конспект уока по математике «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Тибичи Антонина Хыномовна

  Тема урока: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»

  Цель урока:     

разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на равные части;

совершенствовать вычислительные навыки;

развивать внимание и логическое мышление;

воспитывать интерес к математике

 Планируемые результаты:

предметные: развитие умения решать текстовые задачи; формирование умения выполнять деление; формирование представления о взаимообратности действий умножения и деления, развитие вычислительных навыков, логического мышления, математической речи;

личностные: развитие интереса и желания приобретать новые знания на уроках математики;

метапредметные: развитие умения оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль своей деятельности; развивать и корректировать мыслительные процессы через упражнения устного счёта, изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с делением; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать в парах; создавать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся о предметах живой и неживой природы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): уметь слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развивать не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

 Тип урока: Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkretnyy_smysl_deystviya_deleniya.docx516.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет: Математика

 Класс: 2

Тема урока: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»

 Базовый учебник: Математика М. И. Моро

 Цель урока:     

разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на равные части;

совершенствовать вычислительные навыки;

развивать внимание и логическое мышление;

воспитывать интерес к математике

 Планируемые результаты:

предметные: развитие умения решать текстовые задачи; формирование умения выполнять деление; формирование представления о взаимообратности действий умножения и деления, развитие вычислительных навыков, логического мышления, математической речи;

личностные: развитие интереса и желания приобретать новые знания на уроках математики;

метапредметные: развитие умения оценивать себя и своих товарищей, осуществлять контроль своей деятельности; развивать и корректировать мыслительные процессы через упражнения устного счёта, изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.

Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с делением; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать в парах; создавать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся о предметах живой и неживой природы

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): уметь слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развивать не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

 Тип урока: Урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

 Необходимое оборудование: доска, проектор.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Здравствуйте

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

2

Мотивация к учебной деятельности

-Послушайте высказывание английского философа Роджера Бэкона: «Тот, кто не знает математики, не может узнать другие науки и не может познать мир» (Слайд 2).

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Верно, молодцы!

Ответы учащихся

3

4

Актуализация знаний.

Открытие нового знания

1) Устный счет 

Подготовка к изучению таблицы на 2 (фронтальная работа).

-Давайте сосчитаем, какой результат мы получим

- если по 2 возьмём 1 раз? (ответ 2).

- если по 2 возьмём 2 раза? (ответ 4)

- если по 2 возьмём 3 раза? (ответ 6)

- если по 2 возьмём 4 раза? (ответ 8)

- если по 2 возьмём 5 раз? (ответ 10)

- Как находили результат?

(слайд 3)

2) Работа над задачами

На слайде появляется задача, учитель читает

1.В каждой пачке по 10 карточек. Сколько карточек в 3 таких пачках?

2.Мама купила 2 упаковки с мылом по 3 штуки в каждой. Сколько штук мыла купила мама?

-Хорошо, молодцы

-Скажите, ребята, какие новые, сложные, но интересные темы мы недавно начали проходить?

-Скажите, а что мы уже знаете и умеете?

3.10 груш раздали детям, по 2 груши каждому. Сколько детей получат груши?

 -Каким действием решается эта задача?

-Сколько детей получили груши? Что вы для этого делали? Запиши решение и ответ самостоятельно.

-Итак, давайте повторим, что мы уже знаем. Чтобы нам взбодриться и настроиться на работу я предлагаю вам решить весёлые задачи.

Фронтальная работа.

Учитель читает задачи, дети записывают решение в тетрадь.

1.Носил орехи бурундук.

По два за каждою щекой.

Насыпал доверху сундук –

Не будет голоден зимой.

-Сколько орехов за один раз приносил бурундук?

-Замените сложение примером на умножение.

-Прочитайте этот пример, используя математический язык.

          Проводится ещё одна аналогическая задача

2.Дарит бабушка – лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте»

Сколько всех, пересчитайте!

-Сколько рукавичек подарила бабушка?

-Замените сложение примером на умножение.

-Почему мы смогли заменить сложение умножением?

К доске выходят пять учеников. Одному из них учитель даёт 12 тетрадей и предлагает раздать ученикам поровну.

-Скольким ученикам нужно раздать тетради?

- Как нужно раздавать?

- Сколько надо взять тетрадей, чтобы каждый из 4 учеников получил по 1 тетради?

Ученик берёт 4 тетради и раздаёт их.

- Сколько тетрадей роздано?

- Остались ли ещё тетради?

- Что нужно сделать дальше?

Ученик раздаёт тетради.

- Сколько тетрадей было роздано во второй раз?

- Остались ли ещё тетради?

- Что делать дальше?

Ученик раздаёт тетради.

- Сколько было роздано в третий раз?

- Остались ли ещё тетради?

- Сколько раз из 12 брали по 4 тетради?

- Сколько тетрадей получил каждый ученик?        

- Значит, каждый ученик получил столько тетрадей, сколько раз по 4 содержится в 12.

-Каким действием будем решать эти задачи?

- Запишите решение и ответ задачи

-Давайте с вами прочитаем как деление на равные части написано в учебнике на стр.60 (на самом верху)

 Работа по учебнику.

-Откройте учебники на стр. 60. Прочитайте задачу №1.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_571645a7a84c1/urok-konkrietnyi-smysl-dieistviia-dielieniia-rieshieniie-zadach-na-dielieniie-na-ravnyie-chasti_2.png

- Сколько было апельсинов?

- На сколько тарелок их разложили?

- Что нужно узнать?

- Сколько апельсинов надо взять, чтобы на каждую тарелку положить по 1?

- Что делать дальше?

Я записываю на доске, а вы в тетради

         

Учитель выполняет на доске рисунок, дети – в тетради.

- Что мы узнали?

- Запишите решение и ответ задачи.

Выполняют устный счёт

30, 6, 37, 40, 40, 35

2

4

6

8

10

Складывали одинаковые слагаемые

10*3=30(к.)

Ответ: 30 карточек в 3 таких пачках

3*2=6

Ответ: 6 штук мыла купила мама

умножение и деление.

Умеем заменять сложение умножением; знаем особые случаи умножения с 0 и единицей; название компонентов умножения; познакомились с действием деления; умеем решать задачи, которые решаются умножением и делением; научились находить периметр прямоугольника новыми способами, заменяя сложение умножением.

Делением. 10 : 2 = 5 (г.)

Потому, что по 2 груши каждому

Дети называют пример 2+2=4 и объясняют, почему так записали (по 2 взяли 2 раза).

Дети записывают и называют пример 2*2=4 (2 умножить на 2 получится 4)

Первый множитель 2, второй множитель 2, произведение 4; произведение чисел 2 и 2 = 4.

2+2+2=6

2*3=6

Потому, что слагаемые в выражениях были одинаковые.

4

По 1

4

4

Да

Ещё раз взять 4 тетради и раздать по 1

4

Да

Нужно взять следующие 4 тетради и опять раздать по 1

4

Нет

3

3

Делением

12:4=3 (т.)

Ответ: 3 тетради.

10

на 2

Сколько апельсинов на каждой тарелке

2

Взять ещё 2 апельсина и положить на тарелки по 1, и так пока не закончатся все апельсины.

Сколько раз по 2 содержится в 10)

10:2=5(ап.)

Ответ: 5 апельсинов.

5

Первичное закрепление

-Чтобы выяснить, как вы поняли новую тему я предлагаю вам самостоятельно решить задачи.

(Задачи на слайде 4)

- У вас на столе лежат кружочки. Возьмите их, выложите рисунок к задаче на парте. Обсудите решение задачи и запишите в тетрадь.

1.У мамы было 6 помидоров. Она разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько помидоров мама положила на каждую тарелку?

Дети записывают решение задачи в тетради, учитель оказывает индивидуальную помощь, детям испытывающим затруднения при решении задачи.

Проверка ведётся по слайду

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_571645a7a84c1/urok-konkrietnyi-smysl-dieistviia-dielieniia-rieshieniie-zadach-na-dielieniie-na-ravnyie-chasti_3.png

- Как нам проверить?

Показ на слайде.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_571645a7a84c1/urok-konkrietnyi-smysl-dieistviia-dielieniia-rieshieniie-zadach-na-dielieniie-na-ravnyie-chasti_4.png (этого рисунка нет на слайде)

- Какое действие используем для решения задачи?

- Как запишем решение?

Показ на слайде

6:2=3 (помидора)

Ответ: по 3 помидора мама положила на каждую тарелку.

- Почему эта задача решается делением?

- Поднимите руку, чья пара выполнила задачу правильно. Молодцы.

Разложим по одному помидору на каждую тарелку по очереди

Деление

6:2=3(п.)

Надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 6

6

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения вместе с учителем

7

Закрепление изученного материала

Выполнение письменных видов вычислений в пределах 100.

Рабочая тетрадь №2 стр.25 №62.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_571645a7a84c1/urok-konkrietnyi-smysl-dieistviia-dielieniia-rieshieniie-zadach-na-dielieniie-na-ravnyie-chasti_7.png

Дети решают примеры, проверка проводится фронтально.

- Какой ответ в 1 примере? Во втором? И т.д.

(Если в примере была допущена ошибка, ребёнок вслух объясняет его решение.)

-А теперь давайте вернёмся к учебнику и решим задачу №2 на стр. 60

К доске 1 человек, остальные пишут в тетради

-Прочитай задачу. Какие вопросы мы можем задать к это задачи?

Сколько минут Коля читал книгу во вторник?

Сколько всего времени Коля читал книгу?

№4 стр.60

К Доске выходят 3 человека, каждый решает уравнение самостоятельно на доске

28+х=28                 х-74=0              у+6=12

х=28-28                  х=74+0              у=12-6

х=0                         х=74                   у=6

____                       ______               ______

28+0=28               74-74=0               6+6=12

С остальными выполняю №5 стр.60 устно с объяснением

№6. на стр. 60

Выходят к доске по поднятой руке, записывают пример и решение.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_571645a7a84c1/urok-konkrietnyi-smysl-dieistviia-dielieniia-rieshieniie-zadach-na-dielieniie-na-ravnyie-chasti_8.png

85, 73, 55, 34, 29

Сколько минут Коля читал книгу во вторник?

Сколько всего времени Коля читал книгу?

25+5=30(мин.)

Ответ: 30 минут Коля читал книгу во вторник

25+(25+5)=55 (мин)

Ответ: 55 минут всего времени Коля читал Книгу

100, 30, 100, 35, 4, 32

2, 3, 4, 57, 39, 1, 34, 26, 76, 20, 30, 40

8

Рефлексия

- Какая тема была рассмотрена сегодня?

- Какая была цель?

- Справились мы с этой задачей?

- Сможем теперь разделить конфеты поровну среди учеников?

- Кто хочет это сделать?

Это будет небольшая награда за ваш труд на уроке.

Решение задач на деление

Научиться решать задачи на деление на равные части

Да

Да

9

Домашние задание

Запишите домашнее задание в дневник. Вам нужно будет выполнить задачу №3 стр.60. Эту задачу можно решить разными способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Конкретный смысл действия умножения. Закрепление"

Конспект урока  "Конкретный смысл действия умножения. Закрепление" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по математике: "Конкретный смысл действия умножения"

Конспект  поможет провести урок по математике по теме: "Конкретный смысл действия умножения"...

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части...

Презентация и конспект урока по математике: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Тема: "Конкретный смысл действия умножения" Тип урока: Урок открытия новых знанийУМК «Школа России», учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика» 2 класс (2...