Агрессивное поведение школьников.
статья (3 класс) по теме

Лейман Елена Анатольевна

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев, компьюторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnoe_povedenie_shkolnikov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши.

Человек обладает способностью любить, и он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…Эрих Фромм

В росте агрессивности детей всё чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад значителен. Возникает вопрос: запрет боевиков и криминальных фильмов сделает наших детей чуткими и добрыми? Психологи говорят – нет, этого недостаточно. У агрессии сложная природа. Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать её природу и нейтрализовать истоки.

Все люди от рождения обладают индивидуальными особенностями, которые лежат в основе темперамента человека. У каждого темперамента есть своя ведущая эмоция: у сангвиника – это радость, у меланхолика – страх, у флегматика – чувство, что всё будет хорошо, для холерика – гнев. В основе агрессивного поведения всегда лежит гнев. Значит ли это, что дети с агрессивным поведением – холерики? Нет, но у холериков природные предпосылки для такого поведения богаче, им труднее справиться со своими эмоциями. Ну а если ребёнок уравновешен, доброжелателен или робок (флегматик, сангвиник, меланхолик), значит ли это, что он никогда не злится и не раздражается? И опять психологи скажут- нет, потому что гнев и другие отрицательные эмоции у ребёнка любого темперамента возникают от внешних раздражителей, накладываясь на внутренние, природные условия. Самыми первыми и самыми мощными раздражителя являются сами родители.

Представьте себе несовпадение темпераментов мамы и ребёнка. Непросвещённой маме-холерику её сын-флегматик будет казаться слишком медлительным, заторможенным. Она замучает его понуканиями, своим нетерпением, не понимая, что это не только он медлительный, но и она слишком «скоростная». Неучёт этого противоречия будет порождать в ребёнке протест, страх, гнев, а потом и агрессивное поведение в разных его проявлениях.

Маме-флегматику ребёнок-холерик будет казаться слишком активным и неуправляемым ребёнком. Остановить его не удаётся, а запреты только усугубляют его активность. Таким образом, причиной возникновения гнева, как предпосылки агрессии, становятся сами родители.

Причин гнева много. Одна из сильнейших – боль. Частыми причинами возникновения гнева является дискомфорт: голод, усталость, стресс. Ограничение физической свободы детей и психологическое ограничение вызывают гнев и протест детей. Любая несправедливость с точки зрения ребёнка или препятствие в достижении цели может являться причиной гнева или подавленности. Гнев может порождаться даже неудовлетворением собой, и тогда гнев и агрессия направляются  ребёнком на себя (аутоагрессия). Возникший гнев находит выход в агрессивном поведении (физическом или вербальном), а агрессивное поведение, повторяясь, становиться стойкой чертой личности – агрессивностью.

Есть два понятия агрессивности:

1) агрессивность как стойкая черта личности – это специальное причинение зла другому для достижения своей цели;

2) агрессивное поведение как форма выражения гнева, зачастую ситуативно, не стойко.

Задача родителей - научить ребёнка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.

Управление гневом позволяет в нужный момент дать отпор, сохраняя при этом умеренность чувства гнева и дозированную демонстрацию агрессии. Важно научить детей социально приемлемой форме выражения агрессии (слова вместо драки, использования взгляда вместо рук).

Чем раньше начинается воспитание неагрессивности ребёнка, тем лучше. Точнее было бы сказать – воспитание доброжелательности, чуткости, сопереживания в ребёнке. Методы воспитания в разные возрастные периоды неодинаковы, как и причины возникающего гнева. Чем ребёнок старше, тем замаскированней причина, тем больше родительского труда требует её выявление.

Однако начать придётся всё-таки с себя, потому что родители являются не только самыми первыми источниками гнева для ребёнка, но и первым примером для него. Раздражительность, несдержанность, грубость в отношении детей – вот первый источник агрессивности. Нельзя воспитать в ребёнке ни одного качества, не воспитав его в себе. У агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети.

К семи годам ребёнок физиологически и психически созрел для обучения в школе. В жизни ребёнка происходят большие перемены. Ведущим видом деятельности становится учёба; повышаются требования к личным качествам ребёнка; его начинают оценивать, чего не было раньше. Для ребёнка это стрессовая ситуация, которая вызывает неудовольствие, сопротивление и агрессивные реакция ( нежелание вставать по утрам, отказ от выполнения уроков, внезапные приступы злости или плача от бессилия что-либо изменить). Состояние ребёнка усугубляется, если он неуспешен в учёбе: ведь его статус среди одноклассников в первую очередь зависит от успеваемости и бывает настолько стойким, что может сохраняться на все годы учёбы. Поэтому в первом классе дети получают только поощрительные комментарии к работам.

Агрессивные реакции могут выдавать все дети, но чаще они характерны для тех, кто претендует на более значимую роль в коллективе. Наблюдения за эмоциональным состоянием ребёнка – агрессивным поведением или подавленностью – поможет учителям и родителям вовремя прийти ребёнку на помощь.

Чтобы снизить агрессивность ребёнка в этом возрасте, нужно организовать новый режим с учётом особенностей ребёнка: необходимой и достаточной продолжительностью сна, прогулок, отдыха и нужного времени для занятий. Режим помогает организму ребёнка легче приспособиться к новым условиям (к школе). В режим обязательно должно быть включено игровое или свободное время, причём ребёнок должен знать, что оно увеличится, если на уроке уйдёт много время и сократится, если с уроками он не уложится в отведённый срок. Конечно, в начале ребёнку трудно самому справиться с этой задачей – потребуется помощь и контроль родителей. Но независимых по характеру детей особенно раздражает излишний контроль, и это тоже может вызвать агрессивные реакции – от прямой грубости до прострации ребёнка. Поэтому дозируйте свой контроль, определите время контроля, а со временем это время уменьшать. Это повысит самостоятельность ребёнка, к которой дети этого возраста так стремятся.

Агрессивное поведение может порождаться и школой и семьёй. В школе, например, слишком трудная учебная программа, несложившиеся отношения с учителем или учениками. Ещё больше ответственность семьи, если она не сумела быть крепостью для ребёнка. Если ему не хватает любви, заботы, внимания, если его хорошие поступки воспринимаются как должное, а реакцию вызывают только агрессивные поступки, то именно они и закрепятся в поведении ребёнка. Очень часто дети повторяют судьбу родителей, потому что научаются или не научаются любить, сострадать, помогать…

В школьной практике существуют рекомендации по профилактике и коррекции детской агрессивности: сказкотерапия, психотехнические освобождающие игры, режиссёрские игры.

Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрываются силы добра и слабость зла. В ходе ответов на вопросы дети учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности.

В режиссёрской игре ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра. В этой игре ребёнок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый в ней.

Необходимо поддерживать своих детей и помогать им, одобрять даже за небольшие успехи и достижения, помогать им взрослеть, постепенно передавать ответственность за какую-нибудь работу. Не бояться лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Cтатья Взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений агрессивного поведения у младшего школьника

Тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Исследование особенностей агр...

Консультации для родителей "Агрессивное поведение школьников"

Материал на тему "Что такое агрессия и что с этим делать?"...

памятка для родителей " Профилактика агрессивного поведения школьника"

Рекомендации  родителям по профилактике агрессивного поведения школьникапроявление детской агрессии;диагностические критерии агрессивности для детей школьного возраста;факторы способствующие укре...

Памятка "Коррекция агрессивного поведения школьника"

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными...