Статья "Развитие речи как формирование мышления и воображения ребёнка"
статья на тему

Руденко Ирина Алексеевна

В данной статье описываются основные функции речи. Разъясняется важность развития речи ребёнка для регуляции его поведения и всех видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья "Развитие речи"28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

как формирование мышления и воображения ребёнка

"Каждый ребёнок в своё время есть натуральный гений".

К. И. Чуковский

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.

Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически грамотно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствуют овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценного обучения ребёнка в школе.

Лингвистические (словесные) игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), позволяют каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим проявлением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.

Основные функции речи

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции - общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психологическим становлением ребёнка - обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Познавательная функция речи

Речь, являясь средством усвоения общественно-исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием поколений следующих. Ребёнок, овладевая значением слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает и объём индивидуального опыта.

Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывается. Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления. Для того чтобы развитие восприятия и представлений детей шло полноценно, нужно правильно применять различные методы обучения - словесные, наглядные, практические. Развивая восприятие у младших школьников, необходимо применять образец, подражание, краткую комплексную инструкцию, совместные действия взрослого и ребёнка.

Речь как регулятор поведения и деятельности

Чрезвычайно важной для всего психологического развития ребёнка функцией речи является регуляция деятельности и поведения. По мере развития деятельности и речи слово становится способом саморегуляции, самооценки. Развиваясь, речь постепенно становится регулятором не только поведения ребёнка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья . Развитие речи младших школьников.

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие...

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Статья "Развитие речи на уроках математики"

Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием реч...

Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

Развитие речи и логического мышления дошкольников 95-7 лет) в процессе ознакомления с природой

При подготовке детей к школе важно активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; со...