Конспект урока по математике 4 класс по теме "Решение задач на время".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Слюняева Ольга Викторовна

Конспект урока по математике  4 класс о теме "Решение задач на время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_4_klass_tema_vremya_4.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: «Решение задач на время»


        Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и повторить сведения об измерении величин, систематизировать и расширить знания детей об измерении времени;
  • Формировать умение самостоятельно определять время по часам, научить пользоваться календарем для определения продолжительности событий, перевода единиц времени и действий с мерами времени;

Развивающие:

  • Отрабатывать навыки устных вычислений, повторить и закрепить решение текстовых задач и уравнений, нумерацию и действия с многозначными числами, решение примеров на порядок действий.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру речи, любовь к математике;
  • воспитывать толерантность, ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

  • 1. Предметные: - формировать знания о единицах времени, соотношениях между ними; - формировать навык производить устные и письменные вычисления чисел больше 1000;

2.Метапредметные:

  • а) познавательные УУД:  - учить анализу объектов с целью выделения признаков; - формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов;                                                                                                                                                    - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;
  • б) коммуникативные УУД; - формировать потребность в общении с учителем;       - развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • в) регулятивные УУД: - учить детей контролировать свои действия при работе в классе;                                                                                                                                                     - формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
  • 3. Личностные: - формировать социальную роль ученика;                                                               - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Планируемые результаты:

  • Научаться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;
  • Осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль;
  • Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию и работать с ней;
  • Слушать собеседника и вести диалог;
  • Признать возможность разных точек зрения и право каждого иметь свою.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Урок хочу начать со слов доктора физико - математических наук Алексея Ивановича Маркушевича.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»

- Я желаю вам полюбить математику, заниматься ею и достичь своих целей.

2. Актуализация знаний.

а) Устный счет

- Начинаем урок с разминки

Найдите "лишнее":

1 год,  5 лет, 12 минут, 50 секунд, 2 метра, 1 век, 12 месяцев?

Почему? Докажите.

 Реши "математическую" цепочку:

60 * 8 * 10 : 100 : 2 = ?

50 : 10 * 30 * 2 : 5 = ?

б) индивидуальная работа (на  листочках пример на все действия)

в) фронтальная работа (на доске пример на все действия)

3. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока

Отгадайте загадку

 Без ног, и без крыльев оно,

Быстро летает, не догонишь его.

Вчера было,

Сегодня есть.

И завтра будет. (время)

-О чем мы говорили на прошлых уроках ?   ( о времени)

-Назовите единицы времени начиная с наименьшего (с, мин, ч, сут, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

-Сколько дней в трех неделях? (21 день)

- Пол года - это сколько месяцев? (6 месяцев)

- 4 века - это сколько лет? (400 лет)

- 2 минуты -это сколько секунд? (120 секунд)

- 3 часа - это сколько минут? (180  минут)

- Как вы думаете о чем сегодня будем говорить? Сегодня мы будем продолжать говорить о времени и решать задачи на начало, продолжительность, конец  события  (таблица на доску)

– С помощью какого прибора измеряют время? (Часы)

-Какие виды часов вы знаете? (наручные, настенные, песочные, показать)
– Одни из первых часов были –  водяные часы. Может кто-то знает, как они назывались?
– Тогда, вы должны найти значения выражений, расположите ответы в порядке убывания, сопоставив их соответствующим буквам, и вы узнаете, как называются водяные часы. 
(Клепсидра)

81

63

56

54

48

42

36

28

21

к

л

е

п

с

и

д

р

а

9 * 9 =
6 * 7 =
9 * 6 =
7 * 4 =
8 * 7 =

к
и
п
р
е

9 * 7 =
7 * 3 =
8 * 6 =
6 * 6 =

л
а
с
д

– Как же называются водяные часы?
Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд с отверстием внизу. Но вода из него вытекала неравномерно: сначала быстрее, а потом медленнее. Изобретатели  клепсидры исправили этот недостаток и сделали сосуд в форме конуса основанием вверх. И стала вода выливаться равномерно. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени прошло.
Знаменитый философ Платон создал клепсидру, которая в определенный час созывала учеников на занятия, издавая звон. Так появился первый школьный звонок.

4. Работа по теме

На партах лежат часы

 а) Практическая работа с моделью часов.

(Показывает учитель)- Скажите, который час показывают часы. (9 часов 30 минут, половина десятого, двадцать один тридцать, 30 минут двадцать второго часа.)

- Покажите вы. (7 часов утра, 7 часов вечера, 17.00, 8.40)

- Итак, какова же тема урока ? (Решение задач на время) записать в тетрадь.

1Часы показывают 8 ч 40 минут.  До урока осталось 20 минут. Во сколько начнутся уроки? ( в 9.00)

_-Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончание события? (начало) Каким действием?  (сложением). Записать на доске

2. Часы показывают 15 часов. Мама работает до 5 вечера. Сколько времени

осталось работать маме до конца рабочего дня? (2 часа)

_- Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончание события? (конец) Каким действием?  (вычитанием) Записать на доске

3. Спектакль начался в 14.00, а закончился в 16.00. Сколько времени длился спектакль?

- Что находим в этой задаче: начало, продолжительность или окончания события? (продолжительность) Каким действием?  (вычитанием) Записать на доске

(решение записываем в тетрадь)

б) Работа по учебнику c. 49№231

Откройте учебник на с. 49,

- Прочитай вслух.

( ученик выходит к доске и работает с моделью часов)

- Уроки начались в 9 часов. Покажи на циферблате.

- Закончились через 4 часа. Покажи на циферблате. (длинная (минутная) стрелка сделала 4 круга, маленькая переместилась на 4 часовых деления)

- Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.

- Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9Ч)

- Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)

- Это задача на продолжительность события.

№ 232  (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух

. - Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) - (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)

в) Работа в парах.

На карточках задача.  Вам нужно прочитать задачу, ответить на воппросы, заполнить таблицу и решить задачу.

ЗАДАЧА 1 (для 1 ряда): Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?

- О чём задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Сколько времени длятся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны определить время окончания уроков)

- Каким действием? +

- Во ск. закончатся уроки? 13ч 30 мин

- 13ч. 30 мин по другому это сколько времени? 1ч 30 мин, половина второго

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

?

Продолжительность события

ЗАДАЧА 2 (для 2 ряда): Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?

- О чём эта задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать продолжительность уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Чему равна продолжительность уроков? 5ч

Начало события

8ч 30мин

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

?

ЗАДАЧА 3: (для 3 ряда) Уроки в  школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?

- О чём эта задача?

- Сколько времени длятся уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать? (Должны узнать время начала уроков)

- Каким действием ответим на вопрос задачи? -

- Когда начались уроки? 8ч 30 мин

Начало события

?

Окончание события

13ч 30мин

Продолжительность события

Проверка

Вывод: - Это задачи похожи между собой? Чем? (определяем время)

А чем отличаются? (В одной задаче нужно узнать время начала уроков, в другой - продолжительность уроков, а в третьей - время окончания уроков).

5. Подведение итогов урока

- В каких единицах измеряют время ?

 -Какой вид задач мы сегодня решали? Что находили?

- Каким действием находится начало события?( вычитанием)

- Каким действием находится конец события? ( сложением)

- Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)

- Какое задание было самое интересное?

-Какое задание у вас вызвало затруднение?

6. Домашнее задание

Приложение 1

9 * 9 =
6 * 7 =
9 * 6 =
7 * 4 =
8 * 7 =

к
и
п
р
е

9 * 7 =
7 * 3 =
8 * 6 =
6 * 6 =

л
а
с
д

9 * 9 =
6 * 7 =
9 * 6 =
7 * 4 =
8 * 7 =

к
и
п
р
е

9 * 7 =
7 * 3 =
8 * 6 =
6 * 6 =

л
а
с
д

9 * 9 =
6 * 7 =
9 * 6 =
7 * 4 =
8 * 7 =

к
и
п
р
е

9 * 7 =
7 * 3 =
8 * 6 =
6 * 6 =

л
а
с
д

Приложение 2

ЗАДАЧА 1 Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются через 5 часов. Во сколько закончатся уроки?

- О чём задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Сколько времени длятся уроки?

- Что нужно узнать? - Каким действием?

- Во сколько закончатся уроки?

Начало события

Окончание события

Продолжительность события

____________________________________________

_______________________________________________

ЗАДАЧА 2 Уроки в  школе начинаются в 8ч 30мин., а заканчиваются в 13ч 30мин. Сколько времени длятся уроки?

- О чём эта задача?

- Во сколько начинаются уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать?

- Каким действием ответим на вопрос задачи?

- Чему равна продолжительность уроков?

Начало события

Окончание события

Продолжительность события

________________________________________________

________________________________________________

ЗАДАЧА 3: Уроки в  школе длятся 5 часов и заканчиваются в 13ч 30мин. Во сколько начинаются уроки?

- О чём эта задача?

- Сколько времени длятся уроки?

- Во сколько закончатся уроки?

- Что нужно узнать?

- Каким действием ответим на вопрос задачи?

- Когда начались уроки?

Начало события

Окончание события

Продолжительность события

________________________________________________

_______________________________________________

Начало события

Окончание события

Продолжительность события


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний....

конспект урока по математике по теме Решение задач способом составления уравнения 4 класс УМК Гармония

Данный урок - урок обобщения и систематизации знаний.  Цель урока: совершенствовать умение  решать  задачи способом составления уравнений. Задачи:Образовательные: совершенствовать ...

Конспект урока по математике на тему: "Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения»Цель урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение; закреплять ...