Беседа «Экология и здоровье человека»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Нестеренко Ольга Николаевна

Знакомство учащихся с понятиями «качество жизни», «окружающая среда», влияние  окружающей среды на качество жизни, особенно на здоровье человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ekologiya_i_zdorove_cheloveka.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Экология и здоровье человека»

Цель: познакомить учащихся с понятиями «качество жизни», «окружающая среда»; как влияет окружающая среда на качество жизни, особенно на здоровье человека; как можно улучшить наше качество жизни.

ХОД

– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека? (свободное высказывание детей)

– Да, это, конечно же, здоровье! Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже. Здоровье потеряешь – всё потеряешь».  

– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.

– Сегодня мы побеседуем на тему, которая звучит так: «Природа и здоровье человека».

-А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Вдохнём в себя:

  • свежесть и красоту белого снега;
  • всю нежность первых весенних цветов;
  • жажду знойного лета;
  • лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

– Прочитайте заголовок ещё раз и подумайте, какие вопросы могут вас заинтересовать при разговоре на эту тему? (Всё фиксируется на доске.)

1. Что такое природа? (Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)

Живая, Человек Воздух Животные Вода Растения Камни Грибы Микробы

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

2. Что такое здоровье? (свободное высказывание детей)

  •  «Здоровье не купишь, его разум дарит».
  • «Здоровому врач не надобен».
  • «Болен – лечись, а здоров – берегись».
  • «Береги здоровье смолоду» и т. д.

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Окружающая среда – среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три основных показателя: здоровье, образование, внутренний доход на душу населения.

Санкт-Петербург занимает второе место в Росси по качеству жизни после Москвы.

Определим основные факторы, влияющие на качество жизни человека:

  1. жилищные условия;
  2. доходы;
  3. занятость;
  4. образование;
  5. экология;
  6. здоровье;
  7. эффективность управления;
  8. общественная жизнь;
  9. безопасность;
  10. удовлетворенность условиями жизни;
  11. баланс между рабочим временем и досугом.

Вы, как ученики, много времени проводите в школе. Ее даже можно назвать вашим вторым домом. Скажите, как вы думаете, можно ли говорить о качестве жизни в школе?

Дети разбиваются на три группы и обсуждают показатели качества жизни в школе учеников и педагогов. Каждая группа называет по 2-3 фактора, основываясь на вышеназванных.

Понятия «качество жизни» и «окружающая среда» очень тесно связаны между собой.

Как вы думаете, ваши квартиры, где вы проживаете, можно отнести к окружающей вас среде?

К сожалению, в наших собственных домах очень много факторов, отрицательно влияющих на наше здоровье, а значит и на качество жизни. Как вы думаете, что к ним относится? Давайте разобьем факторы на три основные группы: химические, биологические и физические (внутри групп учащиеся обсуждают один из видов названных факторов, способы уменьшить их отрицательное влияние, затем обсуждаем это всем классом).

Химическое загрязнение.

Химическое загрязнение воздушной среды, помимо постороннего запаха, может вызвать головную боль, повышенную утомляемость, жжение в глазах, носоглотке, снижение иммунитета, аллергические реакции

Как надо бороться с химическими загрязнениями?

Приобретать качественные строительные материалы для ремонта и мебель, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку, проветривать помещение. А также хорошо держать дома комнатные растения.

Биологическое загрязнение жилых помещений:

  • Плесневелые грибы – 94% квартир;
  • Дрожжи – 44% квартир;
  • Клещи бытовой пыли (постельные принадлежности, ковры, подушки, диваны) – 50% квартир.

Микроорганизмы выделяют различные летучие соединения, аллергены в виде спор, токсины. Обычно причиной появления грибкового поражения жилых помещений является нарушение герметичности швов, промерзание стен, затопление квартир, нарушение технологии работ при ремонте.

Способы борьбы с биологическими загрязнениями, в принципе, такие же, как и с химическими: качественный ремонт, влажная уборка, проветривание.

Физическое загрязнение жилых помещений:

  • Электрические и магнитные переменные поля (компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника).

Установлено влияние излучения телефона на головной мозг, сетчатку глаза, барабанные перепонки, температуру кожи головы.

Конечно, в современном мире, избавиться полностью от электромагнитных полей невозможно, но можно постараться их минимизировать.

Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных полей:

  • Оптимизировать электрические сети;
  • Оптимизировать размещение рабочих мест в помещении;
  • Включать беспроводные интерфейсы только на время выхода в сеть;
  • Располагать беспроводные интерфейсы на максимальном от себя удалении;
  • Использовать только в случае крайней необходимости;
  • Не использовать мобильные телефоны для долгих разговоров;
  • Держать на максимальном удалении от себя во всех режимах работы;
  • Отключать на время сна.

Все люди пользуются транспортом. Можно ли отнести транспорт к понятию окружающей среды?

Транспорт оказывает огромное влияние на экологию, а, значит, и на наше с вами качество жизни.

Человечество пытается найти выход из этой ситуации. Изобретены электромобили, гибридные автомобили и т.д. Многие люди, особенно в Европе, пользуются самым экологически чистым видом транспорта. Каким? (велосипед).

Экологическая викторина

  1. На каком дереве в сказках растут «молодильные яблочки»? (дуб).
  2. Как по ягоде земляники можно определить стороны света? (красный бочок – юг, зеленовато-розовый – север).
  3. Как называется ядовитый кустарник, растущий в наших лесах, имеющий ядовитый сок и ядовитые ягоды? (волчье лыко или волчья ягода).
  4. В Африке тепло и много пищи. Почему соловьи, пеночки, славки и другие птицы возвращаются весной в Россию? (на Родине они высиживают птенцов. Здесь много материала для гнёзд и мало хищников).
  5. Как волк носит добычу? (на спине)
  6. Какой хищный зверь является заклятым врагом белок? (куница)
  7. Если в одном гнезде поселилось несколько белок, какая будет зима? (холодная)
  8. Из какого дерева делают спички? (осина)
  9. Устраивает ли волк засады для жертв? (нет. Волки постоянно рыщут в поисках еды. «Волка ноги кормят»)
  10. Название какого животного одновременно напоминает о религии и животноводстве? (Божья коровка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Методическая разработка. Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье". Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"

Методическая разработка.Проект "Моё здоровье и я забочусь о своём здоровье".Беседа : " День сна. Почему человеку надо спать?"...

Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»

Отчет о проведенной работе по проекту «Здоровое питание-здоровый человек-здоровая нация»...

Беседа о воспитании здорового образа жизни «Спорт – это здоровье»

Цели:Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.Сформулировать понятие “Здоровье человека”.Расширить представления детей о спорте, вызвать интер...

Беседа "Экология Кузбасса"

Более 16 лет в России ежегодно проводятся Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, которые с обычной природоохранной акции переросли в массовое экологическое движение.В 3 классе МБОУ &quo...