урок математики во 2 классе "Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)".
план-конспект урока по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части).
Тип урока: урок « открытия» нового знания.
Цели: сформировать понятие деления на равные части.
обучающие: формировать способности учащихся к новому способу действия, способствовать приобретению учащимися начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов, совершенствовать вычислительные навыки;
развивающие: развивать практические умения, логическое мышление, внимание, память, познавательную активность, творческое воображение, глазомер, совершенствовать уровень развития математической речи, расширять словарный запас;
воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе в паре, группе, чувство взаимовыручки, товарищества, уверенность в своих способностях.
Планируемые результаты:
Познавательные:
- Учащиеся научатся: моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление на равные части.
Учащиеся получат возможность: применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Личностные: работать в паре, оценивать правильность высказываний товарища, обосновывать свой ответ.
Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, проговаривать последовательность действий; адекватно оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы работы: практико–ориентированный, проблемный диалог, словесный, системно - деятельностный.
Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии системно-деятельностного подхода, метод проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
для учителя: компьютер (презентация), ленточки, ножницы; цветы, вазы, конфеты, стиплер.
для учащихся: цветы трёх видов, карточки жёлтого цвета, карточки с домашним заданием.
Ход урока:
I. Организационный момент. Энергезатор начала урока.
Цель:
1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания положительного настроя на успех.
-Поздороваемся с гостями.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Сегодня математика у нас.
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Что за класс!»
-Дети, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу! Я надеюсь, что вы будете дружными, активными, внимательными и будете помогать друг другу. Подарите свою улыбку и мне, я надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
II. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка «Песенка крокодила Гены»
- О каком празднике поет крокодил Гена? (О дне рождения.)
- Как вы относитесь к этому празднику? Почему? (Дарят подарки.)
- Дорог не тот подарок, который куплен в магазине, а тот, который сделан своими руками.
- Мне очень нравятся такие замечательные картины. А вам они понравились?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из лент) (Слайд 1-3)
- Сегодня на урок математики я принесла ленты, ножницы и линейку, но не для того, чтобы сделать подарки, как вы думаете, зачем они нам на уроке? (Делить ленту, измерять)
III. Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
1) Определить содержательные рамки урока: арифметические действия
2)Согласовать тему и цели урока.
- Создание проблемной ситуации.
- Лента в рулоне, а нас ведь много. Что нужно сделать, чтобы у каждого была лента? Правильно, разделить.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока математики?
Тема: «Деление» (Слайд 4)
- Какую цель вы ставите перед собой на урок? (Называют.)
-Мы научимся выполнять деление на равные части, ведь смысл деления: разделить - это найти число предметов в каждой из равных частей.
-А вам часто приходилось в жизни выполнять деление поровну? Приведите примеры.
- Я на каждую парту кладу ленту. Как вы поступите, если лента одна на двоих, а нужна каждому? Как вы сделаете, чтобы у вас получилось поровну?
Прежде чем разрезать ленту, нужно вспомнить правила работы с ножницами (слайд5-7)
- Теперь у каждого есть лента. А как проверить, одинаковые ли у вас ленты? (Измерение, наложение).
- Я предлагаю вам встать, повернуться друг к другу и наложить ленты.
- Молодцы, мы проверили, что ленты у всех одинаковые.
- Как узнать длину лент? (Измерить с помощью линейки).
- Линейка одна, что будем делать? (Измерить одну ленту, так как все ленты одинаковые.) (20 см)
- Ребята, вы можете сказать, какова была длина ленты сначала? (80 см).
-Как вы это узнали?
(Записать сложение одинаковых слагаемых. (20+20+20+20=80 (см))
-Как записать данное действие умножением? (20х4=80(см))
-Предлагаю каждому разделить ленту на две равные части и измерить длину одной части. (Работают индивидуально.)
-Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.
IV. Выявление причин затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) Выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения: записать решение задачи.
- Ребята, какие вы молодцы: справились с такой сложной задачей!
-Чему равна каждая часть ленты?
-Как записать наши действия на языке математики? (С помощью математического знака «деление».
- А кто может записать ее решение на доске? (На обычной доске).
(Ребенок записал – Какой арифметический знак ты использовал?
Ребенок не записал – В чем трудность?)
- Откройте тетради
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
-Запишите число 18 марта, классная работа и решение задачи. (20:2= 10 (см) )
-Как можно прочитать эту запись? (20 разделить на 2 получится 10)
V. Физкультминутка.
-Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.
Методика «Четыре угла» и «Восьмёрка за рукой»
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
1) Создать условия для фиксации изученного арифметического действия.
2)Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.
- День рождения мы любим не только из-за подарков. На этот праздник к нам приходят гости, и мы накрываем красивый стол. На праздничном столе всегда стоят цветы. (Слайд 8)
- Предлагаю и вам расставить цветы в вазы.
- Сколько цветов перед вами? (15)
- Сколько ваз? (3)
- Сколько цветов поставим в одну вазу? Во вторую? В третью? (Варианты ответов путем подбора.)
- Соберем одинаковые букеты.
-Как нужно делить цветы? (По 1 цветку.)
- Сколько надо взять цветов, чтобы поставить в каждую вазу по 1 цветку? (3) (Ученик берёт 3 цветка и ставит их в вазы.)
- Сколько цветов расставили? (3)
- Остались ещё цветы? (Да)
(Учитель выполняет на доске схематический рисунок)
- Что нужно сделать дальше?
- Ещё раз взять 3 цветка и расставить по 1.
( Ученик расставляет цветы.)
- Сколько цветов было расставлено во второй раз? (3)
( Учитель дополняет рисунок)
-Остались ли ещё цветы? (Да)
- Что нужно сделать дальше?
- Ещё раз взять 3 цветка и расставить по 1.
( Ученик расставляет цветы.)
- Сколько цветов было расставлено в третий раз? (3)
( Учитель дополняет рисунок)
-Остались ли ещё цветы? (Да)
- Что нужно сделать дальше?
- Ещё раз взять 3 цветка и расставить по 1.
( Ученик расставляет цветы.)
- Сколько цветов было расставлено в четвёртый раз? (3)
-Остались ли ещё цветы? (Да)
( Учитель дополняет рисунок)
- Что нужно сделать дальше?
- Ещё раз взять 3 цветка и расставить по 1.
( Ученик расставляет цветы.)
- Сколько цветов было расставлено в пятый раз? (3)
-Остались ли ещё цветы? (Нет)
( Учитель дополняет рисунок)
( Учитель дополняет рисунок)
- Сколько раз из 15 брали по 3 цветка? (5)
- Сколько цветков в каждой вазе?
- 5.
- Значит, в каждой вазе столько цветов, сколько раз по 3 содержится в 15. Каким действием будем решать эту задачу?
- Делением.
- Запишите решение.
- 15 : 3 = 5 (ц.)
-Проверьте, так ли вы разделили ромашки? (Слайд 9)
2.Работа по учебнику. Чтение алгоритма деления на равные части стр.60.
- Прочитайте, как авторы учебника предлагают решать такие задачи.
- Почему эта задача решается делением?
- Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 6.
- Правильно ли мы рассуждали?
VII. Физкультминутка.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда.
- Пришла пора накрывать на стол.
- Возьмите, пожалуйста, желтые карточки.
«На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?»
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что нужно узнать? Как записать решение задачи?
- Запишите решение в тетрадях. Не забудьте слово ответ.
Взаимопроверка (решение на доске)
- Возникали ли затруднения?
- В чем?
- Как с ними справиться?
VIII . Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
1. Задача №2.(стр.60.)
- Прочитайте задачу. Какие вопросы можно поставить к задаче? ( Сколько минут читал Коля книгу во вторник? Сколько минут Коля читал книгу 2 дня? )
- Какие слова берём для краткой записи?
В понедельник – 25 мин.
Во вторник - ?, на 5 мин больше. } ? мин.
- 25 +5 = 30 (мин) – читал во вторник.
- 25 +30 = 55 (мин) – читал 2 дня.
Ответ: 30 минут, 55 минут.
IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель
1) Проверить умение решать задачи на деление и записывать их
Работа в паре.
-Вам нужно разложить 6 конфет поровну и записать решение задачи в своих тетрадях.
Самопроверка. (На доске запись: 6:2=3(к.))
X. Рефлексия деятельности.
Цель:
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: решение задач на деление на равные части.
2) Обсудить и записать домашнее задание.
3)Оценить собственную деятельность на уроке.
- Какую цель вы ставили перед собой на урок? Достигли вы ее?
Дифференцированное домашнее задание:
- 1. Найти значение выражений №6 стр. 60.(Красный кружок)
- 2.Решить задачу по данному условию: (Жёлтый кружок)
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3.Составить и решить задачу на деление. (Зелёный кружок)
-Желаю удачи.
На слайде (слайд10 )
-Выберите ленточку того цвета, с каким утверждением вы согласны.
- Урок прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) понятие «деление», научился решать задачи на деление на равные части. (Зелёная )
- Усвоил(а) понятие «деление», но затрудняюсь в решении задач на деление на равные части. (Жёлтая)
- На уроке было трудно, научился писать арифметический знак деления, но не умею решать задачи на деление. (Красная)
Каждую ленточку я превращу в мой подарок для вас. Для этого я прикреплю вам вот эти цветочки – « пятилистник» – оценка «5», « четырёхлистник» – «4». Эту ленточку вы можете использовать как закладки для книг.
-На день рождения товарища вы можете подарить вот такую закладку. (Слайд 11-12)
- Я вас благодарю за работу. Мне с вами было очень интересно и легко работать. (Слайд 13)
Эти ленточки вы можете использовать как закладки, а если захотите, можете превратить ее в подарок .
(Слайд 13)
УМК «Школа России».
Тема урока: « Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»
Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика, М.: Просвещение, 2012.
№ | Вопросы для самоанализа | План самоанализа |
1. | Краткая характеристика класса, особенности развития обучающихся. | Во 2 классе обучается 4 человека, соответствующие возрастной норме. Дети имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Родители оказывают помощь в подготовке к урокам и внеурочной деятельности. Ребята собраны, на уроках активны, внимательны. Уровень обученности средний, каждый из них способен воспроизводить знания на новом уровне, в новой ситуации, но испытывают затруднения в практическом переносе знаний. |
2. | Место данного урока в системе уроков. Тип урока. | Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Урок в структуре учебной программы по математике идёт после темы: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию», это первый урок в данной теме, на котором формируются первоначальные способы деления на равные части, совершенствуются предметные, метапредметные, личностные, коммуникативные УУД (универсальные учебные действия). |
3. | Цели и задачи урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. | Я ставила следующие цели и задачи: предметные: разъяснить смысл действия деления; совершенствовать вычислительные навыки, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения; воспитывать интерес к изучению предмета и умение работать в парах, группе. метапредметные: личностные: воспитывать положительное отношение к изучению математики; понимание и значение математики в жизни человека. регулятивные: учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами и самим собой. познавательные: учить ориентироваться в собственной системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию из различных источников. коммуникативные: учить работать в парах и группе. |
5. | Оценка содержания каждого этапа урока. | В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении деятельности обучающихся. На уроке была реализована система дидактических принципов: -принцип деятельности - ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности; - принцип наглядности (ленты, цветы, вазы); - принцип научности (дети оперировали научными понятиями); -принцип доступности (реализован в подборе материала); -принцип дифференциации (при д/з); -принцип связи обучения с жизнью; -принцип минимакса (обучающимся предложена возможность освоения содержания данной темы на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспеченность при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); -принцип психологической комфортности (на уроке не возникло стрессообразующих факторов, была создана доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Урок выдержан в соответствии со здоровьесберегающей технологией: смена видов деятельности, физкультминутка, упражнения для глаз. |
6. | Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность. | На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся: -индивидуальная; На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть первичные затруднения. |
- Найти значение выражений № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)
- 2. Решить задачу по данному условию:
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3. Составить и решить задачу на деление.
- Найти значение выражений № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)
- 2. Решить задачу по данному условию:
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3. Составить и решить задачу на деление.
- Найти значение выражений № 6 стр. 60(УЧЕБНИК)
- 2.Решить задачу по данному условию:
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3.Составить и решить задачу на деление.
- Найти значение выражений № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)
- 2.Решить задачу по данному условию:
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3.Составить и решить задачу на деление.
- Найти значение выражений № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)
- 2.Решить задачу по данному условию:
«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»
- 3.Составить и решить задачу на деление.
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....
Конспект урока математики в 3 классе на тему "Решение задач на деление с остатком"
Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Решение задач на деление с остаткомЦели урока: научить решать задачи на деление с остатком; закрепление умения деления с остаткомПланируемые результаты:•...
Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на деление с остатком"
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на деление с остатком". УМК "Школа России". Цель: продолжить формировать умение применять алгоритм деления с...
Урок математики 3 класс "Школа России" . Изученные приёмы умножения и деления. Решение задач.
Урок закрепления знаний....
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части...
Презентация к уроку математики для 2 класса по теме "Решение задач на деление "
Формировать умение учащихся решать задачи действием деления....
конспект уока по математике «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»
Тема урока: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)» Цель урока: разъяснить смысл действия деления в ходе ре...