного типа:

2.1 Особенности учебной деятельности медлительных детей

2.2 Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников

  1. Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий с обучающимися каждого типа
  2. Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»

        Ход собрания

Понятие «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2 класса

        Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Письмо и чтение - это сложнейшие навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Внимание – это целенаправленность на предмете. Основные виды внимания: непроизвольные и произвольные. При непроизвольном внимании психическая деятельность совершается как-бы сама по себе, под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий свет, острый запах (внешний раздражитель). Чувства, интересы, потребности  - факторы внутренние. В отличие то непроизвольного произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребёнка только в общении со взрослым. Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 -7 лет овладеть умением подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза выше, чем у легко возбудимых. Что бы быть внимательным, ребёнку нужно иметь хорошо развитые свойства внимания- концентрацию, устойчивость, объём (от 5- до 9 объектов), распределение и переключение. Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой приводит к трудностям в обучении. В таких случаях говорят, что такие дети рассеяны.

Итак, причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений.

 Часто это является следствием уже имеющихся нарушений в корковых отделах головного мозга или связано с общим отставанием в развитии психических процессов (не все учащиеся владеют распределенным вниманием). Исследуя мозговые поражения, А.Ф. Лурия выявил их связь с проблемами в обучении детей письму.

 

 Данные о мозговых поражениях можно получить, сделав электроэнцефалографию. Это позволит выявить причину отставания у ребенка процесса формирования графического навыка и выработать пути работы.

                          В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. ( Чем отличается традиционная программа от развивающей?) От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

        Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.

        Особенности обучения в современной школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, более интенсивного прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

        Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать оптимальные условия для развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся на начальном этапе обучения чтению, письму, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

                 

                      Особенности учебной деятельности медлительных детей

        Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

        Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.

        Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

          Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, не дописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.

        При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

КАК ПОВЫСИТЬ СКОРОСТЬ ПИСЬМА

“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?”  Можно.

Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой)

Главный резерв скорости письма – высота букв.

 Педагог-исследователь В.Н.Зайцев изучал образцы почерка детей и замерял скорость письма. В результате сделал вывод, что главный фактор, влияющий на скорость письма – высота букв.

Инструкция позволяет уменьшить высоту букв до трех миллиметров. Это сложная работа, требующая специальных упражнений. Наиболее эффективные приемы работы, которые можно использовать. Например:

  1. ежедневное прописывание в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов), соответствующей высоты;
  2. ежедневная корректировка, написанного  в тетради при ее проверке, и анализ на уроке;
  3. самоконтроль ребенка написанного им  слова (предложения) с помощью специальной “контрольки”, так называют прозрачную  карточку с образцом высоты прописных и строчных букв.  Ученик накладывает прозрачную карточку на свой текст и сверяет высоту, наклон букв, пробел между буквами и словами;
  4. ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста); 
  5. ежедневная работа  в классе и дома с текстами-образцами, где высота букв три миллиметра:

  Уменьшение высоты  букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза, и соответственно увеличивается скорость письма. 

Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты. “При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”- отмечает Зайцев В.Н.

Умение писать – одно из важных умений, от которого зависит успешность обучения.

         

                          Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников

        Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети.         Гиперактивность детей и связанные с ней нарушения поведения — совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем.. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

        Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

        Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

        Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.

        Рассмотрим некоторые рекомендации:

  1. Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  1. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

        В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий

 с обучающимися каждого типа

1. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми

  1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  12. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  13. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.

  1. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  1.  Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  2.  Не создавайте эмоциональных проблем;
  3. Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  4. Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  5. При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  6. Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  7. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  8.  Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  9.  Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  10. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.

        Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации для родителей по организации помощи детям,

 имеющим «школьные трудности»

        Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  1. работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  2. начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  3. необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  4. во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  5. начинать занятия следует с игровых упражнений;
  6. в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

                

Требования к оформлению классных и домашних  работ в тетради  по  русскому языку.

  1. Записи должны вестись чётким аккуратным почерком, используя пасту синего и фиолетового цветов. Гелиевой ручкой пользоваться можно.
  2. Для обозначения орфограмм используется паста зелёного цвета.
  3. Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш.
  4. Запись даты делается прописью, а не цифрами (со 2 класса).
  5. В записи даты и названии работы тоже подчёркиваются орфограммы (для тренировки навыка).
  6. После каждой работы обязательно делается работа над ошибками с использованием памятки, которая выдана учащимся.
  7. При невыполнении работы над ошибками следующая работа оценивается на 1 балл ниже заслуженного.
  8. Тетрадь должна быть обязательно в обложке и подписана в соответствии  с требованиями к оформлению документации:

                         для работ

                         по русскому языку

                         ученика (цы)  2 «В» класса

                         МБОУ СО школы № 39

                         Фамилия имя (полное) в родительном падеже

     Например:    Иванова Владимира.

  1. Новая тетрадь заводится только после того, как закончится старая. На обложке старой тетради ставится подпись учителя, что тетрадь до конца проверена.
  2. Все подчёркивания  слов производятся строго с использованием линейки и простым карандашом.
  3. Из тетради запрещается вырывать листы.
  4. Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях, которые можно посмотреть на родительском собрании, так как они подлежат хранению в школе в течение 5 лет.  

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся....

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: · расшир...

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться»

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться». Помощь классному руководителя и родителям, как можно способствовать для того чтобы ребенок хорошо учился...

Как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом

«"Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом»               Цель: формирование у родителей представлений...

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих...

«Школьные трудности или как помочь своему ребенку»

Причины возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе. Школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников. Рекомендации родителям по о...