2.Актуализация знаний и мотивация
Практический – работа с карточкой
| 5 мин. | - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Тетрадка лежит аккуратно, сидим красиво. Кто готов, руку на локоток. Покажите, как должен сидеть примерный ученик. - Начнем наш урок с устного счета. Сейчас я вам раздам карточки, на ней 2 задания. На выполнение работы я вам даю 5 минут. Первое задание вам нужно разгадать закономерность и заполнить пропуски в столбиках: 20 | 56 | 64 | 18 |
| 25 |
| 27 |
| 54 | 5 | 7 | 8 | 9 | 3 |
| 6 | 3 | 7 |
| 4 | 8 | 8 |
| 7 | 5 | 4 |
| 4 | 9 |
Второе задание вам нужно решить математический ряд:
- Время вышло, проверяем работы. Поменяйтесь карточками с соседом по лицу, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа. Эталон вы видите на слайде. (ответы на слайде) - Молодцы! | Записывают число и классная работа.
20 | 56 | 64 | 18 | 21 | 25 | 24 | 27 | 28 | 54 | 5 | 7 | 8 | 9 | 3 | 5 | 6 | 3 | 7 | 6 | 4 | 8 | 8 | 2 | 7 | 5 | 4 | 9 | 4 | 9 |
|
Р: принимать и сохранять учебную задачу К: контролировать действия партнера П: ориентироваться на разнообразие способа решения задач
|
3.Постановка учебной задачи
Словесный - беседа
| 4 мин. | - Ребята, для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно распределить слова сутки, час, секунда, минута в порядке возрастание. - Кто скажет, как это нужно сделать? (от самого маленького, до самого большого) - Итак, у вас есть минутка подумать.
- Время вышло, кто расскажет в каком порядке должны быть слова? - Объясни почему ты именно так распределил? - Что измеряется в этих единицах? - Итак ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? - Молодцы! - Сегодня на уроке мы научимся отвечать на вопрос «Сколько прошло времени». - Откройте учебники на странице 109 и прочитайте название темы. (читают про себя, потом 1 ребенок читает в слух). - Какую цель на урок вы для себя поставите?
- Расскажите эту цель соседу по парте. - А теперь скажите эту цель мне. |
- Нужно распределить от самого маленького, до самого большого.
- Секунда, минута, час, сутки. - Время - Сегодня на уроке мы будем говорить о времени.
- Научиться отвечать на вопрос «Сколько прошло времени». Познакомимся с солнечными и песочными часами.
| К: формулировать собственное мнение и позицию
Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
|
4.Открытие нового знания
Словесный – рассказ учителя
Практический – показ слайда
Практический – работа с упражнением
Словесный - беседа
| 8 мин. | - Ребята, а какой прибор помогает нам сейчас определять время? - А как в древности люди определяли время? - А вы знали, что когда – то в древности люди определяли время по солнцу. Хозяйственная деятельность человека требовала умения определять точное время. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу.
- Ребята, а кто знает где утром встает солнце? Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце «встает» с одной стороны горизонта, а «садится» на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. Полдень – это который час? - А замечали ли вы, как при этом «движется» тень от предметов? Греки заметили это несколько тысяч лет тому назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, но были хороши только днем в ясную погоду. - Посмотрите на слайд, вот так выглядели солнечные часы. (на слайде картинка) - Откройте свои учебники на странице 109. Посмотрите на картинку, Миша нарисовал солнечные часы у себя во дворе. Найдите задание №1, прочитайте его про себя. Теперь прочитаем вслух. - Давайте вместе с вами выясним, как дальше будет изменятся угол между тенью и чертой. Для этого откройте свои рабочие тетради на странице 52 №1. Порассуждайте вместе с соседом по парте как она пойдет дальше. Покажите это на рисунке карандашом. На это у вас есть 2 минуты. - Кто сделал, руку на локоток. У кого как получилось? - Что произойдёт после захода солнца? - А когда тень появится снова? - Правильно. - Теперь выполним второе задание. Кто прочитает задание? (читает 1 ученик) - Что увидел Миша на солнечных часах?
- Как располагалась тень по отношению к черте? - Правильно, ребята нарисуйте это расположение у себя в тетрадях. - Итак, какой вывод мы можем сделать?
- Ребята, а как вы думаете почему иногда сутки называют «круглыми»?
- Верно! - Какие части суток вы знаете? - А сколько раз тень на солнечных часах должна была бы повернуться на прямой угол, чтобы описать полный круг? - Давайте покажем это на рисунке. На доске у меня нарисован круг, на котором нам нужно это показать. (к доске выходит 1 ученик и показывает)
| - Часы - По солнцу, по звездам
Слушают учителя
- Солнце встает на востоке, а садится на западе
- Полдень это 12 часов
- Тень исчезнет. - На следующий день с восходом солнца.
- Что тень оказалась на том же месте, что и вчера.
- Тень сравнялась с чертой, нарисованной вчера. - За сутки тень от колышка возвратилась в исходное положение - Потому что за сутки тень на солнечных часах описывает круг, поэтому иногда сутки называют «круглыми»
- Утро, день, вечер, ночь.
- Четыре раза. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников. П.: подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; Л: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для классификации объектов. |
5.Первичное закрепление во внешней речи
Словесный - беседа
| 7 мин.
| - Ребята, посмотрите на картинку на странице 111. Вы узнали следующую героиню нашего урока? - Как вы думаете, что с ней произошло?
- Перед Машей поставили песочные часы и объяснили, что процедура должна длиться до тех пор, пока весь песок из верхней емкости не пересыплется в нижнюю. (демонстрирую учащимся песочные часы, поясняю, что разные часы могут быть ориентированы на разные промежутки времени – 1 минута, 5 минут, 10 минут). - Что нужно сделать с песочными часами, чтобы снова ими воспользоваться после того, как весь песок окажется в нижней емкости? (показываю часы) - Как вы думаете, почему песочными часами удобно пользоваться в тех случаях, когда нужно отмерить определённый промежуток времени?
- Приведите мне примеры, когда удобно пользоваться песочными часами.
| - Это Маша.
- Она заболела и ей измеряют температуру.
- Нужно перевернуть часы.
- На солнечных часах сложно увидеть переходящую тень, а песочные часы, удобней тем, что когда закончиться 1 минута, они перестанут сыпаться - Например проверка техники чтения, готовка еды. | Л: анализ объектов с целью выделения признаков. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.
|
7.Включение в систему знаний
Практический – работа с карточкой
| 6 мин. | - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Я раздам вам карточку на ней написано задание, ваша задача посовещаться и выполнить его. На это задание я даю вам 4 минуты. Карточка: Как можно отмерить промежуток времени в 25 минут с помощью 5-минутных и 15-минутных песочных часов? - Все ребята, время вышло. Проверяем. |
Разные варианты: а) 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 25 (мин). б) 10 + 10 + 5 = 25 (мин). в) 10 + 5 + 5 + 5 = 25 (мин). | Л: анализ объектов с целью выделения признаков.
|
8.Рефлексия деятельности (по продукту)
Словесный - беседа | 2 мин. | - Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли? Объясните почему.
- Объясните, почему солнечными часами пользоваться не удобно?
- А почему песочными часами пользоваться не удобно? - Перед вами на партах лежат часы, если вам понравился урок и все было понятно – нарисуйте веселый смайлик на нем, Если вам не все понравилось и не все было понятно – нарисуйте обычный смайлик, Если вам ничего не понравилось и ничего не поняли – нарисуйте грустный смайлик. Мне было приятно с вами работать! До свидания! | - Научиться отвечать на вопрос «Сколько прошло времени». Познакомимся с солнечными и песочными часами. - Потому что чтобы измерять время нужно не отходить от них и все время наблюдать за ними. Так же они не будут работать в плохую погоду или когда стемнеет. - Потому что нужно каждый раз записывать сколько раз перевернул часы и считать сколько времени прошло. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). |