Статья "Развитие речи на уроках математики"
статья по математике по теме
Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_urokakh_matematiki.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроках математики
И.Н.ГОРБАЧЕВА,
учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №390 Санкт-Петербурга
Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием речи развиваются образное и логическое мышление, память, внимание.
Хочу поделиться опытом работы по развитию речи детей на уроках математики. Наиболее значимая и трудоемкая работа в этом направлении проводится при чтении примеров разными способами, объяснении решения задач и уравнений, разборе многозначных чисел. Для этого учащиеся должны знать наизусть все правила, которые напечатаны в учебнике, названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия, связь между компонентами и результатом каждого действия; названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Приведу примеры такого вида работ.
Составление рассказа про число по плану (например, число 748):
- Прочитай число (семьсот сорок восемь).
- Какое оно по количеству знаков, по четности (это трехзначное число, четное).
- Какое место занимает в числовом ряду (в числовом ряду стоит после числа 746 и перед числом 749).
- Сколько единиц каждого разряда в нем содержится (в этом числе 8 единиц I разряда, 4 единицы II разряда и 7 единиц III разряда).
- Сколько в нем содержится отдельных единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится отдельных 8 единиц, 4 десятка, 7 сотен).
- Сколько в нем содержится всего единиц, десятков, сотен и т. д. (в нем содержится всего 748 единиц, 74 десятка, 7 сотен).
- Представить число в виде суммы разрядных слагаемых (число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 700+40+8).
Таким образом, зная план, дети составляют рассказ о любом числе.
Решение уравнений с объяснением.
Х+23=70
- Вспомнить название чисел при сложении. Прочитать уравнение (первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 23, сумма равна 70).
- Рассказать правило нахождения неизвестного числа (чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое или, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое).
- Решаем уравнение
Х-15=30 (уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 15, разность равна 30; чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое, решаем уравнение).
50-Х=12 (уменьшаемое 50, вычитаемое неизвестно, разность равна 12; чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, решаем уравнение).
Х·4=60 (первый множитель неизвестен, второй множитель 4, произведение равно 60; чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель или, чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель, решаем уравнение).
Х:10=8 (делимое неизвестно, делитель 10, частное равно 8; чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель, решаем уравнение).
72:Х=6 (делимое 72, делитель неизвестен, частное равно 6; чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное, решаем уравнение).
Решение задач с объяснением.
При решении задач используются методы синтеза (разбор задачи от условия к главному вопросу) и анализа (разбор задачи от главного вопроса к условию). Наиболее эффективно идет работа над разбором задачи, когда применяются оба метода.
Задача.
На школьной фотовыставке было представлено 35 цветных фотографий, а черно-белых на 25 фотографий больше. Сколько всего фотографий было на выставке?
Объяснение.
Чтобы узнать, сколько всего фотографий было на выставке, мы должны знать, сколько было цветных фотографий и черно-белых. Сколько было цветных, мы знаем, а сколько черно-белых нет, но можем узнать. Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых на 25 фотографий больше, мы можем узнать, сколько черно-белых фотографий было на выставке действием сложения (записываем 1.) 35+25=60(ф.)-черно-белых). Зная, что цветных фотографий было 35, а черно-белых 60, мы можем узнать, сколько всего фотографий было на выставке действием сложения (записываем
2.) 60+35=95(ф.). Мы ответили на главный вопрос задачи. Ответ: всего 95 фотографий было на выставке.
Чтение примеров разными способами.
20+6
- к 20 прибавить 6;
- 20 увеличить на 6;
- найти сумму чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти сумму двадцати и шести);
- первое слагаемое 20, второе слагаемое 6, найти сумму.
20-6
- из 20 вычесть 6;
- 20 уменьшить на 6;
- найти разность чисел 20 и 6 (если не говорить слово чисел, то числительные склоняются – найти разность двадцати и шести);
- уменьшаемое 20, вычитаемое 6, найти разность;
- на сколько 20 больше 6 или на сколько 6 меньше 20.
Подобным образом читаются примеры на умножение и деление.
70-30·5
- из числа 70 (из семидесяти) вычесть произведение чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);
- уменьшаемое 70, вычитаемое выражено произведением чисел 30 и 5 (тридцати и пяти);
(50+30):5
- сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) разделить на 5;
- сумму чисел 50 и 30 (пятидесяти и тридцати) уменьшить в 5 раз;
- делимое выражено суммой чисел 50 и 30, делитель 5.
52:3+45·2
- к частному чисел 52 и 3(пятидесяти двух и трех) прибавить произведение чисел 45 и 2 (сорока пяти и двух);
- первое слагаемое выражено частным чисел 52 и 3, второе слагаемое выражено произведением чисел 45 и 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на форуме "Развитие математической речи на уроках математики"
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподавател...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический....
Развитие устной и письменной речи на уроках математики
Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.Речь существует в двух формах – устной и пись...
Формирование устойчивой терминологической речи на уроках математики. Обучение учащихся начальной школы устным арифметическим вычислениям .
Традиционным для русской методической школы в рамках ее начального этапа является внимание к обучению устным арифметическим вычислениям, к формированию устойчивой терминологической речи, развит...
Развитие речи на уроках математики
Мастер-класс по развитию речи на уроках математики в начальной школе....
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Как можно развивать речь на уроках математики у младших школьников...
Развитие речи на уроках математики в начальных классах.
Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агрон...