Беседа с родителями "Ребёнок тоже человек"
методическая разработка по теме
Беседа по правовой тематике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_roditelyami_rebenok_tozhe_chelovek.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по правовой тематике с
родителями
Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…
Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка...
Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час
и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра ,
если мы не дадим ему ,,сегодня,,?
Януш Корчак
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.
2. Обозначить наличие проблемы жестокого обращения с
детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения
насилия по отношению к детям.
3. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.
- Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.
- Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.
Форма проведения собрания: доклад, беседа, дискуссия.
Вопросы для обсуждения:
- какие права имеет ребенок в школе и дома;
- причины нарушений прав ребенка;
- жестокое обращение с детьми;
- анализ предложенных ситуаций по теме собрания;
- тестирование родителей по теме собрания;
- рассматривание рисунков и анализ детских анкет.
Подготовительная работа к собранию:
- Подготовка доклада на тему ,, Ребенок тоже человек: его
права, нарушение прав ребенка, жестокое обращение с детьми,,
2. Подбор ситуаций для анализа с родителями.
- Подготовка теста для родителей ,,Вы и ваш ребенок,,.
- Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса ,,Об уважительном отношении к ребёнку,,
- Выставка рисунков детей ,, Я и мои права,,
- Анализ детских анкет ,,Ребенок тоже человек,,
Время проведения: 50-60 мин.
Ход собрания
- Доклад ,,Права ребенка в школе и дома,,
Мы, учителя и родители, должны обеспечить каждому ребенку лучшее будущее. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Каждый день множество детей в мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Дети подвергаются страданиям, будучи жертвами войн, расовой дискриминации; будучи беженцами; будучи инвалидами, жертвами жестокости и эксплуатации. Каждый день дети страдают от голода, отсутствия жилья, от эпидемий. Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от СПИДа, отсутствия чистой воды, плохих санитарный условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании. Более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования. Детская и младенческая смертность недопустимо высока во многих частях мира. Полмиллиона матерей умирают каждый год по причинам, связанным с рождением детей.
ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Рассмотрим основные -
Права ребёнка
Право на жизнь
Каждый ребенок имеет право на жизнь.( ст. 6)
Право на образование( ст. 28)
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
- на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
- на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
- на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
- на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала
образовательного учреждения;
5) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования,
а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
6) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
7) на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу
соответствующего уровня ;
Право на свободу слова .( ст. 13)
- на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся
Право на труд( ст. 32)
- ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста;
- ребёнку не должна поручаться работа , которая была бы вредна для его здоровья, образования или
препятствовала его физическому, умственному и нравственному развитию.
Право на защиту от жестокости, на ограждение от дискриминации ( ст.34,35,36)
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, сексуального насилия, похищения детей и торговли детьми. Ребенок должен быть огражден от расовой, религиозной и других форм дискриминации.
Право на здоровый рост и развитие( ст. 23)
- больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь;
- больному ребенку должен быть обеспечен надлежащий уход;
- больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здорового ребёнка;
- государство обязано помочь родителям неизлечимо больного ребёнка лекарствами, врачами.
Право на заботу государства( ст. 20, 21)
- государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей;
- обеспечить ребенку одежду, еду, жилье;
- способствовать усыновлению, опекунству.
Кроме того ребенку должно принадлежать право на - жилище;( ст. 16)
- развлечение;( ст. 31)
- медицинское обслуживание.( ст. 24)
Попробуем выделить основные
Нарушения прав ребенка в школе и дома.
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:
- неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
- пренебрежение основополагающим понятием прав человека ,,достоинство человека,,;
- полное игнорирование детской индивидуальности;
- пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением;
- не соблюдаются гарантии на бесплатное образование;
- распространен авторитарный стиль педагогической деятельности.
2. Нанесение вреда здоровью ребенка
Проявления:
- несоответствие расписания нормам валеологии;
- сверхнормативное увеличение учебного плана, проведение более двух контрольных, проверочных работ в
день; большие объемы домашних заданий (у ребенка формируется страх ошибки , ребенок боится
предъявить неправильный ответ).
- принуждение к тяжелому физическому труду дома;
- принуждение к воровству и попрошайничеству, склонение к сектанству;
- лишение жилища , пищи , медицинских услуг;
3. Применение наказаний, ущемляющих человеческое достоинство
К их числу относятся:
- физическое насилие;
- психологическое, психическое насилие;
- система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение ребенка;
- перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.
Жестокое обращение с детьми
Насилие — любой вид жестокого обращения с детьми ,допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию. Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Выделяется виды насилия над детьми — физическое, сексуальное, психическое(психологическое), пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Распознавание :
- внешний вид ребенка и характер травм;
- внешние повреждения( отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги);
- повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- попытки самоубийства.
Сексуальное насилие(развращение) – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Распознавание:
- повреждение области половых органов;
- заболевания, передающиеся половым путем, беременность;
- ночные кошмары и страхи;
- депрессия;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- проституция.
Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
- угрозы в адрес ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- ложь и невыполнение взрослым обещаний;
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Распознавание:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик, энурез;
- постоянно печальный вид;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- плохая успеваемость.
Пренебрежение интересами ребенка — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
|
Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Распознавание:
- утомленный , сонный вид;
- санитарно- гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- частые заболевания;
- постоянное чувство голода, кража пищи;
- задержка речевого и моторного развития;
- низкая самооценка, успеваемость;
- агрессивность и чрезмерная импульсивность;
- антиобщественное поведение , вплоть до вандализма.
2.АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ.
При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.
СИТУАЦИЯ 1.
Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дали ему на завтрак.
СИТУАЦИЯ 2.
Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе и в школе. Он отказывается идти в школу.
Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.
СИТУАЦИЯ 3.
Случайно родители девочки, ученицы 4 класса, обнаружили на ее теле синяки. Долго выясняли причину. Услышанное повергло в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал и подвергали оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всем.
СИТУАЦИЯ 4.
Ребенок часто болел. Но учительница не признавала причину неподготовленности к урокам. Оценки стали плохие. Ребенок перестал вовсе учить уроки. Стал пропускать занятия, врать родителям. Связался с плохой компанией.
СИТУАЦИЯ 5.
Родители ограничивали ребенка в материальном плане. Заходя в магазин ,он клянчил у них купить ему хоть что–нибудь. Если этого не случалось- закатывал истерику. Вскоре у родителей стали пропадать деньги. Дошло до того, что он вытащил из сумки учителя большую сумму.
- ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
ТЕСТ ,, ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК,,
1. Ребенок подрался с одноклассниками, и Вас срочно вызывают в школу.
Как Вы поступите?
А) Сгоряча накажете ребенка.
Б) Выясните, как прошла драка, и после этого определите меру наказания.
В) Прежде всего переговорите с классным руководителем.
2.Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
А) Самая первая – подзатыльник.
Б) Раздраженная фраза:,, Уходи от сюда! Обойдусь без твоей помощи!,,
В) Успокоите ребенка- ведь он сделал это нечаянно.
3.Если Вы наказали ребенка, а потом узнали ,что поступили
несправедливо, вы:
А) Промолчите, чтобы не уронить авторитет;
Б) Извинитесь;
В) Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые тоже ошибаются.
4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали,…
А) Обрываете его:,,Дай хоть минуту отдохнуть, помолчи!,,
Б) Ответите, не думая серьезно , лишь бы ответить.
В) Объясните, что очень устали и попросите перенести разговор на другое время.
5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?
А) Напишите черновик, ему останется переписать сочинения
Б) Строго скажите:,,Работай сам, иначе ничему не научишься.,,
В) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно
6.,,Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок,,-просит ребенок. Что вы ответите?
А) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.
Б) Давай. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.
В) Прежде подумай, все взвесь. Я куплю тебе рыбок, но помни, что ухаживать за ними
придется только тебе.
7.Узнав, что друг вашего ребенка вел себя недостойно, вы…
А) Запретите дружить с ним.
Б) Обсудите случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.
В) Не обращу внимания.
8. Если у вашего ребенка не получается задача ,то вы…
А) Будете укорять его в тупости и лени.
Б) Постараетесь отложить дела и поможете ему.
В) Скажете, что сами не умеете решать такие задачи.
Подсчет результатов:
Если вы 6 раз выбрали ответ с цифрой ,,3,, - вы неплохой воспитатель, ваши отношения с ребенком прочны и интересны.
Если ,,угадали,, на половину –вам надо пересмотреть свои отношения с ребенком как можно скорее.
Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими отношениями с ребенком, иначе все может выйти из-под контроля.
4.Чтение и обсуждение советов психолога Дэвида Льюиса
,,Об уважительном отношении родителей к своему ребенку,,
5.Рассматривание и анализ детских рисунков ,,Я и мои права,,
6. Анализ детских анкет
Анкета для детей ,,Ребенок тоже человек,,
- Что такое право?
- Какие права есть у тебя?
- Достаточно ли прав у детей?
- Можешь ли ты добиться , чтобы твои права уважали?
- Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?
- Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
- Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?
Используемая литература
- Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.,1971
- Декларация прав ребенка. М.,,Юридическая литература,, ,1990
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания М.,,ВАКО,, ,2004
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.,,ВАКО,, ,2005
- Игошев К.Е. Миньковский Г.М.Семья, дети, школа.М. ,,Юридическая литература,, 1989
- Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями. В,,Учитель,, ,2003
- Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990
- Льюис Д. Ваш ребенок. М., 2000
психолога
‹‹Об уважительном отношении родителей к своему ребёнку›› ► Отвечать на все вопросы ребенка терпеливо и честно. ► Показывать ребенку ,что он любим таким , какой он есть,а не за его достижения. ► Помогать строить планы и принимать решения. ► Никогда не говорить ребенку, что он хуже других. ► Никогда не наказывать ребенка унижением. ► Не дразнить ребенка за неумение и ошибки. ► В занятиях ребенка находить достойное похвалы. ► Помогать ребенку быть личностью. ► Никогда не отмахиваться от неудач ребенка, говоря:,,Я это тоже не умею,, ► Верить в здравый смысл ребенка и доверять ему.
|
Дорогие мои родители!
☺ Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт мое доверие к
вам.
☺ Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы,
узнав, как великолепно я знаю, что такое ,,хорошо,, и что
такое ,,плохо,,
☺ Не применяйте ко мне силу. Иначе я буду думать ,что
считаться нужно только с силой.
☺ Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На
замечания я буду реагировать лишь на едине, без
посторонних. ☺ Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации
Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место
здравому смыслу.
☺ Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется
притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
☺ Не забудьте, что я развиваюсь, а значит экспериментирую.
Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
☺ Не оберегайте меня от последствий моей деятельности.
Мне необходимо учиться на собственном опыте.
☺ Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это- преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом ,что я ни на что не годен. ☺ Не отмахивайтесь от меня , если я задаю вам честные и прямые вопросы. ☺ Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня уважение к вам. ☺ Не забывайте, что мне нужно ваше внимание и поддержка. ☺ Относитесь ко мне , как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом. ☺ Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы мне дарите сейчас ,через годы вернуться к вам сторицей. ☺ Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо Я – ваш ребёнок! |
|
Памятка об уважительном отношении
родителей к своему ребенку
Любовью и уступками достигается всё.
Жан Поль
Душевная копилка ребенка работает день и ночь.
Её ценность зависит от того , что мы туда бросаем.
Януш Корчак
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Не унижайте своего ребенка. Унижая
его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено ,что это будете Вы.
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.
Не опекайте своего ребенка там,
где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит.
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями ,разрешайте ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
Прислушайтесь к ребенку. Вникнете в его проблему. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
. Принимайте решения совместно с ребенком. Ребенок охотнее подчиниться тем правилам, которые устанавливал сам.
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном.
Дайте возможность своему ребенку побыть им во время ДЕТСТВА, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. А это может обернуться серьезными последствиями для всех.
Помните, что самое большое
родительское счастье – видеть
состоявшихся, умных и
благодарных детей!
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".
Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....
Методическая разработка. Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье". Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"
Методическая разработка.Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье".Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"...
План-конспект занятия-беседы на тему: «Я - человек»
На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее........
Беседа Глаза-главные помощники человека.
Беседа Глаза-главные помощники человека....
Консультация для родителей "Мама - тоже человек, или что делать с накопившимся напряжением"
Любой родитель любого ребенка время от времени испытывает сильное напряжение, ощущение нехватки сил, чувствует себя "на пределе". Как справиться с таким состоянием, не переступить опас...
Беседа на тему: «И дети тоже победили в той войне»
Беседа на тему: «И дети тоже победили в той войне»Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, патриотических чувств на пр...
Беседа «Экология и здоровье человека»
Знакомство учащихся с понятиями «качество жизни», «окружающая среда», влияние окружающей среды на качество жизни, особенно на здоровье человек....