Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
статья на тему
Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ " Косковско - Горская основная общеобразовательная школа" Рамешковский район Тверская область
Классный руководитель: Зыкова Елена Алексеевна
Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
«Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними»
Л.С. Выготский.
Тема беседы с родителями: особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Цель :
Информирование родителей об особенностях, проявлениях и путях преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. выявить сущностные характеристики понятия «агрессивность»;
2. проанализировать структуру агрессивности;
3. изучить особенности проявления агрессивности у обучающихся младшего школьного возраста;
4. определить основные направления коррекционной работы по преодолению агрессивности у младших школьников;
5. рассмотреть теоретические подходы к проблеме возникновения агрессии.
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые родители! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. Мы часто слышим жалобы на детскую агрессивность. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители обучающихся, жалуются учителя нашей сельской малокомплектной школы, воспитатели ГУ СРЦ. Большую часть обучающихся нашей школы составляют воспитанники центра. Дети из асоциальных семей, собранные со всего района. Большинство их родителей лишены родительских прав. Именно у этих детей особенно ярко выражено агрессивное поведение. В чем причина? Откуда столько агрессии в детях? Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым? Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь её преодолеть. Я начну издалека. Что приводит к конфликтам? Что такое, по-вашему, агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже, или нет? Злость это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Именно об этом я хочу сегодня поговорить. Давайте определимся с понятиями.
Основные понятия:
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание взрослых: например, когда мать слышит от ребенка в свой адрес ругательное слово.
Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями.
Агрессивность - это социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как реакции в определённой ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то это - агрессивное поведение.
Особенности проявления детской агрессии
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. В психологии считается, что агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это вспышками злости или гнева с криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Проявляется в приступах упрямства, криках, слезах, попытках ударить, падениях на пол, капризах, строптивости, своеволии, протесте, даже бунте и обесценивании взрослых. В силу возрастной слабости нервных процессов у детей иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение - это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
стремление привлечь к себе внимание сверстников;
стремление получить желанный результат;
стремление быть главным;
защита и месть;
желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, выделяют:
недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
сниженный уровень саморегуляции;
неразвитость игровой деятельности;
сниженную самооценку;
нарушения в отношениях со сверстниками.
Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте. Роль семьи в возникновении детской агрессии
В воспитании ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Главное это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья, внимания к нему. В обучении детей правилам и нормам поведения родители зачастую непоследовательны. Они не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно - они навязывают эту линию поведения детям, завтра выгодно говорить другое - вновь навязывается детям. Это приводит ребёнка к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Бестактное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо. Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения - всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего платят родителям той же монетой. Проблема детской агрессии, чаще всего, в недостатке воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 - 11 лет. Очень часто причиной детской агрессии является сложная семейная ситуация: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях, крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и, «если надо - драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители — алкоголики») и нередко межнациональную рознь.
На вопрос: «Как ты поступишь, если тебя оскорбят?» дети нашей начальной школы отвечали: «Оскорблю, обзову также» – 100%, «Побью, дам в лицо» – 75%, «Не обращу внимания, отвернусь, уйду, не буду играть» – 25%.
В воспитании выделяются два основных фактора, влияющие на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие:
1. Расположение родителей помогает преодолению агрессивности ребёнка. Выражается в умении слушать, тёплом общение, добром слове, ласковом взгляде.
2. Неприятие стимулирует детскую агрессивность. Характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к ребёнку.
Проявление агрессии при взаимодействии со сверстниками
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства младших школьников. Но некоторые дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:
1. высокая частота агрессивных действий направленных на причинение вреда сверстникам;
2. преобладание прямой физической агрессии , эти дети используют прямое физическое насилие;
3. агрессивных действиях, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
Пока остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность школьников. Подмечено, что среди агрессивных школьников больше детей, которые не умеют играть. Агрессивный ребёнок приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Это выражено: в представлениях о своей недооценённости со стороны сверстников; в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций; в постоянном ожидании нападения или «подвоха» со стороны сверстников.
В основе агрессивности лежит различная мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя, достижение своих практических целей, подавление и унижение другого. Однако, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В окружающем мире агрессивный ребёнок замечает, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет ему увидеть других детей полно и целостно, пережить чувство общности с ними. У агрессивного ребёнка, такое мировосприятие, создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. Степень восприятия враждебности может быть разной, но её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.
Мальчики испытывают агрессию в межличностных отношениях: учебе, спорте, личной угрозе. Девочки более бурно реагируют на недооценивание своих внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление. Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.
Проявления различных форм агрессии обусловлены одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, девочки отдают предпочтение вербальной форме агрессии. В возрасте 10-11лет у мальчиков и девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма агрессии как негативизм.
Влияние СМИ на развитие агрессии детей младшего школьного возраста
Сегодня с экранов телевизоров на детей обрушивается поток негатива: стрельбы, насилия и убийств. Видеофильмы ужасов и компьютерные игры - «стрелялки» является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения младших школьников. Может ли насилие на кино - телеэкранах, мониторах, действительно провоцировать агрессию? Есть мнение, что современное кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия - прекрасный способ добиться собственной цели. То же самое можно сказать о воздействии компьютерных игр, которые призваны развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в детях их агрессивные наклонности. Игры с жестокими, кровавыми сюжетами способны повысить вероятность агрессивного поведения ребёнка. Таким образом, средства массовой коммуникации помогают сформировать и закрепить в сознании младших школьников уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. Это, в свою очередь, увеличивает число детей, которые не только восхищаются насилием, но даже обожествляют его. Однако, даже наблюдая агрессивные события на экранах и мониторах, дети могут не получить посыла к агрессии, если взрослые им четко дали понять, что агрессия наказуема. Сразу же напрашивается вопрос: кого именно нужно винить в распространении агрессии среди младших школьников: СМИ или родителей? Каждый родитель решает для себя, что и когда смотреть его «чаду», в какие игры играть… Остается только задуматься: взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулирует сознанием их детей, или не хотят этого понимать? СМИ в настоящий момент достигли таких высот развития, что способны воздействовать на психику ребёнка гораздо сильнее, чем родители. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем общества.
Коррекция детской агрессии младших школьников
Всем понятно, что агрессивное поведение появляется у детей и тогда, когда им некуда деть переполняющую их энергию. Если у мальчиков нет возможности попинать мячик, они будут пинать друг друга. Необходимо предоставить детям как можно больше возможностей, соответственно возрасту, для разрядки накопившейся энергии (спортивные секции, кружки, помощь родителям по хозяйству).
Вторым источником детской агрессии являются подавленность, напряженность, стресс, неуверенность. С точки зрения психологов, такая агрессия серьезнее и неприятнее, она в этом случае - нецивилизованная защита от чувства тревоги.
Некоторые дети боятся собак, но дразнят их с безопасного расстояния, боятся сильных сверстников и бьют слабых. Внутренняя оборона таких детей заключается в нападении. Они не могут ни с кем подружиться, но требуют внимания, признания, пытаются добиться дружбы силком, обижают других, дерутся. Агрессия, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, не всегда видна и понятна. Необходимо занятия с психологом. Часто вскрывается семейный конфликт: школьные перегрузки, груз родительских амбиций, скрытое чувство вины за допущенный проступок, в котором не может сознаться.
В таком случае помощь заключается в обнаружении причин, источника тревоги, в обретении уверенности.
Третий источник детской агрессивности - эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод. Тогда дети находят удовлетворение в замкнутости, в причинении боли другим без причин, ябедничают, оскорбляют словесно и действием. Как будто мстят за свою заброшенность.
Необходимо выявлять причины отклонений в поведении детей. Стараться учить ребёнка жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно наполнять мир ребенка положительными эмоциями: внимательное, заинтересованное, постоянное, а не от случая к случаю, отношение к ребенку; искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям; совместные игры, обсуждение прочитанных книг, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей; забота о домашних животных.
Практические рекомендации для педагога
Агрессивному ученику первого класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика четвертого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен. Четвероклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние. Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно ребенку можно напомнить простую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в играх, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены. Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению, либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается в том, что каждый случай требует индивидуального подхода Задача педагога в работе с родителями - быть наставником и советчиком для них. Однако при этой ситуации педагог должен иметь высокую компетентность и авторитет. Родители должны ознакомиться с основными аспектами проблемы. Их тревоги по поводу поведения ребенка должны получить со стороны педагога грамотную психологическую трактовку. В большинстве случаев с родителями рекомендуется проводить тематические родительские собрания и индивидуальные встречи. При проведении таких родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов: врачей, психологов. Индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог, поддерживать с родителями постоянный контакт.
Существует несколько положений рекомендательного характера в виде памяток:
Девять «заповедей» воспитания.
1. Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, то он становится агрессивным.
3. Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
4. Если ребенок живет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
5. Если ребенок живет в терпимости, то он учится понимать других.
6. Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
7. Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
8. Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей.
Памятка для родителей.
Будьте внимательны к ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь слушать и слышать ребенка.
Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
Умейте принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
Предъявляйте к ребенку разумные требования.
Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Поощряйте ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня существует понимание и объяснение причин агрессии.
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Агрессивное поведение в школьном возрасте принимает разнообразные формы. Проявления агрессивности у школьников младших классов является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются:
1. неудовлетворенность ребенка качеством общения с близкими взрослыми и сверстниками;
2. низкий социальный статус ребенка в группе;
3. неуспех в совместной со сверстниками деятельности;
4. неудовлетворенность потребности в признании.
Взрослый всегда является для ребенка образцом действия.
На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние:
особенности взаимоотношений в семье,
стили семейного воспитания,
возрастные особенности,
социально-культурный статус семьи, индивидуальные особенности человека,
примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и СМИ.
В младшем школьном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы школьного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка. С агрессивными детьми необходимо отказаться от соревновательных игр и занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания концентрируют внимание такого ребёнка на собственные неуспехи, порождают ориентацию на противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.
Основной задачей в совместной работе родителей, педагога, психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка./Р. Кэмпбелл. - СПб.: Питер, 1997.
2. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло). /К. Лоренц. - М.: Просвещение, 1994.
3. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.
4. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61.
5. Рахматшаева, В. Агрессивны - потому что несчастны / В. Рахматшаева. // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
6. Смирнова, Е.О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности./ Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 17-25.
7. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб., 2003. - 320 с.
8. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность./ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. - Ярославль: Академия развития, 2001.
9. Кокшарова, О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия»./О.Н. Кокшарова // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 29-32.
10. Амфилова, М. Агрессия - обратная сторона неуверенности. / М.Амфилова.// Первое сент. 1997. 13 февр.
11. Волкова, Е. Агрессивный ребенок // Трудные дети или трудные родители. М., 2002
12. Колосова, С. Истоки детской агрессии./С. Колосова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Март (№12)
13. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. / Л.Н. Кузнецова. // Начальная школа. 1999. №3
14. Лебедева, Л.Ю. Мирись, мирись и больше не дерись: проблемы детской агрессии. / Л.Ю. Лебедева, Н.А. Акимова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 2000. Окт. /№37.
15. Мастюкова, Е.М. Трудные дети. / Е.М. Мастюкова, А.Г.Московкина. // Педагогика здоровья. М., 2000
16. Ольшанская, Е. Агрессивный ребенок: что делать? / Е. Ольшанская. // Здоровье детей: приложение к газете "Первое сентября". 1999. Июнь (№23-24)
17. Ольшанская, Е. Агрессия под контролем. / Е. Ольшанская. // Семья и школа. 1999. №7/8
18. Панфилова, Н. Долой агрессию. / Н. Панфилова. // Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. Июль /№26/
19. Раттер, М. Помощь трудным семьям. / М. Раттер. - М., 1999
20. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х тт./ А.С. Спиваковская. - М., 2000
21. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...
Особенности возникновения и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной пробле...
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»
Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Рекомендации по теме....
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Из-за чего ребёнок агрессивен? Как преодолеть агрессивное поведение у ребёнка? Советы родителям....
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...
Агрессивность у детей младшего школьного возраста.
Агрессивность у детей младшего школьного возраста....