Конспект урока по математике 4 класс по теме "Решение задач на время".
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока по математике 4 класс о теме "Решение задач на время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: «Решение задач на время»
Цели:
Образовательные:
- Обобщить и повторить сведения об измерении величин, систематизировать и расширить знания детей об измерении времени;
- Формировать умение самостоятельно определять время по часам, научить пользоваться календарем для определения продолжительности событий, перевода единиц времени и действий с мерами времени;
Развивающие:
- Отрабатывать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение текстовых задач и уравнений, нумерацию и действия с многозначными числами, решение примеров на порядок действий.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру речи, любовь к математике;
- воспитывать толерантность, ответственность за свои поступки.
Задачи урока:
- 1. Предметные: - формировать знания о единицах времени, соотношениях между ними; - формировать навык производить устные и письменные вычисления чисел больше 1000;
2.Метапредметные:
- а) познавательные УУД: - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
- б) коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем; - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе; - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
- 3. Личностные: - формировать социальную роль ученика; - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Планируемые результаты:
- Научаться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
- Осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль;
- Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;
- Слушать собеседника и вести диалог;
- Признать возможность разных точек зрения и право каждого иметь свою.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Урок хочу начать со слов доктора физико - математических наук Алексея Ивановича Маркушевича.
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»
- Я желаю вам полюбить математику, заниматься ею и достичь своих целей.
2. Актуализация знаний.
а) Устный счет
- Начинаем урок с разминки
Найдите "лишнее":
1 год, 5 лет, 12 минут, 50 секунд, 2 метра, 1 век, 12 месяцев?
Почему? Докажите.
Реши "математическую" цепочку:
60 * 8 * 10 : 100 : 2 = ?
50 : 10 * 30 * 2 : 5 = ?
б) индивидуальная работа (на листочках пример на все действия)
в) фронтальная работа (на доске пример на все действия)
3. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока
Отгадайте загадку
Без ног, и без крыльев оно,
Быстро летает, не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть.
И завтра будет. (время)
-О чем мы говорили на прошлых уроках ? ( о времени)
-Назовите единицы времени начиная с наименьшего (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)
-Сколько дней в трех неделях? (21 день)
- Пол года - это сколько месяцев? (6 месяцев)
- 4 века - это сколько лет? (400 лет)
- 2 минуты -это сколько секунд? (120 секунд)
- 3 часа - это сколько минут? (180 минут)
- Как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Сегодня мы будем продолжать говорить о времени и решать задачи на начало, продолжительность, конец события (таблица на доску)
– С помощью какого прибора измеряют время? (Часы)
-Какие виды часов вы знаете? (наручные, настенные, песочные, показать)
– Одни из первых часов были – водяные часы. Может кто-то знает, как они назывались?
– Тогда, вы должны найти значения выражений, расположите ответы в порядке убывания, сопоставив их соответствующим буквам, и вы узнаете, как называются водяные часы. (Клепсидра)
81 | 63 | 56 | 54 | 48 | 42 | 36 | 28 | 21 |
к | л | е | п | с | и | д | р | а |
9 * 9 = | к | 9 * 7 = | л |
– Как же называются водяные часы?
Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд с отверстием внизу. Но вода из него вытекала неравномерно: сначала быстрее, а потом медленнее. Изобретатели клепсидры исправили этот недостаток и сделали сосуд в форме конуса основанием вверх. И стала вода выливаться равномерно. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени прошло.
Знаменитый философ Платон создал клепсидру, которая в определенный час созывала учеников на занятия, издавая звон. Так появился первый школьный звонок.
4. Работа по теме
На партах лежат часы
а) Практическая работа с моделью часов.
(Показывает учитель)- Скажите, который час показывают часы. (9 часов 30 минут, половина десятого, двадцать один тридцать, 30 минут двадцать второго часа.)
- Покажите вы. (7 часов утра, 7 часов вечера, 17.00, 8.40)
- Итак, какова же тема урока ? (Решение задач на время) записать в тетрадь.
1. Часы показывают 8 ч 40 минут. До урока осталось 20 минут. Во сколько начнутся уроки? ( в 9.00)
_-Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончание события? (начало) Каким действием? (сложением). Записать на доске
2. Часы показывают 15 часов. Мама работает до 5 вечера. Сколько времени
осталось работать маме до конца рабочего дня? (2 часа)
_- Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончание события? (конец) Каким действием? (вычитанием) Записать на доске
3. Спектакль начался в 14.00, а закончился в 16.00. Сколько времени длился спектакль?
- Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончания события? (продолжительность) Каким действием? (вычитанием) Записать на доске
(решение записываем в тетрадь)
б) Работа по учебнику c. 49№231
Откройте учебник на с. 49,
- Прочитай вслух.
( ученик выходит к доске и работает с моделью часов)
- Уроки начались в 9 часов. Покажи на циферблате.
- Закончились через 4 часа. Покажи на циферблате. (длинная (минутная) стрелка сделала 4 круга, маленькая переместилась на 4 часовых деления)
- Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.
- Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9Ч)
- Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)
- Это задача на продолжительность события.
№ 232 (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух
. - Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) - (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3 ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
в) Работа в парах.
На карточках задача. Вам нужно прочитать задачу, ответить на воппросы, заполнить таблицу и решить задачу.
ЗАДАЧА 1 (для 1 ряда): Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?
- О чём задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Сколько времени длятся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны определить время окончания уроков)
- Каким действием? +
- Во ск. закончатся уроки? 13ч 30 мин
- 13ч. 30 мин по другому это сколько времени? 1ч 30 мин, половина второго
Начало события | 8ч 30мин |
Окончание события | ? |
Продолжительность события | 5ч |
ЗАДАЧА 2 (для 2 ряда): Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?
- О чём эта задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны узнать продолжительность уроков)
- Каким действием ответим на вопрос задачи? -
- Чему равна продолжительность уроков? 5ч
Начало события | 8ч 30мин |
Окончание события | 13ч 30мин |
Продолжительность события | ? |
ЗАДАЧА 3: (для 3 ряда) Уроки в школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?
- О чём эта задача?
- Сколько времени длятся уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать? (Должны узнать время начала уроков)
- Каким действием ответим на вопрос задачи? -
- Когда начались уроки? 8ч 30 мин
Начало события | ? |
Окончание события | 13ч 30мин |
Продолжительность события | 5ч |
Проверка
Вывод: - Это задачи похожи между собой? Чем? (определяем время)
А чем отличаются? (В одной задаче нужно узнать время начала уроков, в другой - продолжительность уроков, а в третьей - время окончания уроков).
5. Подведение итогов урока
- В каких единицах измеряют время ?
-Какой вид задач мы сегодня решали? Что находили?
- Каким действием находится начало события?( вычитанием)
- Каким действием находится конец события? ( сложением)
- Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)
- Какое задание было самое интересное?
-Какое задание у вас вызвало затруднение?
6. Домашнее задание
Приложение 1
9 * 9 = | к | 9 * 7 = | л |
9 * 9 = | к | 9 * 7 = | л |
9 * 9 = | к | 9 * 7 = | л |
Приложение 2
ЗАДАЧА 1 Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?
- О чём задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Сколько времени длятся уроки?
- Что нужно узнать? - Каким действием?
- Во сколько закончатся уроки?
Начало события | |
Окончание события | |
Продолжительность события |
____________________________________________
_______________________________________________
ЗАДАЧА 2 Уроки в школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?
- О чём эта задача?
- Во сколько начинаются уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать?
- Каким действием ответим на вопрос задачи?
- Чему равна продолжительность уроков?
Начало события | |
Окончание события | |
Продолжительность события |
________________________________________________
________________________________________________
ЗАДАЧА 3: Уроки в школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?
- О чём эта задача?
- Сколько времени длятся уроки?
- Во сколько закончатся уроки?
- Что нужно узнать?
- Каким действием ответим на вопрос задачи?
- Когда начались уроки?
Начало события | |
Окончание события | |
Продолжительность события |
________________________________________________
_______________________________________________
Начало события | |
Окончание события | |
Продолжительность события |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)
АннотацияУрок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний....

Конспект урока по математике на тему "Решение задач на разностное сравнение.", 1 класс.
Дети осваивают новый способ решения задач....

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония
Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: совершенствовать умение решать задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

Конспект урока по математике на тему "Решение задач с единицами времени, 2 урока" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения" 2 класс
Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения»Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение; закреплять ...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач на движение".4 класс.
Тема урока: Решение задач на движение...