Конспект урока по математике, 4 класс. Тема: Сравнение чисел.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Приставко Мария Владимировна

Конспект урока по математике, 4 класс. Тема: Сравнение чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Тема: Сравнение чисел

Тип урока: ОНЗ 

Цели:

Содержательная: получение знаний о сравнении чисел

Деятельностная: первичное закрепление учащимися умений сравнивать числа

Задачи:

Дидактические:

  1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа.
  2. Находить неизвестный компонент арифметического действия.
  3. Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000).
  4. Использовать единицы величин при решении задач (время).
  5. Использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между временем.
  6. Формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрехшаговые).

Воспитательные:

  1. Осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
  2. Применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат.

Развивающие:

  1. Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
  2. Приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
  3. Понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
  4. Конструировать утверждения, проверять их истинность.
  5. Комментировать процесс вычисления, построения, решения.
  6. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.
  7. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
  8. Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.
  9. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.
  10. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Читает, записывает, сравнивает, упорядочивает многозначные числа.
  2. Находит неизвестный компонент арифметического действия.
  3. Выполняет арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000).
  4. Использует единицы величин при решении задач (время).
  5. Использует при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между временем.
  6. Формулирует утверждение (вывод), строит логические рассуждения (двухтрехшаговые).

Личностные:

1. Осознаёт необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

2. Применяет правила совместной деятельности со сверстниками, проявляет способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознаёт личную ответственность и объективно оценивает свой вклад в общий результат.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Применяет базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.
  2. Приобретает практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач.
  3. Понимает и адекватно использует математическую терминологию: различает, характеризует, использует для решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

  1. Конструирует утверждения, проверяет их истинность.
  2. Комментирует процесс вычисления, построения, решения.
  3. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии.

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
  2. Планирует этапы предстоящей работы, определяет последовательность учебных действий.
  3. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности.
  4. Находит ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

Оборудование: учебник, презентация, тест.

Образовательные ресурсы: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 13-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – С. 27 – (Школа России).

 План урока:

 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3. Этический заряд

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднений.

4. Построение проекта выхода из затруднения

4.1. Формулировка темы урока.

4.2. Формулировка цели и задач урока.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

9.1. Подведение итогов.

9.2. Рефлексия.

9.3. Домашнее задание.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения УД

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2. Проверка готовности.

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь и пенал.

- Я вижу, что вы готовы к уроку, а это значит, мы можем начинать.

1.3. Этический заряд.

- За окном светит солнышко, поэтому предлагаю и вам подарить друг другу частичку тепла через рукопожатие и настроиться на активную работу на уроке.

- Ребята, я желаю вам быть трудолюбивыми и целеустремлёнными в том, чтобы узнать что-то новое для себя.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, а для того, чтобы нам узнать что-то новое, нужно потренироваться в том, что вы уже умеете.

- На доске написаны числа, которые необходимо разложить на разрядные слагаемые. Кто желает? (по поднятой руке)

На доске с комментированием: (на ленту)

708 960 = (700 000 + 8000 + 900 + 60)

700 000 = (700 000 + 80)

980 719 = (900 000 + 80 000 + 700 + 10 + 9)

- Ребята, а вы откройте свои тетради, запишите число, классная работа и тоже выполняйте это задание. Если вы увидите, что товарищ допускает ошибку – поднимайте руку.

- Итак, ребята, вы справились. Молодцы.

- Следующее задание будет похоже на предыдущее, но теперь вам нужно будет вычислить чему равно значение выражения. (Устно. В тетрадь не записывать)

На доске: (на ленту)

60 000 + 5000 + 700 + 8 = (65708)

400 000 + 200 + 6 = (400 206)

100 000 + 40 000 + 2000 + 7 = (142 007)

- Молодцы, ребята.

- А теперь я предлагаю вам сосчитать: (на слайд)

От 467 до 482

От 789 до 800

От 901 до 888

- Хорошо.

- Назовите, пожалуйста, соседей числа: 469 (468, 470); 761 (760, 762); 890 (889, 891); 999 (998, 1000). (НА СЛАЙДЕ)

- Прочитайте, пожалуйста, числа, представленные на слайде:

765 451, 9005, 60 060, 303 300.

- Хорошо. Что показывают нули в каждом из чисел? (отсутствующий числовой разряд)

- Какая цифра стоит в разряде десятков в каждом числе? (5; 0; 6; 0).

- В разряде единиц тысяч? (5; 9; 0; 3)

- В разряде сотен тысяч? (7; -; -; 3)

- Молодцы, ребята.

- Теперь, выберите одно из 4-х чисел, представленных на слайде, и разложите его на разрядные слагаемые. На выполнение задания у вас полторы минуты.

- Поднимите руку, если вы справились.

- Ребята, которые не успели, пожалуйста, включайтесь в урок и старайтесь работать активнее.

- Сравните свою работу с эталоном на слайде.

- Поднимите руку, кто справился без ошибок.

- Молодцы.

- Кто допустил ошибки, что вам нужно повторить? (алгоритм разложения чисел на разрядные слагаемые).

Выполняют задания учителя.

Ф

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

- Что вы видите? (Числа 6 и 9)

- Что мы можем с ними сделать? (предлагают свои варианты)

- Вы, конечно, правы, но я предлагаю вам сравнить эти числа. (Какое из них больше, а какое меньше).

- Кто желает нам прокомментировать свой вариант рассуждения?

(6 меньше 9, потому что 6 стоит в числовом ряду левее, чем 9. Чем левее число расположено в натуральном ряду, тем оно меньше. 9 больше 6, потому что 9 стоит правее числа 6. Чем правее стоит число в натуральном ряду, тем оно и больше).

- Хорошо, сравните следующую пару чисел: 106 и 16.

(16 стоит левее число 106, значит 16 меньше 106).

- Ребята, а если бы здесь были какие-то два других числа, но одно из них – двузначное, а второе – трёхзначное, какой вывод при их сравнении вы бы сделали? (Двузначное число будет всегда меньше трёхзначного).

- Молодцы.

- С каждой парой чисел задание сложнее, но я думаю, что вы справитесь.

- Сравните числа: 546 и 564.

- С чего вы будете начинать своё сравнение? (Перед нами числа трёхзначные. Начинаем сравнивать с сотен. Сотен поровну. Сравниваем десятки: 4 и 6. 4 меньше 6, значит 546 меньше 564).

- Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод, какие способы сравнения вы знаете?

(Чем больше цифр в записи числа, тем оно больше. Чем правее число стоит в натуральном ряду, тем оно больше. Если в записи одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда). – повесить на доску.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Ребята, подумайте, какова же тема сегодняшнего урока? (Сравнение чисел).

- Какую цель мы можем поставить перед собой? (Научиться сравнивать многозначные числа)

- Какие шаги по достижению цели вы можете предложить?

- Ребята, подумайте, а для чего нужно уметь сравнивать числа? Где эти знания вам могут пригодиться в жизни?

(Для ответа на вопросы о возрасте. Например, чтобы определить, кто из людей старше.

Для сравнения величин. Например, длин отрезков.

При совершении покупок. Покупатель сравнивает количество денег, которое у него имеется, с ценой товара, чтобы сделать вывод о том, может ли он себе позволить такую покупку или нет).

Формулируют тему, цель, задачи урока.

Планируют деятельность.

Ф

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Ребята, таким образом вы сами спланировали свою деятельность. Приступим же к работе.

- Какой способ нужно применить, чтобы сравнить числа:

765 451 и 303 300 (Чем правее число стоит в натуральном ряду, тем оно больше)

765 451 и 756 451 (Если в записи одинаковое количество цифр, сравнивать начинаем с большего разряда).

- Хорошо.

- Ребята, мы с сами в течение урока самостоятельно вывели несколько способов того, как сравнивать числа, давайте же теперь обратимся к нашему научному источнику – учебнику и узнаем истинность наших вычислений.

- Откройте учебники на 27-й странице и прочитайте текст рядом с красной чертой.

- Какой вывод мы можете сделать? (Поднимите руку, если наши рассуждения были верны).

- Что же мы можем сделать, чтобы закрепить эти знания? (отработать их на практике, т.е. выполнить задания)

- Вы правы, поэтому предлагаю выполнить задание № 121

(меньше, меньше, больше)

- Что нужно сделать в этом задании? (Сравнить числа)

- Кто желает выполнить это задание с комментированием у доски?
- Ребята, а вы запишите номер задание и приступайте к выполнению.

- Начинаем с первой пары чисел.

- Как ты будешь рассуждать? (В числе одинаковое количество цифр, поэтому начинаю сравнения с самого большого разряда – десятки тысяч. Их поровну, как и тысяч, и сотен. Сравниваем десятки: 7 и 9. 7 меньше 9, поэтому 94 875 меньше 94 895) (по аналогии 2 и 3-й)

- Хорошо. Ребята, поднимите руку, кто не согласен. (Почему?)

ФИЗМИНУТКА

- Следующие несколько номеров мы решим устно.

- Обратите внимание на 122-й номер.

- …, прочитай, пожалуйста, задание.

- Ребята. Что происходит с цифрой 5? (Она меняет место в записи числа, значит и разряд: в числе 5 она обозначает количество единиц, 50 – десятков, 500 – сотен и тд).

- Отлично.

- Переходим к следующему номер, который уже на вашу внимательность.

- …, прочитай задание.

- Ребята, какой вариант записи вы считаете правильным? (Почему другие варианты не подходят?) (Правильный вариант – третий).

- Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями.

Работа по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

6. Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Запишите в свои тетради №124.

- …, прочитай, пожалуйста, задание.

- Что требуется сделать в задании? (установить порядок выхода тракторов с конвейера)

- Как вы будете это делать? (мы будем сравнивать числа между собой)

- Да, вы правы.

- В свои тетради напишите слово «ответ».

- Поднимите руку кто готов.

- А теперь мы с вами устно сравним эти числа.

- Кто желает сравнить первую пару?

(Сравниваем все числа между собой).

- Ребята, пожалуйста, сейчас слушайте очень внимательно.

- Где вы написали «ответ», запишите заводские номера тракторов, через точку с запятой, в том порядке, как они сходили с конвейера (т.е. от меньшего к большему). (Т.е. первым числом будет какое – самое маленькое).

- Поднимите руку кто не понял.

- Ребята, даю вам минуту на выполнение.

- Кто готов – руку на локоток.

- Сравните, пожалуйста, свою запись с эталоном на слайде.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

- Ребята, которые допустили ошибки, над чем вам стоит поработать, чтобы предотвратить их?

- Да, вы правы.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача:

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная или индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на свои парты и подумайте, что же мы будем сейчас делать?

- Да, на ваших партах лежат карточки с заданиями.

- Положите, пожалуйста, их перед собой.

- Ознакомьтесь с заданиями и приступайте к их выполнению. Ребята, это самостоятельная работа, если у вас возникают трудности – поднимите руку и я подойду к вам.

- На эту работу у вас 5 минут.

Задание 1.

Сравни числа.

23    78

331    333

45     100

Задание 2.

Вычисли.

740 – (240+60) =

(840 – 40) : 8 =

Задание 3.

Ученики записали число тридцать одна тысяча восемьсот один так: 3181, 31801, 318001. Найди верную запись.

Ответ: _____

- Ребята, кто готов – руку на локоток.

- Ребята, пожалуйста, сравните свои работы с эталоном, представленным на слайде.

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- Ребята, допустившие ошибки, над чем вам стоит поработать?

Выполняют самостоятельную работу, сравнивают с эталоном.

И

Ф

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных раннее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

- Ребята, сейчас урок математики, а чего же мы с вами ещё не делали? (не решали задачи).

- Да, вы правы, обратите внимание на задачу № 126.

- …, прочитай, пожалуйста, её.

- Ребята, какие данные нам известны? (время работы ученика и рабочего, количество выточенных деталей за это время).

- Что нам нужно найти? (на сколько больше деталей вытачивает за 1 ч рабочий, чем его ученик)

- Ребята, что нам с вами поможет в решении этой задачи? (таблица).

- Итак, ребята, шаблон таблицы у нас с вами уже есть, но чего же не хватает? (данных)

- Предлагаю внести недостающие данные. (По времени, если нет, то только решение)

- Ребята, что мы можем найти, зная количество выточенных деталей и время работы? (можем найти сколько деталей вытачивают рабочий и ученик за 1 ч)

- А как же нам найти разницу в выточенных за 1 ч деталях? (вычесть из деталей работника детали ученика).

- Хорошо. На откидной доске задачу решать будет …

- Остальные ребята – работаете самостоятельно. О своей готовности сигнализируйте поднятой рукой.

- Итак, сравните полученные вами ответы с доской.

- Поднимите руку, у кого также?

- Кто допустил ошибки и в чём?

Решают задачу.

И

Ф

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ

9.1. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подходит к концу, вы отлично поработали.

- Какова была тема урока?

- Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Чему научились?

- Какие трудности вы испытывали?

9.2. Рефлексия.

- Ребята, поднимите руку, если довольны своей работой на уроке.

Продолжите одну из фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

 - Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу.

9.3. Домашнее задание.

- Обратите, пожалуйста, внимание на слайд – это ваше домашнее задание…

ЗАДАНИЕ:

Отвечают на вопросы учителя.

Ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

От 467 до 482 Сосчитай:

Слайд 3

От 789 до 800 Сосчитай:

Слайд 4

От 901 до 888 Сосчитай:

Слайд 6

469 Назови соседей числа:

Слайд 7

469 , Назови соседей числа: 468, 470

Слайд 8

761 Назови соседей числа:

Слайд 9

761 , Назови соседей числа: 760, 762

Слайд 10

890 Назови соседей числа:

Слайд 11

890 , Назови соседей числа: 889, 891

Слайд 12

999 Назови соседей числа:

Слайд 13

999 , Назови соседей числа: 998, 1000

Слайд 15

Проверь себя 765 451, 9005, 60 060, 303 300

Слайд 16

Проверь себя 765 451=700 000 + 60 000 + 4000+ 50 + 1 9005 = 9000 + 5 60 060 = 60 000 + 60 303 300 = 300 000 + 3000 + 300

Слайд 18

765 451 и 303 300

Слайд 19

765 451 и 756 451

Слайд 21

Проверь себя Ответ: 249 999, 250 000, 250 001.

Слайд 22

Продолжите одну из фраз: Сегодня на уроке я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему: "Прибавление чисел 6,7,8,9" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Прибавление чисел 6,7,8,9" 1 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Образование чисел из 1 десятка и нескольких единиц" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Образование чисел из 1 десятка и нескольких единиц" 1 класс...

Конспект урока по математике на тему "СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока по математике по теме : " Сравнение дробей."

Формирование умения выполнять сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями по схеме - опоре....

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"...

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс...