Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

  1. Творческие задания на развитие речи.
  2. Задания на сравнение
  3. Группировка   
  4. Задания на обобщение
  5. Задания на исключение лишнего
  6. Задания по аналогию
  7. Задания по словообразованию.
     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Головченко Людмила Викторовна,

учитель начальных классов

Дидактический материал по развитию речи и творческого мышления на уроках русского языка

  1. Творческие задания на развитие речи.

1) Восстановление  деформированного  текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.


Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.


2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:

снегурочка сочинение писать


3) Сочинение на тему
"Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме".


4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.


5) Составление конспекта научно-популярной статьи.


6) Письмо по памяти


На красных лапках гусь тяжёлый, 
Задумав плыть по лону вод, 
Ступает бережно на лёд, 
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег, 
Звездами падая на брег.
             А. Пушкин.


7) Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.


Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.


8)Раскрой тему


Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.


                                                              Зимние забавы.


Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!


9) Определение границ предложений.


Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.


    1. По реке плывёт лодка. И плот.
    2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
    3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.


10) Составьте рассказ по его началу.


      1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...


      2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…

  1. Задания на сравнение

Задание 1. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.


 На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

Задание 2.  Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:

Тапка – шапка                      Мишка – шишка

Порох – шорох                     губа – шуба

Задание 3.  Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание, но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы. (См. Приложение №2)

Например:  На по'лку ставил я варенье,

                    В полку' участвовал в сраженьи.

Задание 4.  Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите. (Приложение № 2)

Если первый слог ударный,

Мы – посуда для питья.

Переставьте ударенье –

И рисуйте нас, друзья.       (Кру'жки – кружки')

Задание 5.  Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т.к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.

- Превратите ночь  в  день.

(Ответ: ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день).

  Задание 6.    Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

Например: С Б – я плачу,

                   С Р – играю,

                   С С – я пищу посыпаю.

(Ответ: боль – роль – соль)    

Задание 7.    Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов,  интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?

- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.

     Диктор – диктант

    Перчатка – напёрсток

    Пятница – пятёрка

   Цирк - циркуль     

   Город - огород 

  1. Группировка


 Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.


Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б)по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).


Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

        4.Задания на обобщение


Задание 1. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)


Задание 2. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. ( Осуждать.)

Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком – грамматическом уровне.

  1. Задания на исключение лишнего
    Задание.  Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.


Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.


Варианты ответов учеников:
• Объединить – это глагол, остальные – существительные.
• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.


Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

       6. Задания по аналогии 

 
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.


Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.


Задание 1. Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, ... .
Вокзалы, салюты, ... .
Объяснение, объединение, ...
 .


Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая
• наличие определенных орфограмм;
• категорию числа имен существительных;
• падежные формы существительных.

       7.    Задания по словообразованию.


Задание 1. Выдели группы слов с одинаковым корнем.

  Гора, горький, горьковатый, гористый, горчинка, горный, пригорок.

Задание 2. Найди слова с одинаковыми приставками и без приставок и запиши их группами.

  Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок,  ободрить.


Задание 3. Найди слова с одинаковыми суффиксами.


Точка (знак препинания), почка, кофточка, кисточка, строчка, розочка, звёздочка, молочко.
Цель этого задания заключается не только в проверке умения учащимися определять слова одного словообразовательного гнезда, но и в выяснении того, насколько осознается школьниками семантика слова, его связи с другими однокоренными словами. С точки зрения приемов мыслительной деятельности проверялось умение в ходе словообразовательного анализа сопоставлять, осуществлять операции анализа-синтеза, классифицировать.


Задание 4. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получилось новое слово.
     
Сено                                овод                                    зал                глас
    Банк                                 рот                                     свет             ода
    Стол                               ежи                                      воз                очки


Задание 5. Как бы ты объяснил следующие слова?


Голубоватый, бельчонок, арбузище, выключатель, стаканчик, подосиновик, соусник, болтливость.


Цель задания в том, чтобы выяснить, как учащиеся преимущественно толкуют производные слова, как часто они используют при этом описание значения производного слова через производящее (на основе смыслового сопоставления). Следовательно, перед учащимися стояла задача не только описать значение производного слова, но и оп-ределить, от какого слова образовано каждое из них.


Задание 6. Догадайтесь, какое слово задумано.


1) В нем приставка такая же, как в слове подруга, корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.


2)
Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы одинаковые с глаголом слышать.


Ключ к выполнению задания: Поиграл. Перелетать.

Задания, используемые на уроках русского языка и на занятиях кружка по развитию логического мышления младших школьников. Задания собраны по грамматическим темам: "Орфоэпия. Фонетика", "Лексика. Фразеология", "Состав слова. Словообразование", "Морфология", "Орфография".

Орфоэпия. Фонетика.

1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?

3. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.

5. Сколько звуков в словах сшить и лётчик?

6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.

7. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

8. В каком слове есть только твёрдые согласные?

Мел, лось, тема, можешь, матч.

9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сйэст], [йэст], [байукат'].

10. Запишите слова в фонетической транскрипции: ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

12. В каком слове ударение падает на первый слог?

Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

13. Расставьте ударения в словах:

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

14. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

мак, стол, грустно, вить, лить.

15. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

бак, слон, грустно, пять, весь.

16. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.

17. Какие слова имеют ударение на окончании:

свекла, брюква, скоба, скула, ампула.

18. В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.

Поле – пэ, о, эль, е.
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.

19. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.

20. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:

Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

21. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.

22. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.

Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит,
А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?

Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

23. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

Сборы, молотьба, отдать.

24. В каком слове все согласные звуки глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.

Лексика. Фразеология.

1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - ... .
Изображение человека на картине или фотографии - ... .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... .
Тот, кто работает в шахте - ... .
Место на реке, где её можно перейти - ... .
Асфальтированная дорога - ... .

2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?

4. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

И'рис – ири'с; кле'щи - клещи'; а'тлас - атла'с; мо'лодец - молоде'ц; тво'рог - творо'г.

5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

6. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

7. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.

8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

9. Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.

10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.

11. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

... об ... , из ... вон плохо, мастер на все ..., сидеть сложа ..., золотые ... .

Состав слова. Словообразование.

1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

2. Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

3. Отгадайте слова.

а)
Его корень в слове
писать
Приставка в слове
рассказать,
Суффикс в слове
книжка,
Окончание в слове
вода.

б)
Его корень в слове
вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове
сказка,
Окончание в слове рыба.

в)

Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове
подъехал,
Суффикс в слове
лесник,
Окончание в слове
ученики.

4. Каков состав слов?

Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.

5. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.

6. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

7. В каких словах пишется е: в...сеть, на в...су, зав...сать, занав..с, в...сячий?

8. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

9. Найдите «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

10. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.

11. Составьте и запишите сложные слова.

Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.

12. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить.
Житель Москвы.
Свойство доброго человека.
Тот, кто богат на выдумки.
Женщина – повар.
Музыкант, играющий на скрипке.
Специалист по химии.
Смелый человек.
Любящий мечтать.
Жадная девочка.
Участник игры.

13. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

14. Разберите по составу слова:

Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.

15. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

16. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

17. Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.

Морфология.

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи:

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.

2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3. У каких имен существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

4. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели', окуни', пряди'.

6. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

7. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

8. Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

9. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

10. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

11. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь, чтобы хлебы печь.Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало
течь, и вода стала течь.
Снежное
покрывало все поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

12. Спиши, укажи части речи.

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

13. Определите род имен существительных.

Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

14. Почему все эти слова объединили в одну группу?

Онтарио, пальто, какао, пенсне.

15. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».

Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

16. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.

Береза, руки, человека.

17. Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

Орфография.

1. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

Камыш..., ж...раф, ножниц..., верш...на, мотоц...кл.

2. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?

3. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?

4. Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.

5. В какое из слов нужно вставить букву –т-?

Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.

6. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Поступок чести - ...;
Ответ из уст - ...;
Счастье жизни - ... .

7. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.

Растения, которые находятся в комнате - ...; работа, которая выполняется дома - ...; машина, которая встретилась на пути - ...; дорога, которая пролегает далеко - ...; почта, которую мы получаем утром - ...; путешествие, которое было летним - ... .

8. Напишите ответы с шипящей на конце.

Суп со свеклой и другими овощами - ... .
Дикие птицы и животные как предмет охоты - ... .
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - ... .
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - ... .
Способность говорить - ... .

9. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть.
Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Дорога с твердым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
Выходной день.

10. В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?

Пятлая куж... .
Бурявый пупалош... .
Мяувая дуч... .

11. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

12. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.

13. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.

Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.

14. Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.

15. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.

Подстереч..., у дач..., луч..., пять тысяч..., богач..., сбереч..., без встреч..., тягач..., ткач..., пострич..., усач..., лихач..., меч...,
запряч..., бич..., у круч... .

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа над синонимами, антонимами и фразеологизмами.

Когда младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний? Это происходит при написании сочинений, описании и сравнении заданных объектов. Бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной частью этой деятельности.

Упражнения на подбор синонимов

1. Найдите слова, близкие по смыслу. (3-й класс, при изучении темы "Имя прилагательное".)

АРТЕК.  

Кто хоть раз был в пионерск... лагере Артек, тот долго будет помнить и крут... склоны высоких гор, покрытых кудряв... лесами, и отвесн... скалы, куда свободно залетают только птицы и обрывист... берега тепл... лазурн... моря.

  1. Подчеркни синонимы к слову крутые.
  2. Выпиши слова под заголовком "синонимы", каждое слово пиши в И.п. ед. ч. м. р.

2. Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый.

Занимательный, потемки, прекрасный, тетрадь, правила, оценка, забавный, прелестный, сумерки, корабль, балл, увлекательный, картофель, режим.

Какие слова "лишние"? Почему?

3. Выпиши слова, близкие по значению.

Вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный, цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание, рубеж, тормоз, черта, линия, дом, помеха.

4. Выбери слова, близкие по смыслу выделенным.

Студеный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый). Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

5. Подбери к существительному синоним.

Cильная метель –
плохая погода –
полная тишина –
большое несчастье –
сильный дождь –
буря на море –

6. Подбери к прилагательному синоним.

Бесстрашный летчик –
пасмурная погода –
правильный ответ –
занимательный рассказ –
соседняя школа –
смышленый ученик –

7. Замени прилагательное близким по смыслу словом с приставкой.

Ясное небо –
правильный ответ –
жестокий враг –
тихая погода –

8. Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы:

  1. какими словами называют высокую температуру воздуха;
  2. какими словами называют людей одинакового возраста;
  3. какими словами называют наступление темноты?

9. Напиши синонимы к прилагательным:

тихая езда –
тихая ночь –
тихий голос –
верный друг –
верный ответ –
крепкая веревка –
крепкий чай –
крепкий организм –

10. Подбери слова по смыслу.

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ... (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши.

11. Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга.

Работа          –  з...
родник         – и...
холод           – м...
деятельный – а...

Обрыв         – к...
пасмурный – н...
забава         – и...
рубеж         – г...
самописка – а...

Упражнения на подбор антонимов

Антонимы – очень сильное стилистическое средство языка. Упражнения над антонимами требуют от ученика умения сравнивать, сопоставлять, противопоставлять и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.

1. Cоедини антонимы.

Север                                              лёгкий
высокий                                         здоровье
улететь                                           загадка
завязать                                          ленивый
прилежный                                    юг
светлый                                         низкий
вред                                                развязать
открыть                                          тёмный
тяжелый                                         прилететь
болезнь                                           закрыть                                          
отгадка                                           польза

2. Из данных слов найди и выпиши парами те, которые имеют противоположный смысл.

Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, вёдро, можно, ложь, отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жесткий, нельзя, холод, трактор.

Какие слова "лишние"? Почему? Выпиши их отдельно.

3. Подчеркнутое слово замени противоположным по смыслу.

Восход солнца –
начало урока –
подошва горы –
ясное небо –
крутой берег –
шумная улица –
зажечь костер –
уйти в школу –

4. Выдели в тексте антонимы.

Сей в ненастье, а убирай в вёдро.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Каково начало, таков и конец.
Не узнавши горя, не узнаешь и радости.
Добро помни, а зло забывай.

5. Допиши антонимы.

Солнце всходит и ...
На каждую загадку есть ...
Книга содержит вопросы и ...
Настал вечер и шум сменился ...
Лучше знать мало, но хорошо, чем ... , да ...
Правый берег у реки высокий и крутой, а левый ... и ...

  1. Замени в предложениях и текстах выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?

                                                       ОПОЗДАЛИ

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.

  1. Запиши такие антонимы, чтобы из первых букв получилось слово дом.

Ночь – д...
раздеться – о...
старый – м...

КРОССВОРД

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Впиши по горизонтали глаголы в неопределённой форме согласно кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике ты прочитаешь название этой части речи.

  1. Обнести оградой; защитить от чего-либо.
  2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.
  3. Антоним глагола расплести.
  4. Синоним глагола попотчевать.
  5. Убрать сор веником.
  6. Синоним глаголов сверкать, светиться. 

Работа с фразеологизмами

1. задание. Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.
1) Прочитайте предложения. Какое из предложений, по-вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.


Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.
 


2) Данное задание может стать стимулом для написания сочинения. 
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?"). 


Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему

что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
 


- Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?


- О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.


3) Замените глаголом следующие выражения: 
прикусить язык -  
совать нос в чужие дела -  
мозолить глаза -  
чесать языком -  
 путаться под ногами –


4) Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

Делить шкуру неубитого ... . Купить ... в мешке. ... в мешке не утаишь. Платить той же .... Беречь как ... ока. Согнуть в ... рог. Толочь ... в ступе. Не в бровь, а в ... . Выйти ... из воды. Надуться как ... на крупу.


(Ключ к выполнению задания:

Делить шкуру неубитого медведя. Купить кота в мешке. Шила в мешке не утаишь. Платить той же монетой. Беречь как зеницу ока. Согнуть в бараний рог. Толочь воду в ступе. Не в бровь, а в глаз. Выйти сухим из воды. Надуться как мышь на крупу).


Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (См. презентацию)

Спустя рукава см. как-нибудь, небрежно  Небрежно, невнимательно, нерадиво, неряшливо, как-нибудь, кое-как, халатно, наскоро, на скорую руку, на живую нитку (руку), живой рукой, спустя рукава, с грехом пополам, как ни попало, через пень колоду. Он все делает спустя рукава. Тяп-ляп — вышел кораб (погов.). //

ЗАСУЧИВАТЬ РУКАВА. ЗАСУЧИТЬ РУКАВА. Разг. Экспрес. Энергично браться за дело. — Передай там от меня Остроухову, что пускай теперь не мечтает, а засучивает рукава... А то он к облакам взлетать мастер (С. Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды). Каждая идея делит людей на оптимистов и пессимистов. Пессимисты скрипят, оптимисты засучивают рукава. Легче опровергать, чем браться за дело (М. Григорьев. Обстоятельства образа действия).

Держать в узде. Разг. Экспрес. (Держать) в строгих правилах поведения, в строгости. Обедали гость, либеральный врач, учитель детей — студент, отчаянный социал-демократ, революционер, которого Николай Семёнович умел держать в узде (Л. Н. Толстой. Ягоды).

ЗАДИРАТЬ НОС. ЗАДРАТЬ НОС. Грубо-прост. То же, что задирать голову перед кем. Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не гордился (Салтыков-Щедрин. Помпадуры и помпадурши).

ВОРОТИТЬ НОС. Прост. Экспрес. 1. Отворачиваться. Она слишком горда. С нами не говорит, а поклонишься ей, нос на сторону воротит (Ф. Решетников. Ставленник).

2. Относиться к кому-либо, к чему-нибудь с презрением, с пренебрежением. Народу битком — в трюме и на палубе... вонь, мухи, каждый тебя ногами пихает, как последнюю скотину! Возьми хотя бы матросов! Ведь свой же брат Савка, нет: он уж мужика и за человека не считает, нос воротит (А. Фадеев. Последний из удэге).

3. С пренебрежением отказываться от чего-либо. По её мнению строители любят объёмные работы, а от мелкой отделки, как она выразилась, нос воротят (Б. Галин. В одном населённом пункте).

СЛОМЯ ГОЛОВУ. Разг. Экспрес. Очень быстро, стремительно (бежать, мчаться, скакать и т. п.). [Артамон:] Скачи, брат, сломя голову. Если ты действительно влюблён, так под землёй найдёшь (А. Н. Толстой. Насильники). Я к вам мчался сломя голову, а вы в дом не пускаете (В. Саянов. Лена).

КАК БАРАН НА НОВЫЕ ВОРОТА. Прост. Пренебр. То же, что как баран на воду. Я смотрю на него в недоумении и, решив, что он шутит, улыбаюсь. — Ты не улыбься и не смотри как баран на новые ворота. Тебе без дураков говорят, — заявляет Холин... (В. Богомолов. Иван).

КАК БАРАН НА ВОДУ. Прост. Пренебр. Непонимающе и растерянно (смотреть на кого-либо или что-либо). — Станешь ему толковать, смотрит как баран на воду (Достоевский. Бесы).

КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ. Ирон. Лицемерное сострадание; неискреннее, лживое сожаление. Теперь твоему раскаянию уже не поверят... Теперь ты хоть источники слёз пролей — и тогда скажут, что это крокодиловы слёзы! (Салтыков-Щедрин. Старческое горе).

Черепашьим шагом см. медленный Медленный, медлительный, мешкотный, продолжительный, протяжный, долговременный; долгий, тихий, копоткий, кропотливый; ленивый, тугой. Медлителен, как геологический переворот. Медленно, долго, продолжительно, протяжно, кропотливо, тихо, туго. Плестись тихо, шагом, шажком, тихим (ленивым, черепашьим) шагом. Работа подвигается туго.

Смотреть сквозь пальцы см. потворствовать, пренебрегать Пренебрегать, презирать, брезгать (брезговать), гнушаться, игнорировать, попирать, не обращать внимания, оставлять без внимания, закрывать глаза на что, смотреть сквозь пальцы, пропускать мимо ушей, отложить попечение; относиться неуважительно, чувствовать отвращение (омерзение).

САДИТЬСЯ В ГАЛОШУ (КАЛОШУ). СЕСТЬ В ГАЛОШУ (КАЛОШУ). Разг. Пренебр. Оказываться в нелепом, смешном положении; терпеть неудачу. Класс дружно поддержал этот неопровержимый довод. Ребята понимали, что я прав, а Тихон Петрович, несмотря на свой стаж и опыт, сел в галошу (Ю. Нагибин. Тихон Петрович).

ВОДИТЬ ЗА НОС кого. Обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного. Студенты все влюблялись в неё, по очереди или по несколько в одно время. Она всех водила за нос и про любовь одного рассказывала другому и смеялась над первым, потом с первым над вторым (Гончаров. Обрыв).

ХОДИТЬ ПО СТРУНКЕ см. подчиняться Подчиняться, поддаваться, сдаваться, предаваться, покоряться, смиряться, положить оружие, капитулировать, просить пощады, повиноваться, слушаться, покорствовать, идти на буксире, плясать по чужой дудке (под чужую дудку), быть подвластным кому (во власти кого), быть в порабощении, быть под игом, зависеть от кого; благоговеть, гнуться, унижаться, преклоняться, раболепствовать, сгибать (склонять, гнуть) спину (шею) пред кем; подвергаться, подпадать, стать жертвой чего. Быть под властью (под командою, под башмаком) жены.

ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ. ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ. Разг. Экспрес. Терять самообладание, приходя в состояние крайнего раздражения. Иван Иванович очень сердится, если ему попадётся в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется (Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

КАЛАЧОМ НЕ ЗАМАНИТЬ (НЕ ЗАМАНИШЬ) кого. Разг. Экспрес. Ничем, никакими средствами не уговорить, не заставить зайти, приехать куда-либо. За одним столом с холопом обедать меня усадили!.. Нет уж, Анфиса Порфирьевна, покорно прошу извинить! калачом меня к себе вперёд не заманите (Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина). [Астров:] Уехали. Профессор рад, небось. Его теперь сюда и калачом не заманишь (Чехов. Дядя Ваня).

НЕ УДАРИТЬ ЛИЦОМ В ГРЯЗЬ. Разг. Экспрес. Не оплошать, не осрамиться, выполнив что-либо наилучшим образом, показать себя с лучшей стороны. Чувствовалось по взглядам, что они одобряли Кумри за её смелость, за вызов старым обычаям, за то, что она не ударила лицом в грязь в соревновании с испытанными молодцами (П. Павленко. Труженики мира).

Сковать льдом Покрыть толстым слоем льда, сделав неподвижным (реку, озеро). Морозы сковали реку. Сковал потоки зимний холод. Баратынский. Река, скованная льдом.

ВСТАВЛЯТЬ ПАЛКИ В КОЛЁСА кому. Разг. Экспрес. Намеренно мешать в каком-либо деле. — Разберитесь и доложите мне сегодня же вечером... Лётчики в поте лица стараются выполнить план лётной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колёса (Г. Гофман. Рождение подвига).

 Щеки горят: краснеть от прилива крови.

Жить как кошка с собакой см. враждовать Враждовать, недоброжелательствовать, зложелательствовать, злобствовать, ненавидеть, питать вражду, относиться враждебно к кому; не ладить, быть на ножах, не в ладу (не в ладах), в ссоре, в контрах с кем. Вражда обострилась. Они между собой давно уже враждуют, между ними давно началась вражда, у них давно пошли нелады. Жить как кошка с собакой. Иметь против кого зуб, гореть злобой, таить злобу. Ср. Ненавидеть и Ссориться.

ТЯНУТЬ КОТА ЗА ХВОСТ. Разг. Ирон. Нудно и медленно говорить.

КОТА В МЕШКЕ. Разг. Шутл. Неизвестно что, сколько и какого качества (купить, привезти и т. п.). — Итак, согласны? — Купить кота в мешке? — спросил я в свою очередь. — Нет! — воскликнул он громко и сердито... — Перед отправлением на юг вы получите все наиболее полные сведения, какие только смогу и сумею вам сообщить (Куприн. Жидкое солнце). — А что? Уж я-то себя облапошить не дам, не бойся. Ишь, тонна двести... Сказали ей, а она и обрадовалась. Привезли кота в мешке (В. Кудрин. Ошибка).

КУСАТЬ СЕБЕ ЛОКТИ. Разг. Экспрес. Очень сильно сожалеть, сокрушаться о непоправимом, упущенном. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния, что отвергла глубокое чувство такого серьёзного, скромного и, главное, бесстрашного человека, как Петя (В. Катаев. За власть Советов).

СОБАКУ СЪЕСТЬ. О том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чем-либо. Есть несколько версий происхождения оборота. 1. Оборот появился в крестьянской среде, земледельческий труд тяжел: устанешь так, что с голоду и собаку бы съел. 2. У римских писателей встречается сходная поговорка: Linguam caninam comedit (букв. "язык собачий съел") - о том, кто разглагольствует без меры и без устали. 3. Фразеологизм восходит к свободному сочетанию слов, заключающему в себе насмешку над петрозаводцами, чуть не съевшими на свадьбе щи с собачатиной. 4. Выражение появилось в результате сокращения поговорки собаку съел, а хвостом подавился. Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках русского языка

информационный материал к уроку русского языка...

Развитие логического мышления на уроках русского языка в начальных классах

Приведённые в статье упражнения, приёмы работы и задания можно использовать на уроках русского языка во 2 классе. Данная методика способствует развитию внимания, логического мышления учащихся, помогае...

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.

Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....

Развитие логического мышления на уроках русского языка через систему специально подобранных упражнений.

В данной работе раскрыты:-теоретические основы проблемы развития логического мышления               младших школьников; - сос...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов (познавательных процессов, эмоций и т. д.) Именно в деятельности пр...

Развитие логического мышления на уроках русского языка

        Уроки русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают п...