Конспект урока по математике на тему "Во сколько раз больше или меньше"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Диляра Ринатовна Янбекова

Конспект урока по математике на тему "Во сколько раз больше или меньше" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matem_-_vo_skolko_raz_bolshe_ili_meshe.docx652.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: математика

Дата проведения: 15.02.2024

Класс: 2 В

Тема урока: Во сколько раз больше или меньше

Тип урока: урок рефлексии (закрепление)

Цель: организация деятельности учащихся по закреплению умений и навыков решать задачи типа: во сколько раз больше или меньше

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умений решать задачи типа во сколько раз больше или меньше и применению их в повседневной жизни;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки и познавательную активность при выполнении задач типа на сколько больше или меньше; логического мышления, оценочной деятельности, аккуратности; развивать способность регулировать собственную деятельность;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету математика при изучении темы «Во сколько раз больше или меньше»; воспитывать культуру общения при выполнении парных заданий; способствовать формированию оценочной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют интерес к предмету при изучении темы «Во сколько раз больше или меньше»; осознают важность культурного общения друг с другом при выполнении парных заданий; объективно оценивают свои достижения на уроке;

Метапредметные: 

коммуникативные: умеют работать в паре; участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются знаниями между собой для принятия эффективных совместных решений;

познавательные: осознают познавательную задачу, умеют выбирать наиболее эффективные способы решения примеров;

регулятивные: контролируют и оценивают свои действия.

Предметные: Знают, как решать задачи типа на сколько больше или меньше; умеют применять эти задачи в повседневной жизни.

Организация пространства:

Ресурсы: учебник (Математика УМК Начальная школа 21 века, 2 класс, 2 часть, В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева) , оборудование,

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Структура урока

  1. Организационные этап (приветствие, знакомство)

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Как ваше настроение? (хорошо) Я очень рада, что у вас все хорошо.

(эмоциональный настрой к уроку)

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Учебник, тетради, пенал. Все ли у вас на месте? (да) Тогда уберите все лишнее с парт.  Сядьте правильно, выпрямите спинки, руки на парту. Теперь можем приступить к уроку.

-Наш урок я хотела бы начать с такой пословицы. Кто мне ее прочитает? (Дорогу осилит идущий) Хорошо, а как вы думаете, что она обозначает? (если стараться, то все получиться) Спасибо за ваши ответы. Верно, если стараться, делать какие-то шаги к своей цели, то мы обязательно ее достигнем. А мы с вами будем стараться на нашем уроке? (Да) Отлично!

  1. Проверка уровня сформированности общеучебных умений

-Ребята, к нам на урок пришел гость, а чтобы узнать, кто он, вам нужно отгадать загадку.

Он в землю носом постучит,

Взмахнет крылом и закричит,

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный. (Петушок)

-Верно, ребята, к нам с вами в гости пришел Петушок. Давайте расскажем ему, чем мы с вами занимаемся на уроках математики. (решаем задачи, учимся считать, узнаем что-то новое) А какие умения нам нужны на этом уроке? (умение считать, думать, писать) Молодцы! А давайте мы откроем тетради запишем дату встречи с Петушком, это сегодняшняя дата, и классная работа. Сегодня у нас 15 февраля. Сейчас мы с вами проведем минутку чистописания. Я прочитаю задачу, а ваша задача хорошенько подумать.

У мамы-наседки цыплята сбежали.

Мы за забором их отыскали.

Там копошатся 12 лапок.

Сколько же за забором цыпляток?

-Ребята, кто может сказать мне ответ на ту задачу? Давайте подумаем вместе. Сколько лап у цыплят? Верно, у них по две лапки. Если за забором было 12 лапок, то сколько получается там было цыплят? Верно, решением этой задачи будет следующий пример: 12:2=6. Что мы с вами можем сказать о цифре 6? (Она четная, делиться на 1, на 2, на 3, на 6, однозначное, соседи 5 и 7) Хорошо, вы много знаете о цифре 6.

-А что вы можете сказать о курице? Что это за птица? Верно, Курица - это птичка, она является домашним животным. У нее мягкие перья, две ножки и красивый хвостик. Она часто кудахчет. Вы знали, что курицы - первые птички, которых люди научились держать рядом с собой? Это произошло очень давно, даже раньше, чем люди приручили лошадей и кошек.

-Давайте мы с вами красиво пропишем цифру 6 в ваших тетрадках. Старайтесь писать аккуратно и красиво. На доске вы можете видеть, как писать эту цифру. Написали, отлично, карандашом можете подчеркнуть ту цифру, которая на ваш взгляд оказалась самой красивой. А теперь давайте продолжим наш урок.

-Мама курочка ушла в магазин, и оставила папе Петуху послание, но он не может его решить, давайте посмотрим на экран и поможем ему решить эти примеры.

На сколько больше

На сколько меньше

Во сколько раз больше

Во сколько раз меньше

20 чем 10

15 чем 8

33 чем 22

3 чем 12

8 чем 20

17 чем 21

7 чем 21

3 чем 12

3 чем 18

4 чем 20

-Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, то нужно из большего числа вычесть меньшее, чтобы узнать, во сколько раз число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее) Верно! Давайте мы с вами подумаем, какая тема нашего сегодняшнего урока. Верно, тема нашего урока «Во сколько раз больше или меньше» А как вы думаете, исходя из темы, какая цель нашего урока? Верно, наша цель: закрепить умение решать задачи с вопросом «во сколько раз больше или меньше».

-У нас с вами есть план сегодняшних действий, давайте прочитаем его.

Закрепим знания по сравнению чисел

Закрепим умения решения задач вида «Во сколько раз больше или меньше»

        -На ваших партах есть листочки под номером 1. Это листы самооценивания, в конце урока мы с вами возьмем эти листочки и подведем итог урока.

-Ребята, а что людям нужно чтобы расти? (вода, еда, общество) Важной частью этого является питание. И за каждую решенную задачу мы с вами будем кормить детей Курицы и Петуха - цыплят. За каждую решенную задачу мы кормим одного цыпленка.

-Давайте мы с вами откроем 67 страницу нашего учебника и посмотрим на задачу номер 10. Давайте прочитаем задачу. О чем эта задача? (О возрасте Пети и Сережи) Что нам известно в этой задаче? (Возраст Пети) Какой вопрос у этой задачи? (Сколько лет Сереже?) А можем ли мы решить ее сразу? (Да) А каким способом? А что значит старше? (больше лет) Верно, это значит, что Пете больше лет, чем Сереже. А что значит моложе? (меньше лет) Верно, это значит, что Сереже меньше лет, чем Пете. А почему мы обе задание решаем делением? Эти задача косвенная, поэтому решается делением.

-Давайте два человека выйдут и решат эту задачу у доски, а остальные решат ее в тетради

1)

П. – 6 л., в 3 р >

С. - ?

Решение:

1)6:3=2(г.) – Сереже

Ответ: Сереже 2 года

2)

П. – 6 л.

С. - ? в 3 р <

Решение:

1)6:2=3(г.) - Сереже

Ответ: Сереже 2 года

-Отлично, мы с вами решили эту задачу. А чем отличаются эти задачи? (условием) А в чем их сходство? (они обе решаются делением) Отлично, мы покормили первого цыпленка. У нас с вами осталось еще несколько задач.

-И следующая задача, которую мы с вами решим, это задача номер 11.

 -Давайте прочитаем задачу. Ребята, а какие деревья у нас с вами представлены на картинке? (ель, рябина, береза) Верно, давайте посмотрим, чем эти деревья отличаются (размером, плодами, иголки/листья, цвет ствола). Ого, оказывается у этих деревьев много отличий.

-Вернемся к условию задачи. Что нам с вами нужно найти? (во сколько раз деревья больше или меньше друг друга) А как мы с вами это можем найти? (нужно посчитать, сколько деревьев меньшего размера вместиться в деревья большего размера) А кто попробуем ответить на эту задачу? (ответ: ель выше рябины в 3 раза, рябина ниже ели в 3 раза, береза выше рябины в 2 раза) А как вы это решили? (в ели можно поместить 3 рябины, значит она в 3 раза выше рябины, наоборот с решением второго вопроса. В березе можно поместить две рябины, значит она в 2 раза выше рябины.)  

-Молоды! Мы с вами покормили еще одного цыпленка. Мы с вами такие молодцы! Нам осталось совсем немного, давайте мы с вами решим еще одну задачу, под номером 12.

-О чем эта задача? (о возрасте отца и сына) Что нам известно из этой задачи? (сколько лет отцу) А мы можем сразу ее решить? (нет) Потому что не знаем сколько лет сыну. А какая здесь будет краткая запись? А как мы с вами можем решить эту задачу? (вычитанием и делением) Какие действия нам с вами нужно выполнить? (вычислить из 45 36 и разделить 45 на то число, которое получилось) Давайте к доске выйдет … , а остальные будут решать эту задачу в тетрадях.

От. – 45 л.

С. - ?, на 36 л. <

Решение:

1)45-36=9(л.) – сыну

2)45:9=5(р.)

Ответ: Отец старше сына в 5 раз

-У вас получилось это сделать? Замечательно! Давайте проверим ваши ответы. Мы с вами уже накормили троих цыплят из шести, это очень хороший результат!

-Я вижу, что вы немного устали, поэтому давайте мы с вами передохнем и сделаем физкульминутку.

-Вот мы с вами и отдохнули, а сейчас давайте продолжим кормить наших цыплят, чтобы они выросли такими же умными и смышлеными, как и вы. Следующая наша задача, это задача номер 13.

-Давайте прочитаем ее. Что нам из нее удалось узнать? Верно, что машина умножает. Нам с вами нужно узнать, какое число скрывается в квадратике. А как это можно узнать? Верно, мы с вами можем это узнать подбором чисел, но это будет долго. Каким еще способом мы можем это узнать? Верно, делением. А как вы думаете, как решить эту задачу? (8:4=2) Молодцы! Давайте запишем эту задачу в тетради, и обязательно нарисуйте схему, которая показана в учебнике. К доске пусть выйдет … Молодцы, ребята, мы уже все ближе и ближе к нашей цели, у нас уже покормлено 4 курочки из 6.

-У нас с вами осталось совсем немного, давайте поторопимся. Сейчас мы с вами решим задачу номер 14.

- Давайте прочитаем задачу. О чем она? (взрослые повели детей в театр) Что мы узнали из нее? (Что каждый взрослый держит по 2 ребенка) Хорошо, молодцы! А что мы можем узнать из схемы, которая представлена выше? (что детей было 12) Нам с вами нужно узнать, какое число скрывается в квадратике. Ребята, давайте каждый самостоятельно сделает это задание в тетради, а потом мы с вами проверим по эталону ваши решения. (Мы предполагаем, что у нас 12 детей, а зная, что каждый взрослый держит за руки по 2 ребенка, какой мы можем сделать вывод? Верно, чтобы узнать, сколько взрослых, нам с вами нужно 12:2=6. Мы с вами узнали, количество взрослых, а теперь давайте узнаем, на сколько делит машина. (12:6=2) ) Отлично, а теперь давайте проверим по эталону ваше решение. У нас с вами осталась последняя задача, мы с вами покормили 5 из 6 цыплят. А следующая задача у нас под номером 15.

-Что нам известно из этой задачи? (о том, что детей повели в кино) А какой вопрос задачи (читают вопрос) А давайте вы сейчас поработаете в сами, и запишите свои ответы в тетрадь, а потом мы проверим, как вы решили. (решают в парах) (решение: так как каждый взрослый сопровождает по 7 детей, то детей в 7 раз больше, чем взрослых, а взрослых в 7 раз меньше, чем детей). Ребята, все решили? Давайте мы с вами проверим, … прочитайте ваше решение. (если неправильно, то спрашиваем другого ученика) Хорошо, у всех так получилось? Те, у кого не так, исправьте, пожалуйста. Ребята, мы с вами накормили всех 6 цыплят, но они нас просто так не отпускают, а хотят, чтобы мы с вами им помогли.

-Им в школе задали задачу, но они не могу ее решить. Давайте поможем им. На ваших партах лежат листочки под номером 2, возьмите их. Это небольшая математическая задача. Вам нужно ее решить. Но мы эти задачи решаем в парах. А как мы работаем в парах? Верно, дружно и сообща, учитываем мнения друг друга.

1 вариант

Задача. В саду выросло 42 огурца, а помидоров на 36 меньше. Во сколько раз огурцов больше, чем помидоров?

Ог. – 42 шт

П. - ? на 36 ш. <

Решение:

1)42-36=7 (шт.) – помидоров

2)42:7=6 (р.)

Ответ: Огурцов в 6 раз больше, чем помидоров

2 вариант

Задача. В саду выросло 48 яблок, а груш на 42 меньше. Во сколько раз груш меньше, чем яблок?

Яб. – 48 шт

Г. - ?, на 42 шт <

Решение:

1)48-42=6 (шт.) –груш

2)48:6=8 (р.)

Ответ: Груш в 8 раз меньше, чем яблок

        -Ребята, у вас получилось решить эти задачи? Давайте сначала проверим задачу про огурцы и помидоры. … что у вас получилось? (если неправильно, тогда, спрашиваем другую пару) У всех ли такой ответ? Если у кого-то есть ошибки, тогда посмотрите на экран и запишите правильный ответ. Отлично, а теперь давайте проверим задачу про груши и яблоки. (спрашиваю, пока не будет правильного ответа) Отлично, у всех так? Давайте проверим по эталону. Родители этих цыплят и сами цыплята нас с вами очень благодарят!

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Ребята, Петушку понравился наш урок математики, но к сожалению, ему нужно отправляться по своим делам. В подарок он оставил нам пару загадок-шуток. На березе росло 6 яблок, две из них упали, сколько яблок осталось на березе? В корзине было сто яиц, а дно упало, сколько яиц осталось в корзине? На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? Мы с вами сегодня очень хорошо поработали, но к сожалению урок подходит к концу. Давайте вернемся к цели и плану нашего занятия. Мы достигли цели? (Да) А мы достигли всех пунктов плана? Давайте отметим их на листах самооценивания. Если вам понравился наш урок, нарисуйте на кружочке улыбающийся смайлик, а если не очень, то грустный. Изменилось ли ваше настроение? Почему? А сегодня на уроке активно работали ……

  1. Постановка домашнего задания

-Ребята, а вашим домашним заданием будет номер 16 на странице 68

Спасибо всем за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по математике на тему "Кто выполнил большую работу" в 4 классе ПНШ

Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Кто выполнил большую работу" по УМК "Перспекттивная начальная школа" с применением сингапурскиз обучающих структур КОНЭРС, КУИЗ_КУИЗ_ТРЕЙД, ПЛЕЙСМЕТ КО...

3 класс. Конспект урока по математике по теме: "Деление с остатком. Остаток меньше делителя"

Предмет: МатематикаКласс:  3 Тема урока: Деление с остатком. Остаток меньше делителя.Цели урока: познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток; с...

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше?" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше?" 3 класс...

Конспект урока по математике на тему "Сколько времени? Солнечные и песочные часы" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Килограмм. Сколько килограммов? 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Килограмм. Сколько килограммов?Цели деятельности учителя:- формирование понимания зависимости между количеством предметов и их массой.Планируемые результатыПредметные...