Урок математики по теме "Вычисление суммы, разности удобным способом" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Колесникова Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока математики во 2 классе по программе "Школа России" по теме "Вычисление суммы, разности удобным способом" включает задания по формированию математической грамотности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики по теме «Вычисление суммы, разности удобным способом»

Дата: 05 декабря 2023 г.

Класс: 2 В

Учитель: Колесникова Татьяна Николаевна

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель: закреплять у учащихся навыки применения приёмов сложения и вычитания изученных видов, а также умения сравнивать выражения; решать задачи, связанные с повседневной жизнью учащихся; развивать мышление детей; прививать интерес к предмету, аккуратность.

Предметные результаты:

  • знать и уметь использовать в речи термины «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма», «сумма удобных слагаемых», «сумма разрядных слагаемых», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»;
  • уметь  выполнять вычисления изученных видов;
  • знать структуру задачи, уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи;
  • уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.
    уметь решать задачи  в одно действие.

Метапредметные результаты:
 Личностные УУД:

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • формирование позитивного отношения к уроку математики;
  • формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  • уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке; 
  • уметь формулировать цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты;
  • ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие  математические высказывания.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся

МАТЕМАТИКА – КОРОЛЕВА НАУК!

БЕЗ НЕЁ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ,

БЕЗ НЕЁ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ,

ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЁШЬ,

ЧТО ПОЧЁМ, НЕ УЗНАЕШЬ, А УЗНАВ, НЕ ПОЙМЁШЬ!

- Объясните смысл стихотворения.

Приветствие учителя.

Дети объясняют, как они поняли стихотворение.

Личностные: прививать любовь к предмету.

2.Актуализация знаний.

  • Математический диктант (в рамках проведения недели начальной школы проводится математический диктант «Быстрый счетовод»)
  • Круговые примеры (Работа проводится с использованием математических вееров)

 36 + 2                38 – 30                 8 + 44                52 + 40                

92 – 7                        85 + 5                90 – 54

- Найдите значения выражений удобным способом.

- Решите примеры и переверните карточки.

- Какое слово получилось?

- Как оно связано с вычислениями?

Дети записывают на бланках ответы.

Дети объясняют, как вычисляли значения выражений, используя термины «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма», «сумма удобных слагаемых», «сумма разрядных слагаемых», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» 

-Магазин.

- Нужно уметь складывать и вычитать числа, чтобы правильно посчитать стоимость покупки  и сдачу.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные УУД:

уметь соотносить знания, получаемые на уроках  с повседневной жизнью.

3.Постановка цели и задач урока.

- Догадайтесь, куда мы сегодня отправимся.

- С какой целью мы отправимся в магазин?

- Как это будет связано с уроком математики?

В магазин

Делать покупки

Будем закреплять умения складывать и вычитать двузначные и однозначные числа разными способами.

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

1.Отправляемся в магазин «У дома».

Перед вами список покупок.

 Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

У вас есть 100 рублей.

Какие продукты вы можете купить?

- Сколько денег вы потратите на покупку?

Посчитайте удобным способом.

Запишите решение в тетрадь.

- Сколько сдачи вы получите?

-Используя полученные данные, составьте разные задачи.

– Сможете ли вы на сдачу купить чупа-чупс за 10 рублей? Почему?

РАБОТА В ПАРАХ

Дети работают в парах, выбирают продукты из предложенных на витрине. Ориентируются на название, цену и характеристику товара.

Дети записывают решение в тетрадь, объясняя, как удобнее вычислить значение выражения. 

30 +20+45=95 (руб.) - потратили

100 – 95 =5(руб.) - сдача

1.В магазине купили молоко за 30 рублей, хлеб за 20 рублей и сметану за 45 рублей. Сколько сдачи нужно получить со 100 рублей?

2.У мамы было 100 рублей. Мама потратила несколько рублей на покупки и получила сдачу 5 рублей. Сколько денег потратила мама? 

10 руб.>5руб., не смогу

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре;

формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

 1.В магазине «У дома» за 10 накопленных фишек можно получить спортивную сумку. Одна фишка выдается при покупке на 50 рублей.

- Сколько фишек вы получите после покупки?

- Как считали?

- Сколько денег вам не хватило для получения второй фишки?

- Какую сумму надо потратить, чтобы получить 10 фишек?

- Сколько фишек надо получить, чтобы приобрести сумку себе и ещё 2 своим друзьям? Как посчитаем?

1 фишку

100 = 50 + 45

50 – 45 = 5 (руб.) не хватило

500 рублей

10 + 10 + 10 =30 (фишек)

Коммуникативные:

-ребенок учится решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;

-ребенок учится слушать и слышать.

Познавательные:

-ребенок владеет операциями, классификациям, умеет устанавливать причинно-следственные связи.

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1.В кошельке лежат карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться в магазине?

- Для чего нужны другие карты?

- Чтобы оплатить покупку, требуется ввести пин-код.

Что это такое?

ПИН-КОД - персональный идентификационный номер.

Представляет собой секретную комбинацию из 4 и более цифр.

И нам предстоит разгадать пин-код, записав выражения и вычислив их значения (РАБОТА В ПАРАХ)

1 ряд

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24          24+(30-24)=30

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8                (47+6)-8=45

2 ряд

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2                  50 – (18+2)=30

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20                (57+8)-20=45

3 ряд

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25          10+(45-25)=30

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5                (49+6)-5=45

- Что произойдет, если пин-код будет введен неверно?

2. В России денежная валюта – рубль. Знаете ли вы денежные единицы других стран?

Белорусь – белорусский рубль

Китай- юань

Турция - лира

Америка – доллар

Рассмотрите денежные единицы разных стран.

Расскажите, сколько рублей стоит 1 денежная единица другой страны?

1 белорусский рубль – 29 рублей

1 турецкая лира  - 3 рубля

1 китайский юань – 13 рублей

1 американский доллар – 91 рубль.

 

Расположите деньги в порядке

1 вариант – возрастания

2 вариант – убывания.

Перед детьми банковская карта и карты скидок разных магазинов.

- Банковской картой.

- Для получения скидок в магазинах.

Дети пытаются сформулировать определение пин-кода.

Дети работают в парах, записывая выражения и вычисляя их значение.

Проверка.

Объяснение алгоритмов решения.

Дети рассказывают, валюты каких стран им известны.

Дети рассматривают изображения различных валют, соотносят их стоимость по отношению к рублю.

Дети располагают денежные единицы в указанном порядке.

Регулятивные:

-ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит освоению;

-перед тем как начать действовать, ученик определяет последовательность действий.

Познавательные:

-ребенок учится выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

-ребенок учится вести поиск и выделять необходимую информацию

7.Рефлексия

-Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

-Достигли ли мы этой цели?

Оцените свою работу словами:

У меня получилось…

Я понял(а)…
Мне нужно поработать над…

Дети оценивают свою работу.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала

  1. Орг.момент

  1. Устный счёт
  • Математический диктант
  • Круговые примеры (вееры)

 36 + 2                38 – 30                 8 + 44                52 + 40                

92 – 7                        85 + 5                90 – 54

- Найдите значения выражений удобным способом.

- Решите примеры и переверните карточки. Какое слово получилось? (магазин)

- Как оно связано с вычислениями?

3. Работа по теме урока

1) Итак, отправляемся в магазин «У дома». Перед вами список покупок. У вас есть 100 рублей. Какие продукты вы можете купить? (РАБОТА В ПАРРАХ)

Список покупок:

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Дети выбирают доступные продукты из предложенных на витрине.

- Сколько денег вы потратите на покупку? Запишите решение в тетрадь.

30 +20+45=95 (руб.) - потратили

- Сколько сдачи вы получите?

100 – 95 =5(руб.) - сдача

– Сможете ли вы купить чупа-чупс за 10 рублей? Почему?

10 руб.>5руб., не смогу

2) В магазине «У дома» за 10 накопленных фишек можно получить спортивную сумку. Одна фишка выдается при покупке на 50 рублей. Сколько фишек вы получите после покупки? Как считали?

100 = 50 + 45

- Сколько денег вам не хватило для получения второй фишки?

50 – 45 = 5 (руб.) не хватило

- Какую сумму надо потратить, чтобы получить 10 фишек? (500 рублей)

- Сколько фишек надо получить, чтобы приобрести сумку себе и ещё 2 своим друзьям? Как посчитаем?

10 + 10 + 10 =30 (фишек)

3) В кошельке лежат карты. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться в магазине?

- Для чего нужны другие карты?

- Чтобы оплатить покупку, требуется ввести пин-код. Что это такое?

ПИН-КОД - персональный идентификационный номер. Представляет собой секретную комбинацию из 4 и более цифр.

И нам предстоит разгадать пин-код, записав выражения и вычислив их значения (РАБОТА В ПАРАХ)

1 ряд

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24          24+(30-24)=30

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8                (47+6)-8=45

2 ряд

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2                  50 – (18+2)=30

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20                (57+8)-20=45

3 ряд

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25          10+(45-25)=30

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5                (49+6)-5=45

- Что произойдет, если пин-код будет введен неверно?

4) В России денежная валюта – рубль. Знаете ли вы денежные единицы других стран?

Белорусь – белорусский рубль

Китай- юань

Таджикистан – солонИ

Америка – доллар

Рассмотрите денежные единицы разных стран. Расскажите, сколько рублей стоит 1 денежная единица другой страны?

1 белорусский рубль – 29 рублей

1 таджикский солонИ – 9 рублей

1 китайский юань – 13 рублей

1 американский доллар – 91 рубль.

 Расположите деньги в порядке 1 вариант – возрастания

                                            2 вариант – убывания.

4.Итог урока. Рефлексия

- Расскажите о сегодняшнем уроке, используя фразы

Я узнал(а)…

Я вспомнил(а)…

Мне было интересно…

Мне было сложно…

У меня получилось…

Мне нужно поработать над …


                                                

                                        


Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

Список покупок

1.Хлеб пшеничный

2.Молоко Простоквашино

3.Сметана (жирность 15%)

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            1 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 24 прибавить разность 30 и 24  

2) Из суммы чисел 47 и 6 вычесть 8

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            2 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) Из числа 50 вычесть сумму 18 и 2          

2) Из суммы чисел 57 и 8 вычесть 20

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5

РАБОТА В ПАРАХ                            3 ряд

Разгадайте пин-код, записав выражения и вычислив их значения

1) К числу 10 прибавить разность 45 и 25  

2) Из суммы чисел 49 и 6 вычесть 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вычисление суммы и разности удобным способом

Слайд 2

МАТЕМАТИКА – КОРОЛЕВА НАУК! БЕЗ НЕЁ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ, БЕЗ НЕЁ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ, ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЁШЬ, ЧТО ПОЧЁМ, НЕ УЗНАЕШЬ, А УЗНАВ, НЕ ПОЙМЁШЬ!

Слайд 4

20 руб . 15 руб . 25 руб . 40 руб . 38 руб . 30 руб . 40 руб . 45 руб . 50 руб . 15% 10% 20%

Слайд 5

20 руб . 30 руб . 45 руб . 15%

Слайд 6

20 руб . 30 руб . 15% 45 руб . 5 руб . ?

Слайд 7

=

Слайд 8

= 50 рублей

Слайд 9

= 50 рублей 10 = ? рублей

Слайд 10

3 2 1

Слайд 12

Денежная единица России

Слайд 13

Россия рубль Белорусь белорусский рубль Китай юань Америка доллар

Слайд 14

Россия рубль Белорусь белорусский рубль Китай юань Америка доллар 29 руб . 13 руб . 91 руб .

Слайд 16

Сегодня на уроке Я узнал(а)… Я вспомнил(а)… Мне было интересно … Мне было сложно … У меня получилось … Мне нужно поработать над …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока математики в 1 классе "Вычисляем удобным способом".

Урок разработан к УМК "Планета Знаний".Тема учебного занятия: Вычисляем удобным способомТип урока: открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат урока: развитие вычислительных навыков (вычисление з...

Конспект урока математики по теме "Сумма и разность отрезков" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по математике Тема: Сумма и разность отрезковЦели деятельности учителя: формирование умения находить сумму и разность отрезков.Планируемые результатыПредметные:- знать понятия: отрезок,...

Технологическая карта урока математики "Связь между суммой и слагаемым" (УМК Школа России, 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; Задачи урока Дидактические:1. Знать связь между сумой и слагаемы...

"Вычисление суммы, разности удобным способом", 2 класс

Повторение вычисления суммы, разности удобным способом, закрепление умения находить значение буквенных выражений, совершенствование вычислительных навыков и умений, решение задач....

Вычисление суммы, разности удобным способом

Технологическая карта урока по математике 2 класс...