Конспект урока по математике на тему "Сколько времени? Солнечные и песочные часы" 2 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по математике

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 6.03.18 г.

Школа: № 95

Класс: 2-6

Кабинет: № 102

Учитель: Пискунова И.В.

Студент: 33 группы Занкина Наталья

Методист: Иванова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема «Сколько времени? Солнечные и песочные часы»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о том, как использовать солнечные и песочные часы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, что такое солнечные и песочные часы;
  • Учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?»;
  • Уметь графически изображать время на солнечных часах.

Личностные:

  • Формировать собственное мнение;
  • Уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Чекин А.Л. 2 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

- Давайте настроимся на хорошую работу, а вначале улыбнёмся мне. Я рада видеть ваши лица и ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость и удачу. У нас сегодня очень интересная тема.

Приветствуют учителя

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический – работа с карточкой

5 мин.

-  Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Тетрадка лежит аккуратно, сидим красиво. Кто готов, руку на локоток. Покажите, как должен сидеть примерный ученик.

- Начнем наш урок с устного счета. Сейчас я вам раздам карточки, на ней 2 задания. На выполнение работы я вам даю 5 минут.

Первое задание вам нужно разгадать закономерность и заполнить пропуски в столбиках:

20

56

64

18

25

27

54

5

7

8

9

3

6

3

7

4

8

8

7

5

4

4

9

Второе задание вам нужно решить математический ряд:

- Время вышло, проверяем работы. Поменяйтесь карточками с соседом по лицу, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа. Эталон вы видите на слайде. (ответы на слайде)

- Молодцы!

Записывают число и классная работа.

20

56

64

18

21

25

24

27

28

54

5

7

8

9

3

5

6

3

7

6

4

8

8

2

7

5

4

9

4

9

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: контролировать действия партнера

П: ориентироваться на разнообразие способа решения задач

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

4 мин.

- Ребята, для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно распределить слова сутки, час, секунда, минута в порядке возрастание.

- Кто скажет, как это нужно сделать? (от самого маленького, до самого большого)

- Итак, у вас есть минутка подумать.

 

- Время вышло, кто расскажет в каком порядке должны быть слова?

- Объясни почему ты именно так распределил?

- Что измеряется в этих единицах?

- Итак ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  

- Молодцы!

- Сегодня на уроке мы научимся отвечать на вопрос «Сколько прошло времени».

- Откройте учебники на странице 109 и прочитайте название темы. (читают про себя, потом 1 ребенок читает в слух).

- Какую цель на урок вы для себя поставите?

- Расскажите эту цель соседу по парте.

- А теперь скажите эту цель мне.

- Нужно распределить от самого маленького, до самого большого.

- Секунда, минута, час, сутки.

- Время

- Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.

- Научиться отвечать на вопрос «Сколько прошло времени». Познакомимся с солнечными и песочными часами.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

4.Открытие

 нового знания

Словесный – рассказ учителя

Практический – показ слайда

Практический – работа с упражнением

Словесный - беседа

8 мин.

-  Ребята, а какой прибор помогает нам сейчас определять время?

- А как в древности люди определяли время?

- А вы знали, что когда – то в древности люди определяли время по солнцу. Хозяйственная деятельность человека требовала умения определять точное время. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу.

- Ребята, а кто знает где утром встает солнце?

Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. Полдень – это который час?

- А замечали ли вы, как при этом «движется» тень от предметов? Греки заметили это несколько тысяч лет тому назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, но были хороши только днем в ясную погоду.

- Посмотрите на слайд, вот так выглядели солнечные часы. (на слайде картинка)

- Откройте свои учебники на странице 109. Посмотрите на картинку, Миша нарисовал солнечные часы у себя во дворе. Найдите задание №1, прочитайте его про себя. Теперь прочитаем вслух.

- Давайте вместе с вами выясним, как дальше будет изменятся угол между тенью и чертой. Для этого откройте свои рабочие тетради на странице 52 №1. Порассуждайте вместе с соседом по парте как она пойдет дальше. Покажите это на рисунке карандашом.  На это у вас есть 2 минуты.      

- Кто сделал, руку на локоток. У кого как получилось?

-  Что произойдёт после захода солнца?

- А когда тень появится снова?

- Правильно.

- Теперь выполним второе задание. Кто прочитает задание? (читает 1 ученик)

- Что увидел Миша на солнечных часах?

- Как располагалась тень по отношению к черте?

- Правильно, ребята нарисуйте это расположение у себя в тетрадях.

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

- Ребята, а как вы думаете почему иногда сутки называют «круглыми»?

- Верно!

- Какие части суток вы знаете?

- А сколько раз тень на солнечных часах должна была бы повернуться на прямой угол, чтобы описать полный круг?

- Давайте покажем это на рисунке. На доске у меня нарисован круг, на котором нам нужно это показать. (к доске выходит 1 ученик и показывает)

- Часы

- По солнцу, по звездам

Слушают учителя

- Солнце встает на востоке, а садится на западе

- Полдень это 12 часов

- Тень исчезнет.

-  На следующий день с восходом солнца.

- Что тень оказалась на том же месте, что и вчера.

- Тень сравнялась с чертой, нарисованной вчера.

-  За сутки тень от колышка возвратилась в исходное положение

- Потому что за сутки тень на солнечных часах описывает круг, поэтому иногда сутки называют «круглыми»

-  Утро, день, вечер, ночь.

- Четыре раза.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

П.: подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Физминутка

3 мин.

- Давайте все дружно встанем и разомнемся. (видео)

5.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный - беседа

7 мин.

- Ребята, посмотрите на картинку на странице 111. Вы узнали следующую героиню нашего урока?

- Как вы думаете, что с ней произошло?

- Перед Машей поставили песочные часы и объяснили, что процедура должна длиться до тех пор, пока весь песок из верхней емкости не пересыплется в нижнюю. (демонстрирую учащимся песочные часы, поясняю, что разные часы могут быть ориентированы на разные промежутки времени – 1 минута, 5 минут, 10 минут).

-  Что нужно сделать с песочными часами, чтобы снова ими воспользоваться после того, как весь песок окажется в нижней емкости? (показываю часы)

-  Как вы думаете, почему песочными часами удобно пользоваться в тех случаях, когда нужно отмерить определённый промежуток времени?

- Приведите мне примеры, когда удобно пользоваться песочными часами.

- Это Маша.

- Она заболела и ей измеряют температуру.

- Нужно перевернуть часы.

- На солнечных часах сложно увидеть переходящую тень, а песочные часы, удобней тем, что когда закончиться 1 минута, они перестанут сыпаться

- Например проверка техники чтения, готовка еды.

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Вы будете выполнять  задание №2 в рабочей тетради. Вам нужно ответить на вопросы. На это у вас есть 2 минуты.

- Время вышло проверяем.

1. 10 минут

2. 20 минут

3. 60 минут

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

7.Включение в систему знаний

Практический – работа с карточкой

6 мин.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Я раздам вам карточку на ней написано задание, ваша задача посовещаться и выполнить его. На это задание я даю вам 4 минуты.

Карточка:

Как можно отмерить промежуток времени в 25 минут с помощью 5-минутных и 15-минутных песочных часов?

- Все ребята, время вышло. Проверяем.

Разные варианты:

а) 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25 (мин).

б) 10 + 10 + 5 = 25 (мин).

в) 10 + 5 + 5 + 5 = 25 (мин).

Л: анализ объектов с целью выделения признаков.

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли? Объясните почему.

- Объясните, почему солнечными часами пользоваться не удобно?

- А почему песочными часами пользоваться не удобно?

-  Перед вами на партах лежат часы, если вам понравился урок и все было понятно – нарисуйте веселый смайлик на нем,

Если вам не все понравилось и не все было понятно – нарисуйте обычный смайлик,

Если вам ничего не понравилось и ничего не поняли – нарисуйте грустный смайлик.

Мне было приятно с вами работать! До свидания!

- Научиться отвечать на вопрос «Сколько прошло времени». Познакомимся с солнечными и песочными часами.

- Потому что чтобы измерять время нужно не отходить от них и все время наблюдать за ними. Так же они не будут работать в плохую погоду или когда стемнеет.

- Потому что нужно каждый раз записывать сколько раз перевернул часы и считать сколько времени прошло.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний (общеучеб.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ» (4 класс УМК «Гармония»)

АннотацияУрок математики по теме «Закрепление пройденного. Решение задач на движение проводится в 4 классе по программе УМК «Гармония» во втором полугодии. По типу – урок повторения предметных знаний....

Конспект урока по математике "Устные приемы вычислений в пределах 1000" 3 класс

Урок математики в 3 классе в рамках муниципального   конкурса "Учитель года"...

Конспект урока по математике "Умножение многозначных чисел на однозначные" в 4 классе

Тема урока «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные.»Учебник «Математика»  Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  и др.Цель  деятельности  учителя:...

Конспект урока по математике на тему: "Переместительное свойство сложения" для 2 класса школы 8 вида

Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов школы 8 вида....

Конспект урока по математике по теме «Дробь и её компоненты» 4 класс

Конспект урока по математике по теме "Дробь и её компоненты"  составлен по требованиям ФГОС. В процессе урока у детей формируются представления о дробях,о принципе записи их, чтения, сравнения. В...