урок математики во 2 классе "Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема урока: Конкретный смысл действия деления (решение задач          на деление на равные части).

Тип урока: урок « открытия» нового знания. 

Цели: сформировать понятие деления на равные части.

обучающие: формировать способности учащихся к новому способу действия, способствовать приобретению учащимися начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов, совершенствовать вычислительные навыки;

          развивающие: развивать практические умения, логическое      мышление, внимание, память, познавательную активность, творческое     воображение, глазомер, совершенствовать уровень развития математической речи, расширять словарный запас;

воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе в паре, группе, чувство взаимовыручки, товарищества, уверенность в своих способностях.

   

Планируемые результаты:

Познавательные:

- Учащиеся научатся: моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление на равные части.

Учащиеся получат возможность: применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Личностные: работать в паре, оценивать правильность высказываний товарища, обосновывать свой ответ.

Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, проговаривать последовательность действий; адекватно оценивать свои действия  в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы работы: практико–ориентированный, проблемный диалог, словесный, системно - деятельностный.

Педагогические технологии: личностно - ориентированное обучение, элементы технологии системно-деятельностного подхода, метод проблемного обучения, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: 

для учителя: компьютер  (презентация), ленточки, ножницы; цветы, вазы, конфеты, стиплер.  

для учащихся: цветы трёх видов, карточки жёлтого цвета, карточки с домашним заданием.

Ход урока:

I. Организационный момент. Энергезатор начала урока.

Цель:

1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания положительного настроя на успех.

-Поздороваемся с гостями.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Сегодня математика у нас.

               Должны мы хорошенько поработать,

Чтоб гости, посмотрев на нас,

Все удивились: «Что за класс!»

-Дети, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу!  Я надеюсь, что вы будете дружными, активными, внимательными  и будете помогать друг другу.  Подарите свою улыбку и мне, я надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.

II. Мотивация  учебной деятельности.

Звучит музыка «Песенка крокодила Гены» 

- О каком празднике поет крокодил Гена? (О дне рождения.)

- Как вы относитесь к этому празднику? Почему? (Дарят подарки.)

- Дорог не тот подарок, который куплен в магазине, а тот, который сделан своими руками.

- Мне очень нравятся такие замечательные картины. А вам они понравились?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из лент)   (Слайд 1-3) 

- Сегодня на урок математики я  принесла ленты, ножницы и линейку, но не для того, чтобы сделать подарки, как вы думаете, зачем они нам на уроке? (Делить ленту, измерять)

III. Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:

1) Определить содержательные рамки урока: арифметические действия

2)Согласовать тему и цели урока.

  • Создание проблемной ситуации.

- Лента в рулоне, а нас ведь много. Что нужно сделать, чтобы у каждого была лента? Правильно, разделить.

      - Как вы думаете, какая тема нашего урока математики?

Тема: «Деление»    (Слайд 4)

    - Какую цель вы ставите перед собой на урок? (Называют.)

-Мы научимся выполнять деление на равные части, ведь смысл деления: разделить - это найти число предметов в каждой из равных частей.

-А вам часто приходилось в жизни выполнять деление поровну? Приведите примеры.

 - Я на каждую парту кладу ленту. Как вы поступите, если лента одна на    двоих, а нужна каждому? Как вы сделаете, чтобы у вас получилось поровну?

Прежде чем разрезать ленту, нужно вспомнить правила работы с ножницами   (слайд5-7)

- Теперь у каждого есть лента.  А как проверить, одинаковые ли у вас ленты? (Измерение, наложение).

- Я предлагаю вам встать, повернуться друг к другу и наложить ленты.

- Молодцы, мы проверили, что ленты у всех одинаковые.

- Как узнать длину лент? (Измерить с помощью линейки).

- Линейка одна, что будем делать? (Измерить одну ленту, так как все ленты одинаковые.) (20 см)

- Ребята, вы можете сказать, какова была длина ленты сначала? (80 см).

-Как вы это узнали?

 (Записать сложение одинаковых слагаемых. (20+20+20+20=80 (см))

-Как записать данное действие умножением? (20х4=80(см))

-Предлагаю каждому разделить ленту на две равные части и измерить длину одной части. (Работают индивидуально.)

-Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

IV. Выявление причин затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) Выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения: записать решение задачи.

- Ребята, какие вы молодцы: справились с такой сложной задачей!

-Чему равна каждая часть ленты?

-Как записать наши действия на языке математики? (С помощью математического знака «деление».

- А кто может записать ее решение на доске? (На обычной доске).

(Ребенок записал – Какой арифметический знак ты использовал?  

 Ребенок не записал – В чем трудность?)

- Откройте тетради

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!

-Запишите число 18 марта, классная работа и решение задачи. (20:2= 10 (см) )

-Как можно прочитать эту запись? (20 разделить на 2 получится 10)

V. Физкультминутка.

-Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.

Методика «Четыре угла» и «Восьмёрка за рукой»

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1) Создать условия для фиксации изученного арифметического действия.

2)Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.

 - День рождения мы любим не только из-за подарков. На этот праздник к нам приходят гости, и мы накрываем красивый стол. На праздничном столе всегда стоят цветы.  (Слайд 8)

- Предлагаю и вам расставить цветы в вазы.

- Сколько цветов перед вами? (15)  

- Сколько ваз? (3)

- Сколько цветов поставим в одну вазу? Во вторую? В третью? (Варианты ответов путем подбора.)

- Соберем одинаковые букеты.

-Как нужно делить цветы?  (По 1 цветку.)

- Сколько надо взять цветов, чтобы поставить в каждую вазу по 1 цветку? (3) (Ученик берёт 3 цветка и ставит их в вазы.)

- Сколько цветов расставили? (3)

- Остались ещё цветы? (Да)

(Учитель выполняет на доске схематический рисунок)

      

                                                                                                                                                       

                                                                                   

                                                                                   

 

                   

- Что нужно сделать дальше?

- Ещё раз взять 3 цветка и расставить  по 1.

( Ученик расставляет цветы.)

- Сколько цветов было расставлено во второй раз? (3)

 ( Учитель дополняет рисунок)

                     

      

                                                                                                                                                       

                                                                                   

                     

         

-Остались ли ещё цветы? (Да)

- Что нужно сделать дальше?

 - Ещё раз взять 3 цветка и расставить  по 1.

( Ученик расставляет цветы.)

- Сколько цветов было расставлено в третий раз? (3)

( Учитель дополняет рисунок)

 

       

      

                                                                                                                                                       

                                                                                   

                                     

               

-Остались ли ещё цветы? (Да)

- Что нужно сделать дальше?

 - Ещё раз взять 3 цветка и расставить  по 1.

( Ученик расставляет цветы.)

- Сколько цветов было расставлено в четвёртый раз? (3)

-Остались ли ещё цветы?  (Да)

( Учитель дополняет рисунок)

                                 

                     

      

                                                                                                                                                       

                                                                                   

           

       

- Что нужно сделать дальше?

 - Ещё раз взять 3 цветка и расставить  по 1.

( Ученик расставляет цветы.)

- Сколько цветов было расставлено в пятый раз? (3)

-Остались ли ещё цветы? (Нет)

( Учитель дополняет рисунок)

( Учитель дополняет рисунок)

                                           

      

                                                                                                                                                       

                                                                                   

                                 

-  Сколько раз из 15 брали по 3 цветка? (5)

- Сколько цветков в каждой вазе?

- 5.

- Значит, в каждой вазе столько цветов, сколько раз по 3 содержится в 15. Каким действием будем решать  эту задачу?

- Делением.

- Запишите решение.

- 15 : 3 = 5 (ц.)

-Проверьте, так ли вы разделили ромашки? (Слайд 9)

2.Работа по учебнику. Чтение алгоритма деления на равные части стр.60.

- Прочитайте, как авторы учебника предлагают решать такие задачи.

- Почему эта задача решается делением?

- Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 6.

- Правильно ли мы рассуждали?

VII. Физкультминутка.

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
     Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
 Эта долька – для котят,
 Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
     Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда.

- Пришла пора накрывать на стол.

- Возьмите, пожалуйста, желтые карточки.

«На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?»

- Прочитайте задачу.

- Что известно?

- Что нужно узнать? Как записать решение задачи?

- Запишите решение в тетрадях. Не забудьте слово ответ.

Взаимопроверка (решение на доске)

- Возникали ли затруднения?

- В чем?

- Как с ними справиться?

VIII . Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

1. Задача №2.(стр.60.)

- Прочитайте задачу. Какие вопросы можно поставить к задаче? (        Сколько минут читал Коля книгу во вторник? Сколько минут Коля  читал книгу 2 дня? )

- Какие слова берём для краткой записи?

  В понедельник – 25 мин.

  Во вторник - ?, на 5 мин больше.           } ? мин.

  1. 25 +5 = 30 (мин) – читал во вторник.
  2. 25 +30 = 55 (мин) – читал 2 дня.

          Ответ: 30 минут, 55 минут.

IX. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

Цель

1) Проверить умение решать задачи на деление и записывать их

         Работа в паре.

 -Вам нужно разложить 6 конфет поровну и записать решение задачи в своих тетрадях.

Самопроверка. (На доске запись: 6:2=3(к.))

 X. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: решение задач на деление на равные части.

2) Обсудить и записать домашнее задание.

3)Оценить собственную деятельность на уроке.

- Какую цель вы ставили перед собой на урок? Достигли вы ее?

Дифференцированное домашнее задание:    

  • 1. Найти значение выражений №6 стр. 60.(Красный кружок)
  • 2.Решить задачу по данному условию:    (Жёлтый кружок)

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3.Составить и решить задачу на деление.  (Зелёный кружок)

-Желаю удачи.

             На слайде    (слайд10 )

-Выберите ленточку того цвета, с каким утверждением вы согласны.

  • Урок прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) понятие «деление», научился решать задачи на деление на равные части. (Зелёная )
  • Усвоил(а) понятие «деление», но затрудняюсь в решении задач на деление на равные части. (Жёлтая)
  • На уроке было трудно, научился писать арифметический знак деления, но не умею решать задачи на деление. (Красная)

Каждую  ленточку я превращу в мой подарок для вас. Для этого я прикреплю вам вот эти цветочки – « пятилистник» – оценка «5», « четырёхлистник» – «4». Эту ленточку вы можете использовать как закладки для книг.

-На день рождения товарища вы можете подарить вот такую закладку. (Слайд 11-12)

- Я вас благодарю за работу. Мне с вами было очень интересно и легко работать. (Слайд 13)

Эти ленточки вы можете использовать как закладки, а если захотите, можете превратить ее в подарок .             

                     (Слайд 13)

       УМК «Школа России».

       Тема урока: « Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»

       Учебник: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика, М.: Просвещение, 2012.

     

Вопросы для самоанализа

План самоанализа

1.

Краткая характеристика класса, особенности развития обучающихся.

Во 2 классе обучается 4 человека, соответствующие возрастной норме. Дети  имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Родители оказывают помощь в подготовке к урокам и внеурочной деятельности. Ребята собраны, на уроках активны, внимательны. Уровень обученности средний, каждый из них способен воспроизводить знания на новом уровне, в новой ситуации, но испытывают затруднения в практическом переносе знаний.

2.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Урок в структуре учебной программы по математике идёт после темы: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление  по содержанию», это первый урок в данной теме, на котором формируются первоначальные способы деления на равные части, совершенствуются предметные, метапредметные, личностные, коммуникативные УУД (универсальные учебные действия).

3.

Цели  и задачи урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Я ставила следующие цели и задачи:

предметные: разъяснить смысл действия деления; совершенствовать вычислительные навыки, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения;

воспитывать интерес к изучению предмета и  умение работать в парах, группе.

 метапредметные:

личностные: воспитывать положительное отношение к изучению математики; понимание и  значение математики в жизни человека.

регулятивные: учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами и самим собой.

познавательные: учить ориентироваться в собственной системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию из различных источников.

коммуникативные: учить работать в парах и группе.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении деятельности обучающихся. На уроке была реализована система дидактических принципов:

-принцип деятельности - ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности;

- принцип наглядности (ленты, цветы, вазы);

- принцип научности (дети оперировали научными понятиями);

-принцип  доступности (реализован в подборе материала);

-принцип дифференциации (при д/з);

-принцип связи обучения с жизнью;

-принцип минимакса (обучающимся предложена возможность освоения содержания данной темы  на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития) и обеспеченность при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

-принцип психологической комфортности (на уроке не возникло  стрессообразующих факторов, была создана  доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

 Урок выдержан в соответствии со здоровьесберегающей технологией: смена видов деятельности, физкультминутка, упражнения для глаз.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

  На уроке были использованы следующие формы и  методы обучения:

  • словесные (устное сообщение, диалог);
  • наглядные (презентация);
  • методы самоконтроля и взаимоконтроля;
  • практические (участие в делении ленты на равные части );
  • проблемно-поисковый метод (как разделить на равные части ленту)

 В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:

  -индивидуальная;
 -в парах; 
 - групповая.

  На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть первичные затруднения.
 В ходе работы ребята показали достаточный уровень усвоения материала, сформированность ключевых компетенций. Были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Цели урока были достигнуты, дидактические принципы реализованы.

  • Найти значение выражений  № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)

  • 2. Решить задачу по данному условию:

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3. Составить и решить задачу на деление.  

  • Найти значение выражений  № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)

  • 2. Решить задачу по данному условию:

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3. Составить и решить задачу на деление.  

  • Найти значение выражений  № 6 стр. 60(УЧЕБНИК)

  • 2.Решить задачу по данному условию:

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3.Составить и решить задачу на деление.  

  • Найти значение выражений  № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)

  • 2.Решить задачу по данному условию:

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3.Составить и решить задачу на деление.  

  • Найти значение выражений  № 6 стр. 60 (УЧЕБНИК)

  • 2.Решить задачу по данному условию:

«У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?»

  • 3.Составить и решить задачу на деление.  

   На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

  На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

   На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

   На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

   На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?

   На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Решение задач на деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Решение задач на деление с остаткомЦели урока: научить решать задачи на деление с остатком;  закрепление умения деления с остаткомПланируемые результаты:•...

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на деление с остатком"

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на деление с остатком". УМК "Школа России". Цель: продолжить формировать умение применять алгоритм деления с...

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части...

Презентация к уроку математики для 2 класса по теме "Решение задач на деление "

Формировать умение учащихся решать задачи действием деления....

конспект уока по математике «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»

Тема урока: «Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление на равные части)»  Цель урока:     разъяснить смысл действия деления в ходе ре...