Как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему
«"Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом»
Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
- Проанализировать школьные трудности у медлительных и гиперактивных учеников.
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
Форма проведения: лекторий для родителей.
План родительского собрания:
- Понятие «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2 класса
- Трудности формирования навыков письма и чтения у обучающихся разного типа:
2.1 Особенности учебной деятельности медлительных детей
2.2 Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
- Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий с обучающимися каждого типа
- Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_lektoriy_pismo.doc | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 107»
- Родительский лекторий
- "Школьные трудности"
- или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
«"Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом»
Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
- Проанализировать школьные трудности у медлительных и гиперактивных учеников.
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
Форма проведения: лекторий для родителей.
План родительского собрания:
- Понятие «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2 класса
- Трудности формирования навыков письма и чтения у обучающихся разного типа:
2.1 Особенности учебной деятельности медлительных детей
2.2 Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
- Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий с обучающимися каждого типа
- Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»
Ход собрания
Тема: «Школьные трудности». Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 2в класса
Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Письмо и чтение - это сложнейшие навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Внимание – это целенаправленность на предмете. Основные виды внимания: непроизвольные и произвольные. При непроизвольном внимании психическая деятельность совершается как-бы сама по себе, под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий свет, острый запах (внешний раздражитель). Чувства, интересы, потребности - факторы внутренние. В отличие то непроизвольного произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребёнка только в общении со взрослым. Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребёнок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 -7 лет овладеть умением подчинять своё поведение собственной речевой инструкции. Устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза выше, чем у легко возбудимых. Что бы быть внимательным, ребёнку нужно иметь хорошо развитые свойства внимания- концентрацию, устойчивость, объём (от 5- до 9 объектов), распределение и переключение. Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой приводит к трудностям в обучении. В таких случаях говорят, что такие дети рассеяны.
Итак, причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений.
Часто это является следствием уже имеющихся нарушений в корковых отделах головного мозга или связано с общим отставанием в развитии психических процессов (не все учащиеся владеют распределенным вниманием). Исследуя мозговые поражения, А.Ф. Лурия выявил их связь с проблемами в обучении детей письму.
Данные о мозговых поражениях можно получить, сделав электроэнцефалографию. Это позволит выявить причину отставания у ребенка процесса формирования графического навыка и выработать пути работы.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. ( Чем отличается традиционная программа от развивающей?) От того, как относятся взрослые к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.
Особенности обучения в современной школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, более интенсивного прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать оптимальные условия для развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся на начальном этапе обучения чтению, письму, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.
Особенности учебной деятельности медлительных детей
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
Можно ли заставить ребенка работать быстрее?
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, не дописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.
При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.
КАК ПОВЫСИТЬ СКОРОСТЬ ПИСЬМА
“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?” Можно.
Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой)
Главный резерв скорости письма – высота букв.
Педагог-исследователь В.Н.Зайцев изучал образцы почерка детей и замерял скорость письма. В результате сделал вывод, что главный фактор, влияющий на скорость письма – высота букв.
Инструкция позволяет уменьшить высоту букв до трех миллиметров. Это сложная работа, требующая специальных упражнений. Наиболее эффективные приемы работы, которые можно использовать. Например:
- ежедневное прописывание в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов), соответствующей высоты;
- ежедневная корректировка, написанного в тетради при ее проверке, и анализ на уроке;
- самоконтроль ребенка написанного им слова (предложения) с помощью специальной “контрольки”, так называют прозрачную карточку с образцом высоты прописных и строчных букв. Ученик накладывает прозрачную карточку на свой текст и сверяет высоту, наклон букв, пробел между буквами и словами;
- ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста);
- ежедневная работа в классе и дома с текстами-образцами, где высота букв три миллиметра:
Уменьшение высоты букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза, и соответственно увеличивается скорость письма.
Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты. “При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”- отмечает Зайцев В.Н.
Умение писать – одно из важных умений, от которого зависит успешность обучения.
Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Гиперактивность детей и связанные с ней нарушения поведения — совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем.. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.
Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.
Рассмотрим некоторые рекомендации:
- Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
Рекомендации родителям по выполнению домашних заданий
с обучающимися каждого типа
1. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми
- Создайте ситуацию комфорта и успешности;
- Не создавайте эмоциональных проблем;
- Будьте сдержанным со своим ребенком;
- Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
- Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
- Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
- Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
- Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
- Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
- Не наказывайте за медленный темп работы;
- Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
- Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
- Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
- Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
- Создайте ситуацию комфорта и успешности;
- Не создавайте эмоциональных проблем;
- Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
- Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
- При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
- Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
- Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
- Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
- Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
- Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
Рекомендации для родителей по организации помощи детям,
имеющим «школьные трудности»
Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:
- работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
- начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
- необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
- во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
- начинать занятия следует с игровых упражнений;
- в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
Требования к оформлению классных и домашних работ в тетради по русскому языку.
- Записи должны вестись чётким аккуратным почерком, используя пасту синего и фиолетового цветов. Гелиевой ручкой пользоваться можно.
- Для обозначения орфограмм используется паста зелёного цвета.
- Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш.
- Запись даты делается прописью, а не цифрами (со 2 класса).
- В записи даты и названии работы тоже подчёркиваются орфограммы (для тренировки навыка).
- После каждой работы обязательно делается работа над ошибками с использованием памятки, которая выдана учащимся.
- При невыполнении работы над ошибками следующая работа оценивается на 1 балл ниже заслуженного.
- Тетрадь должна быть обязательно в обложке и подписана в соответствии с требованиями к оформлению документации:
для работ
по русскому языку
ученика (цы) 2 «В» класса
МАОУ СОШ № 107
Фамилия имя (полное) в родительном падеже
Например: Иванова Владимира.
- Новая тетрадь заводится только после того, как закончится старая. На обложке старой тетради ставится подпись учителя, что тетрадь до конца проверена.
- Все подчёркивания слов производятся строго с использованием линейки и простым карандашом.
- Из тетради запрещается вырывать листы.
- Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях, которые можно посмотреть на родительском собрании, так как они подлежат хранению в школе в течение 5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"
Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся....
Как помочь своему ребенку учиться?
материал для родителей....
Как помочь своему ребенку учиться.
«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»Лесгафт Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащ...
Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"
Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: · расшир...
Родительский лекторий "Школьные трудности" или как помочь своему ребенку овладеть грамотным письмом
сДанный материал поможет сформировать у родителей представления о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе....
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ВЗГЛЯД УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Все родители хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными людьми в жизни. Для достижения этих...
"РЕБЕНОК – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА" Как помочь своему ребенку Советы родителям
ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), о...