Развитие речи и логического мышления дошкольников 95-7 лет) в процессе ознакомления с природой
консультация

Боркова Ирина Вячеславовна

При подготовке детей к школе важно активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; сообщая что-то новое, нужно обязательно использовать уже имеющийся у детей опыт и знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие речи и логического мышления дошкольников

(5-7лет)

в процессе ознакомления с природой.

Подготовила:

Учитель- логопед

 Боркова И.В.

Как семья может осуществлять умственное воспитание, развивать логическое мышление детей, используя для этого ознакомление с природой? Прежде чем ответить на вопрос как, нужно знать, к чему можно стремиться, что можно требовать от ребенка данного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства его с природой.
     Дети пятого-шестого года жизни уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки . Дети седьмого года жизни обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказываний детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе .
Дети седьмого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания .Кроме того, они способны к классификации, группировке.
У детей седьмого года жизни обнаруживается более высокий уровень сравнения, умение пользоваться сравнением при овладении новыми знаниями. Они сравнивают уже не только по контрасту, но и по сходству, делают это в правильной последовательности. Их рассказы-сравнения четки, точны, эмоциональны.
Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями.
В рассказах, высказываниях дети начинают выражать свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство родителей этим процессом.Работа  по ознакомлению с природой детей 5-7 лет направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
При подготовке детей к школе важно активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; сообщая что-то новое, нужно обязательно использовать уже имеющийся у детей опыт и знания. Обучать детей более точно и образно выражать в своей речи то, что они узнали. Помогать им выбрать соответствующие языковые средства. Поэтому ознакомление детей седьмого года жизни с явлениями природы можно начать  с беседы, в ходе которой  выясняются их знания.
Во время наблюдений, экскурсий, прогулок, родители не только расширяют круг представлений детей, но, главное, помогают им осознать определенные закономерности в сезонной жизни природы.
Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии в природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мир. Умственное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.  Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, можно широко использовать дидактические игры и несложные речевые логические  задачи. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, взрослый ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.
Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Речевые логические задачи родитель может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения. Например, весной  много цветущих одуванчиков. Дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенностей этого цветка — не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Чтобы они обратили внимание на такое интересное явление, можно предложить им послушать первую часть рассказа М. Пришвина «Золотой луг»: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел». Желательно прочитать только начало рассказа, а дальше писатель объясняет, почему луг становился то золотым, то зеленым, но хочется, чтобы вы сами догадались. Нужнов течение нескольких дней понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона, на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.
Например, дети с удовольствием ведут «переписку» с лесником из стихотворения  Вс. Рождественского «На лесной опушке».

Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася-лесник,
Приходите к нему на опушку,
Вас приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц вам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.

Используя момент заинтересованности детей, взрослый предлагает им написать письмо леснику и попросить его рассказать что-нибудь интересное из жизни леса. В письма  включаются загадки, речевые логические задачи, рассказы о жизни леса в разные времена года.
Можно детям предложить отгадать такую загадку: «жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у нее прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Смотрю, опять что-то тащит в клюве. Долго так носила она и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Зачем они ей нужны? Может быть, вы расскажете, зачем они ей?

 Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели. Дети очень любят загадки в стихах. Они легко отгадывают такие загадки, в которых в поэтической форме раскрываются наиболее типичные видимые признаки предметов и явлений. Поэтому сначала нужно предлагать простые стихи-загадки о предметах и явлениях, хорошо знакомых ребятам. Например:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Е. Благинина)

В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова «Полевой звоночек». В процессе решения речевых логических задач нужно постепенно подводить детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи. Например, можно предложить детям отгадать загадку, содержащуюся в книжке А. Введенского «Про девочку Машу». Например, беседу о повадках животных, о приспособлении их к окружающей среде в разные времена года взрослый может начать с того, что предложит детям загадку, составленную им на основании рассказа В. Бианки из «Книги зимы». Закончить беседу можно чтением отрывков из книги Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки», в которой и рассказывается о приспособлении животных к среде обитания.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, взрослый может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.Предложение взрослого придумать загадку самим способствует появлению у детей желания сказать лучше, понятнее, оценка ответа товарища повышает критическое отношение к речи. При составлении своих речевых задач дети стараются так передать характерные признаки знакомых им птиц, чтобы можно было угадать их по описанию. Образцом для описания птиц могут служить отрывки из произведений М. Пришвина. Некоторые примеры речевых логических задач:

Что бабушка рассказала Саше?
На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, ие видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.
Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»
Бабушка посадила внука иа колени и стала рассказывать Саше о зиме.
Что же она ему рассказала?

Кто где зимует?
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей,—... »; «А мы...» — зажужжали пчелы, жуки; «А я, — зашуршала гусеница,— ...»
Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

Что случилось на прогулке?
«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду.

Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите, ребята, что здесь случилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы логического мышления у младших школьников, вопросы обучения логическому мышлению....

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

Исследовательская работа по теме "Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе"...

Статья "Логическое мышление дошкольников"

Актуальность курсов по подготовке детей к школе. Подбор игр и заданий для занятий по подготовке к школе, позволяющих устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас...

Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей

Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...