Конспект урока по математике, 4 класс. Тема: Сравнение чисел.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект урока по математике, 4 класс. Тема: Сравнение чисел.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
Тема: Сравнение чисел
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: получение знаний о сравнении чисел
Деятельностная: первичное закрепление учащимися умений сравнивать числа
Задачи:
Дидактические:
- Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа.
- Находить неизвестный компонент арифметического действия.
- Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000).
- Использовать единицы величин при решении задач (время).
- Использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между временем.
- Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые).
Воспитательные:
- Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
- Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.
Развивающие:
- Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
- Приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
- Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
- Конструировать утверждения, проверять их истинность.
- Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
- Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
- Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает, записывает, сравнивает, упорядочивает многозначные числа.
- Находит неизвестный компонент арифметического действия.
- Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000).
- Использует единицы величин при решении задач (время).
- Использует при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между временем.
- Формулирует утверждение (вывод), строит логические рассуждения (двухтрехшаговые).
Личностные:
1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
2. Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознаёт личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.
Метапредметные:
Познавательные:
- Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
- Приобретает практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
- Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач.
Коммуникативные:
- Конструирует утверждения, проверяет их истинность.
- Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
- Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
- Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий.
- Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности.
- Находит ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
Оборудование: учебник, презентация, тест.
Образовательные ресурсы: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – С. 27 – (Школа России).
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Этический заряд
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднений.
4. Построение проекта выхода из затруднения
4.1. Формулировка темы урока.
4.2. Формулировка цели и задач урока.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
9.1. Подведение итогов.
9.2. Рефлексия.
9.3. Домашнее задание.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД | 1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня урок математики у вас проведу я. 1.2. Проверка готовности. - Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. - Я вижу, что вы готовы к уроку, а это значит, мы можем начинать. 1.3. Этический заряд. - За окном светит солнышко, поэтому предлагаю и вам подарить друг другу частичку тепла через рукопожатие и настроиться на активную работу на уроке. - Ребята, я желаю вам быть трудолюбивыми и целеустремлёнными в том, чтобы узнать что-то новое для себя. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Ребята, а для того, чтобы нам узнать что-то новое, нужно потренироваться в том, что вы уже умеете. - На доске написаны числа, которые необходимо разложить на разрядные слагаемые. Кто желает? (по поднятой руке) На доске с комментированием: (на ленту) 708 960 = (700 000 + 8000 + 900 + 60) 700 000 = (700 000 + 80) 980 719 = (900 000 + 80 000 + 700 + 10 + 9) - Ребята, а вы откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тоже выполняйте это задание. Если вы увидите, что товарищ допускает ошибку – поднимайте руку. - Итак, ребята, вы справились. Молодцы. - Следующее задание будет похоже на предыдущее, но теперь вам нужно будет вычислить чему равно значение выражения. (Устно. В тетрадь не записывать) На доске: (на ленту) 60 000 + 5000 + 700 + 8 = (65708) 400 000 + 200 + 6 = (400 206) 100 000 + 40 000 + 2000 + 7 = (142 007) - Молодцы, ребята. - А теперь я предлагаю вам сосчитать: (на слайд) От 467 до 482 От 789 до 800 От 901 до 888 - Хорошо. - Назовите, пожалуйста, соседей числа: 469 (468, 470); 761 (760, 762); 890 (889, 891); 999 (998, 1000). (НА СЛАЙДЕ) - Прочитайте, пожалуйста, числа, представленные на слайде: 765 451, 9005, 60 060, 303 300. - Хорошо. Что показывают нули в каждом из чисел? (отсутствующий числовой разряд) - Какая цифра стоит в разряде десятков в каждом числе? (5; 0; 6; 0). - В разряде единиц тысяч? (5; 9; 0; 3) - В разряде сотен тысяч? (7; -; -; 3) - Молодцы, ребята. - Теперь, выберите одно из 4-х чисел, представленных на слайде, и разложите его на разрядные слагаемые. На выполнение задания у вас полторы минуты. - Поднимите руку, если вы справились. - Ребята, которые не успели, пожалуйста, включайтесь в урок и старайтесь работать активнее. - Сравните свою работу с эталоном на слайде. - Поднимите руку, кто справился без ошибок. - Молодцы. - Кто допустил ошибки, что вам нужно повторить? (алгоритм разложения чисел на разрядные слагаемые). | Выполняют задания учителя. | Ф | |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. - Что вы видите? (Числа 6 и 9) - Что мы можем с ними сделать? (предлагают свои варианты) - Вы, конечно, правы, но я предлагаю вам сравнить эти числа. (Какое из них больше, а какое меньше). - Кто желает нам прокомментировать свой вариант рассуждения? (6 меньше 9, потому что 6 стоит в числовом ряду левее, чем 9. Чем левее число расположено в натуральном ряду, тем оно меньше. 9 больше 6, потому что 9 стоит правее числа 6. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно и больше). - Хорошо, сравните следующую пару чисел: 106 и 16. (16 стоит левее число 106, значит 16 меньше 106). - Ребята, а если бы здесь были какие-то два других числа, но одно из них – двузначное, а второе – трёхзначное, какой вывод при их сравнении вы бы сделали? (Двузначное число будет всегда меньше трёхзначного). - Молодцы. - С каждой парой чисел задание сложнее, но я думаю, что вы справитесь. - Сравните числа: 546 и 564. - С чего вы будете начинать своё сравнение? (Перед нами числа трёхзначные. Начинаем сравнивать с сотен. Сотен поровну. Сравниваем десятки: 4 и 6. 4 меньше 6, значит 546 меньше 564). - Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод, какие способы сравнения вы знаете? (Чем больше цифр в записи числа, тем оно больше. Чем правее число стоит в натуральном ряду, тем оно больше. Если в записи одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда). – повесить на доску. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Ребята, подумайте, какова же тема сегодняшнего урока? (Сравнение чисел). - Какую цель мы можем поставить перед собой? (Научиться сравнивать многозначные числа) - Какие шаги по достижению цели вы можете предложить? - Ребята, подумайте, а для чего нужно уметь сравнивать числа? Где эти знания вам могут пригодиться в жизни? (Для ответа на вопросы о возрасте. Например, чтобы определить, кто из людей старше. Для сравнения величин. Например, длин отрезков. При совершении покупок. Покупатель сравнивает количество денег, которое у него имеется, с ценой товара, чтобы сделать вывод о том, может ли он себе позволить такую покупку или нет). | Формулируют тему, цель, задачи урока. Планируют деятельность. | Ф | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Ребята, таким образом вы сами спланировали свою деятельность. Приступим же к работе. - Какой способ нужно применить, чтобы сравнить числа: 765 451 и 303 300 (Чем правее число стоит в натуральном ряду, тем оно больше) 765 451 и 756 451 (Если в записи одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда). - Хорошо. - Ребята, мы с сами в течение урока самостоятельно вывели несколько способов того, как сравнивать числа, давайте же теперь обратимся к нашему научному источнику – учебнику и узнаем истинность наших вычислений. - Откройте учебники на 27-й странице и прочитайте текст рядом с красной чертой. - Какой вывод мы можете сделать? (Поднимите руку, если наши рассуждения были верны). - Что же мы можем сделать, чтобы закрепить эти знания? (отработать их на практике, т.е. выполнить задания) - Вы правы, поэтому предлагаю выполнить задание № 121 (меньше, меньше, больше) - Что нужно сделать в этом задании? (Сравнить числа) - Кто желает выполнить это задание с комментированием у доски? - Начинаем с первой пары чисел. - Как ты будешь рассуждать? (В числе одинаковое количество цифр, поэтому начинаю сравнения с самого большого разряда – десятки тысяч. Их поровну, как и тысяч, и сотен. Сравниваем десятки: 7 и 9. 7 меньше 9, поэтому 94 875 меньше 94 895) (по аналогии 2 и 3-й) - Хорошо. Ребята, поднимите руку, кто не согласен. (Почему?) ФИЗМИНУТКА - Следующие несколько номеров мы решим устно. - Обратите внимание на 122-й номер. - …, прочитай, пожалуйста, задание. - Ребята. Что происходит с цифрой 5? (Она меняет место в записи числа, значит и разряд: в числе 5 она обозначает количество единиц, 50 – десятков, 500 – сотен и тд). - Отлично. - Переходим к следующему номер, который уже на вашу внимательность. - …, прочитай задание. - Ребята, какой вариант записи вы считаете правильным? (Почему другие варианты не подходят?) (Правильный вариант – третий). - Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями. | Работа по учебнику. Отвечают на вопросы учителя. | Ф | |
6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Запишите в свои тетради №124. - …, прочитай, пожалуйста, задание. - Что требуется сделать в задании? (установить порядок выхода тракторов с конвейера) - Как вы будете это делать? (мы будем сравнивать числа между собой) - Да, вы правы. - В свои тетради напишите слово «ответ». - Поднимите руку кто готов. - А теперь мы с вами устно сравним эти числа. - Кто желает сравнить первую пару? (Сравниваем все числа между собой). - Ребята, пожалуйста, сейчас слушайте очень внимательно. - Где вы написали «ответ», запишите заводские номера тракторов, через точку с запятой, в том порядке, как они сходили с конвейера (т.е. от меньшего к большему). (Т.е. первым числом будет какое – самое маленькое). - Поднимите руку кто не понял. - Ребята, даю вам минуту на выполнение. - Кто готов – руку на локоток. - Сравните, пожалуйста, свою запись с эталоном на слайде. - Поднимите руку, кто не допустил ошибок. - Ребята, которые допустили ошибки, над чем вам стоит поработать, чтобы предотвратить их? - Да, вы правы. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои парты и подумайте, что же мы будем сейчас делать? - Да, на ваших партах лежат карточки с заданиями. - Положите, пожалуйста, их перед собой. - Ознакомьтесь с заданиями и приступайте к их выполнению. Ребята, это самостоятельная работа, если у вас возникают трудности – поднимите руку и я подойду к вам. - На эту работу у вас 5 минут. Задание 1. Сравни числа. 23 78 331 333 45 100 Задание 2. Вычисли. 740 – (240+60) = (840 – 40) : 8 = Задание 3. Ученики записали число тридцать одна тысяча восемьсот один так: 3181, 31801, 318001. Найди верную запись. Ответ: _____ - Ребята, кто готов – руку на локоток. - Ребята, пожалуйста, сравните свои работы с эталоном, представленным на слайде. - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Ребята, допустившие ошибки, над чем вам стоит поработать? | Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном. | И Ф | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных раннее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | - Ребята, сейчас урок математики, а чего же мы с вами ещё не делали? (не решали задачи). - Да, вы правы, обратите внимание на задачу № 126. - …, прочитай, пожалуйста, её. - Ребята, какие данные нам известны? (время работы ученика и рабочего, количество выточенных деталей за это время). - Что нам нужно найти? (на сколько больше деталей вытачивает за 1 ч рабочий, чем его ученик) - Ребята, что нам с вами поможет в решении этой задачи? (таблица). - Итак, ребята, шаблон таблицы у нас с вами уже есть, но чего же не хватает? (данных) - Предлагаю внести недостающие данные. (По времени, если нет, то только решение) - Ребята, что мы можем найти, зная количество выточенных деталей и время работы? (можем найти сколько деталей вытачивают рабочий и ученик за 1 ч) - А как же нам найти разницу в выточенных за 1 ч деталях? (вычесть из деталей работника детали ученика). - Хорошо. На откидной доске задачу решать будет … - Остальные ребята – работаете самостоятельно. О своей готовности сигнализируйте поднятой рукой. - Итак, сравните полученные вами ответы с доской. - Поднимите руку, у кого также? - Кто допустил ошибки и в чём? | Решают задачу. | И Ф | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ | 9.1. Подведение итогов. - Ребята, наш урок подходит к концу, вы отлично поработали. - Какова была тема урока? - Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Чему научились? - Какие трудности вы испытывали? 9.2. Рефлексия. - Ребята, поднимите руку, если довольны своей работой на уроке. Продолжите одну из фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … - Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу. 9.3. Домашнее задание. - Обратите, пожалуйста, внимание на слайд – это ваше домашнее задание… ЗАДАНИЕ: | Отвечают на вопросы учителя. | Ф |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От 467 до 482 Сосчитай:
От 789 до 800 Сосчитай:
От 901 до 888 Сосчитай:
469 Назови соседей числа:
469 , Назови соседей числа: 468, 470
761 Назови соседей числа:
761 , Назови соседей числа: 760, 762
890 Назови соседей числа:
890 , Назови соседей числа: 889, 891
999 Назови соседей числа:
999 , Назови соседей числа: 998, 1000
Проверь себя 765 451, 9005, 60 060, 303 300
Проверь себя 765 451=700 000 + 60 000 + 4000+ 50 + 1 9005 = 9000 + 5 60 060 = 60 000 + 60 303 300 = 300 000 + 3000 + 300
765 451 и 303 300
765 451 и 756 451
Проверь себя Ответ: 249 999, 250 000, 250 001.
Продолжите одну из фраз: Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике на тему: "Прибавление чисел 6,7,8,9" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Прибавление чисел 6,7,8,9" 1 класс...
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...
Конспект урока по математике на тему: "Образование чисел из 1 десятка и нескольких единиц" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Образование чисел из 1 десятка и нескольких единиц" 1 класс...
Конспект урока по математике на тему "СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА" (1 класс, "Школа России", ФГОС)
Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....
Конспект урока по математике по теме : " Сравнение дробей."
Формирование умения выполнять сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями по схеме - опоре....
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"
Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"...
Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс
Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс...
- Мне нравится (2)