Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
материал на тему
Структура агрессивных проявлений.
Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников.
Характерные особенности агрессивного ребёнка.
Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей.
Рекомендации для педагогов и родителей по эффективному взаимодействию с детьми
с агрессивным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_agressivnogo_povedeniya.doc | 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Сегодня под агрессией понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивное действие — это средство достижения какой-либо цели, способ психической разрядки, замещение удовлетворения блокированной потребности и перекладывание деятельности как форма самореализации и самоуважения. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае
следует говорить об агрессивном поведении.
Агрессивное поведение — это действия,
имеющие целью причинение морального
или физического ущерба другим.
Структура агрессивных проявлений.
1. По направленности
Агрессия, направленная вовне.
Аутоагрессия — агрессия, направленная на себя; проявляется в самообвинении, в самоунижении, нанесении телесных повреждений вплоть до самоубийства.
2. По цели
Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели.
Враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
3. По методу выражения
Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта.
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза).
4. По степени выраженности
Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта.
Косвенная агрессия -действия, которые окольным путём направлены на другое лицо (сплетни), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (топание ногами).
5. По наличию инициативы
Инициативная агрессия — непосредственно исходит по собственному желанию.
Оборонительная агрессия выступает в качестве защитного механизма в ответ на причинённый ущерб.
Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников
Обычно дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трёх основных источников.
Первый — семья. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома.
Арессивности они также обучаются при взаимодействии со сверстниками — это второй источник. Зачастую дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
Кроме того, дети учатся агрессивным реакциям на символических примерах, предлагаемых средствами массовой информации (фильмы ужасов, боевики).
Характерные особенности агрессивного ребёнка
- Слишком говорлив
- Отказывается от игры с другими детьми
- Не понимает чувств и переживаний других людей
- Часто ругается со взрослыми
- Создаёт конфликтные ситуации
- Перекладывает вину на других
- Суетлив, импульсивен, часто дерётся
- Имеет отсутствующий взгляд
- Не может адекватно оценить своё поведение
- Всегда напряжён
- Часто специально раздражает взрослых
- Мало и беспокойно спит
Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей
1. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4. Формирование таких чувств, как эмпатия, доверие к людям и др.
Конструктивные способы выражения ребёнком гнева и агрессии
- громко спеть любимую песню
- пометать дротики в мишень
- используя «стаканчик для криков» высказывать все свои отрицательные эмоции
- устроить бой с боксёрской грушей
- устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
- скомкать и выбросить несколько листов бумаги
- рисовать свой гнев и т. д.
Рекомендации для педагогов и родителей по эффективному взаимодействию с детьми
с агрессивным поведением
В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает.
Благополучная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия,- демагогия и опасная практика.
Невозможно проявлять доброжелательность избирательно. Будьте оптимистичны. Стремитесь сосредотачивать своё внимание на положительном, а не на недостатках других.
Используйте «Я» - послания, избегая «ты»- осуждения, т.е. сообщайте о своём чувстве, не обвиняя другого, а делясь с ним переживаниями.
Осуществляйте «мы»-подход, говорите о вашей
ситуации взаимодействия, предлагайте выход,
конструктивное решение возникшей проблемы, но
будьте готовы выслушать и принять другой
вариант.
Говорите открыто, дружелюбно, искренне. Будьте
«конгуэнтны»: ваши слова, интонации, жесты,
мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
Создайте для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.
Воспитание на принципах сотрудничества — главное условие предотвращения проявления агрессивного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...
Арт – педагогическая методика как средство снижения уровня агрессивности младших школьников
В школе остро стоит вопрос о дисциплине учащихся. В данной работе я расматриваю как с помощью арт-педагогикой методики снизить уровень агрессивности младших школьников....
Агрессивное поведение школьников.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев, компьюторов....
Преодоление агрессивного поведения младших школьников.
Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...
Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....
Психологический классный час "Профилактика агрессивности у школьников"
Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому чел...
ИГРЫ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблем...
Комментарии
благодарность
уважаемая Ольга Владимировна,спасибо огромное за материал,который очень помог мне в моей работе с родителями, а также при подготовке к родительскому собранию!.