Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия умножения"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Проскурина Тамара Григорьевна

Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

муниципального образования город-курорт Геленджик

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР

______________ Комарова Т. М.

__ __________  201_ года

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от __.__.201_ года протокол №_

Председатель________ Е.В.Батищева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ ВО 2 КЛАССЕ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ

ПО ТЕМЕ:«КОНКРЕТНЫЙ СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ»

Учебник:

Автор разработки: учитель начальных классов

Проскурина Тамара Григорьевна

Геленджик

1.Вводная часть (пояснительная записка)

Урок по теме «Конкретный смысл умножения»(УМК "Школа России», 2 класс)разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

 Чем лучше будет усвоено определение умножения в начальной школе, тем лучше ученик окажется подготовленным к обучению в следующих классах. Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, его свойства, раскрываются приёмы устных и письменных вычислений. Тип урока– урок открытия новых знаний, с применением технологий проблемного обучения, групповых технологий, ИКТ и здоровье сберегающих технологий. В процессе урока дети сравнивают суммы, исследуют, сталкиваются с проблемой, с помощью учителя разрешают её. Формы работы учащихся: фронтальная, проблемный диалог, работа в парах, в группах, индивидуальная. При планировании данного урока мною были учтены психологические и возрастные особенности учащихся. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока. Урок сопровождается презентацией, что повышает эффективность усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Ход урока состоит из следующих этапов: организационный момент, мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний и постановка проблемы; определение учебной задачи и темы урока, составление плана действий; открытие нового знания; первичное закрепление; проверка усвоения материала; повторение; рефлексия учебной деятельности.

        Цель урока: подвести учащихся к конкретному смыслу умножения как действию, заменяющим сложение одинаковых слагаемых; познакомить с понятием «умножение» как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых, научиться использовать знаки и термины, связанные с действием умножения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: создать условия для введения соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков.

Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания; развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике; формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

        Целью организационного этапа является установление эмоционального контакта с учащимися, необходимость настроить их на общение.

        Целью этапа актуализации знаний и постановки проблемы является психологический настрой учащихся, воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Здесь даётся устный счёт, организованный в форме работы в группе.

        На этапе определения учебной задачи и темы урока, составления плана действий определяется способ действий, составляется план.

        Цель этапа открытие нового знания - организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

        На этапе первичного закрепления организуется усвоение способа действий при замене сложения умножением с проговариванием, опираясь на новые знания.

        Цель этапа проверки усвоения материала - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

        На этапе повторения проводится повторение ранее изученного материала (решение задачи).

        Целью этапа рефлексии и подведения итога является соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке. При помощи разноцветных ладошек учащиеся оценивают работу на уроке.

2. Основная часть.

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Конкретный смысл умножения»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Подвести учащихся к конкретному смыслу умножения как действию, заменяющим сложение одинаковых слагаемых; познакомиться с понятием «умножение» как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Использовать знаки и термины, связанные с действием умножения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Создать условия для введения соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков.

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике;
  • формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;
  •  умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

-самостоятельно заменять сумму одинаковых слагаемых умножением;

личностные: ученик

·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

·      с помощью учителя определяет цель деятельности на уроке и план работы;   

познавательные    ученик

·       использует знако-символические средства при оформлении работы в группах;

·       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·       составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

·       слушает и понимает речь других;

·       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, карточки с изображением первоцветов, мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Мы с вами не знакомы. Но нам предстоит вместе поработать на уроке математики. Я очень рада вас видеть. Зовут меня Тамара Григорьевна. Я учитель школы №17 с.Архипо-Осиповка.

2.Устный счёт (Работа в группе).

И для того, чтобы я вас поближе узнала, увидела, что вы умеете, давайте выполним небольшое задание.  

Но прежде я вас попрошу вас ответить на вопрос: что такое «первоцветы»?

Правильно, первоцветы – это растения, которые весной зацветают самые первые. И мы с вами сейчас узнаем, какие первоцветы обитают в нашей местности.

Я раздам вам карточки, на которых записаны примеры, если вы правильно решите эти примеры, то сможете разгадать зашифрованное слово.

Работать мы будем в группах. Я попрошу ребят, которые сидят за 1 и 3 партами, повернуться назад. Давайте вспомним правила работы в группе.

Выберете старшего группы, который будет записывать буквы в табличку. Когда группа будет готова, старший пусть поднимет руку.

(Оформляем на доске клумбу из первоцветов, беседа «Берегите первоцветы!») Хрупка и беззащитна дикая природа. Вырубая леса, распахивая пустоши и осушая болота, мы создаем удобные условия для своей жизни. Но, кроме нас, на Земле обитают и другие существа! Давайте позаботимся о них. Береги природу!

3. Актуализация знаний.

Я пришла я к вам не с пустыми руками, а привезла вам письмо от моих учеников. Давайте его прочитаем.

Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь.  Мы решили украсить наш двор и высадить на клумбе тюльпаны. Мы решили посадить 7 рядов по 5 тюльпанов в каждом ряду. Помогите нам сосчитать, сколько всего луковиц тюльпанов нам понадобится.

Ну что, ребята, поможем?

Как же нам посчитать, сколько всего цветов нужно посадить?

Кто может записать? (у доски)

5+5+5+5+5+5+5=35

Скажите, чем интересно это выражение?

(одинаковые слагаемые)

-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?

(Не знаем)

(Проблема!)

-Так в чём затруднение?

(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)

-Что будем делать дальше?

(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)

4. Определение задач урока, составление плана действий

Цель: Определение способа действий, составление плана.

-Попробуем выполнить ещё одно задание.

Игра «Веришь, не веришь»

У каждого ученика на столе листок

1

2

3

4

5

6

- Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите «+», если не верите, то пишите «-», если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.

Верите ли вы,

1. …что в математике 10цифр? (ДА)

2. …что при сложении числа называются слагаемые, а результат сложения сумма? (ДА)

3. …что 5дм 1 см = 15 см? (НЕТ)

4. …что 24 час – это сутки? (ДА)

5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?

6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)

Проверка

- Что вызвало у вас затруднение?

- Какая тема урока?

- Чему будем учиться на уроке?

- Что знаете? Что хотели бы узнать?

(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)

-Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!

А теперь сформулируем учебные задачи  нашего сегодняшнего урока. Для этого надо продолжить мысль:

Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие………(умножение)

Я узнаю, как оно……………(обозначается)

Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)

5. Открытие нового знания.

Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

-Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.

-Откройте учебники на с.48. Прочитайте правило.

-Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?

(Можно записать умножением.)

-Как обозначается знак умножение на письме?

(На письме знак умножения обозначается точкой.)

-Попробуем заменить выражения, которые мы записали для подсчёта количества луковиц тюльпанов по-другому. Посмотрите на сумму, записанную на доске

5+5+5+5+5+5+5=35

-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?

(Слагаемое 5)

-Какой знак поставим вместо знака + ?

(Знак умножения)

-Какое число запишем потом? (7)

-Почему?

(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)

- Итак, мы по5 взяли 7 раз. У нас получилось выражение 5•7=35.

Теперь мы можем ответить моим ученикам на их вопрос и коротко записать выражение для нахождения количества луковиц тюльпанов.

6. Физкультминутка

ПОДНИМАЕТ РУКИ КЛАСС

Поднимает руки класс –

Это «раз»,

(Потягивания под счет учителя.)

Повернулась голова –

Это «два».

(Движения головой.)

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

(Приседания.)

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

(Повороты туловища.)

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

(Движения руками.)

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».

7. Первичное закрепление.

Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

-А сейчас опираясь на новые знания, заменим суммы слагаемых умножением.

Запишем и объясним. (Работа у доски)

2+2+2+2=2•4 (по 2 взяли 4 раза)

5+5+5+5+5=5•5 (по 5 взяли 5 раз)

32+32+32=32•3 (по 32 взяли 3 раза)

-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)

Работа в группах

Каждая группа получает задание.

-Замените, если возможно, сложение умножением. Свои ответы запишите на карточках соответствующего цвета.

8+8+8+8=8•4

12+12+12=12•3

3+3+3+4=

1+2+3+4=

Проверка по образцу на доске:

На желтой карточке – ответ 8•4

На красной - 12•3

Синяя и зеленая – пустые. Почему, как вы думаете?

Если есть ошибки, то сказать «не ошибается тот, кто ничего не делает»

8. Проверка усвоения материала

Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Творческая работа в парах.

Придумайте для соседа по парте 3 суммы одинаковых слагаемых, запишите их на листочках.

Обменяйтесь листочками и запишите суммы в виде произведения. Проверьте работу. (взаимопроверка)

Самостоятельная работа.

Следующее задание будете выполнять самостоятельно (На доске)

4+4+4+4=                         6+6+6+6+6=

2+2+2+2+2+2+=                 8+8+8=

5+5+5+5+5+5+5=         9+9=

Проверка

Работа по учебнику. (Повторение)

1. Задача.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.

-Прочитайте задачу про себя.

-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?

(На 1 аллее - 12л.

На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.

Поставьте разные вопросы к задаче.

(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?

-Сколько лип росло на двух аллеях?)

Выберите для себя вопрос и решите задачу. (Проверка у доски)

9. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Все работали дружно. Вы сегодня помогли моим ученикам. Спасибо вам большое, а сейчас я хотела бы услышать продолжения фраз. Продолжите фразу.

Сегодня на уроке я узнал………

На уроке я учился………….

Мне было интересно………….

Умножение нужно для………………….

А теперь оцените каждый свою работу?

Перед вами лежат разноцветные ладошки: зелёные, жёлтые, красные.  Цвета ладошек вам что напоминают? (светофор)

Я хорошо усвоил материал? Мне было всё понятно……(зеленая)

Мне нужно поработать, мне не всё было понятно, у меня были ошибки………(желтая)

У меня было очень много ошибок, я ничего не понял ……(красная)

Все ребята, которые подняли жёлтые и красные ладошки в конце дня подойдите к своему учителю (Ирина Евгеньевна), она вам поможет.

Ребята, а в жизни вам пригодится действие умножение? Где?

-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали.  Молодцы!

10. Домашнее задание

Правило, с.48, № 4, 6 -для всех, а для тех, кто не боится трудностей, предлагаю задания по выбору на листочках (Инструктаж по выполнению домашнего задания).

Сравнить выражения, поставить знаки

4+4+4….4∙2                         6+6+6+6+6…. 6∙3

5+5+5+5….5∙5                         17+17+17+17…..17∙5

7+7….7∙2                         38+38+38….38∙3

Заменить сложение умножением

18+18+18=                                 18+18+18+18=

43+41+43+4=                         72+72+72+72+27=

21+21+21+21+21+21=                 37+73+37+73=

7+7+7+9+7=                         30+30+30+30


3. Заключение.

В соответствии с темой урока, целью и задачами  выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. Работая в группах, обучающиеся учатся слушать и вступать в диалог, выполнять совместную работу, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

При планировании урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.Урок построен так, чтобы на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

На уроке прослеживается межпредметная связь: окружающий мир.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими, деятельность нацелена на формирование УУД.  Каждый этап урока нацелен на достижение определённого результата.  

Учебный материал урока посилен для учеников второго класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повышаются возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Интенсивность урока оптимальная с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

Домашнее задание дифференцированное.

4.Ресурсное обеспечение

мультимедийный проектор,

экран,

карточки с заданиями,

карточки с изображением первоцветов,

мультимедийная презентация

5. Список использованной литературы

1. ФГОС начального общего образования 

2. Учебник: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 2 класс В 2 ч.— М.: Просвещение, 2015

3. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России», Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, , Москва «ВАКО», 2017г.

Интернет-ресурсы

http://en-ho.ru/images5.png?i=17003&k 

http://i76.fastpic.ru/big/2016/0301/1b/ 

http://mandarin-shop.ru/images/cms/ 

https://fs00.infourok.ru/images/doc/ 

6. Дидактическая часть

Приложение №1

Устный счёт «Собери клумбу первоцветов»

21

30

74

19

40

10

73

15

21-2 =                 Л

15+15=                И

38+2=                А

19+2=                Ц

100-26=                К

33-23=                  М

15+0=                Н

50+23=                Е

22

32

18

26

40

20

64

12

21-3=                        О        

16+16=                Р

38+2=                Е

19+3=                П

100-36=                К

12+0=                А

40-14=                Л

43-23=                С        

23

54

17

35

50

30

44

18

21-4=                        Р

19+4=                М

18+0=                К

48+2=                З

53-23=                Н

27+27=                О

100-56=                И

50-15=                О

Приложение №2

Игра «Веришь- не веришь»

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Приложение №3

8+8+8+8=

12+12+12=

3+3+3+4=

1+2+3+4=

8+8+8+8=

12+12+12=

3+3+3+4=

1+2+3+4=

8+8+8+8=

12+12+12=

3+3+3+4=

1+2+3+4=

Приложение №4

Домашнее задание

Сравнить выражения, поставить знаки

4+4+4….4∙2                         6+6+6+6+6…. 6∙3

5+5+5+5….5∙5                         17+17+17+17…..17∙5

7+7….7∙2                         38+38+38….38∙3

Заменить сложение умножением

18+18+18=                                 18+18+18+18=

43+41+43+4=                         72+72+72+72+27=

21+21+21+21+21+21=                 37+73+37+73=

7+7+7+9+7=                         30+30+30+30=

Приложение № 5

Памятка «Береги первоцветы»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/281/286323/1/img14.jpg

Приложение №6

Картинки с изображением первоцветов

http://en-ho.ru/images5.png?i=17003&k=semena-moroznika-foto

http://900igr.net/up/datai/91653/0004-005-.jpg

http://letnyayadacha.ru/wp-content/uploads/2017/05/4968610_xlarge-768x576.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Учебно-методический комплект по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" 2 класс (УМК "Школа России")

конспект урока по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" (УМК "Школа России") + презентация...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Смысл действия умножения"

Конспект урока по математике Тема: «Смысл действия УМНОЖЕНИЕ» Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слагаемых; познакомить с соответствующей мате...

Конспект урока математики 2 класс.Тема: "Конкретный смысл действия деление"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: «Конкретный смысл действия деление»Цели урока: разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные на...

Математика 2 класс. Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Тема: Конкретный смысл действия умножения....

Урок математики во 2 классе «Раскрытие конкретного смысла действия умножения»

Урок математики во 2 классе «Раскрытие конкретного смысла действия умножения». Работа ведётся на основе практической деятельности....