Конспект урока по математике по теме : " Сравнение дробей."
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Мандрикова Надежда Владимировна

Формирование умения выполнять сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями по схеме - опоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_sravnenie_drobey_4_kl.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сравнение дробей (урок введения нового знания)

Цели:  1.  Ознакомиться  с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

             2. Закреплять понятие дроби.

             3. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа и числа по его части.

             4.  Продолжать учиться решать уравнения, закреплять навыки счёта.

             5. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. 

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.  Этап актуализации знаний и постановка проблемы.

1. Организационный момент

     Сегодня урок необычный у нас.

            Готов к нему, вижу,

                Каждый из вас.

             Настрой и уверенность,

               Что ж, так держать.

         За парты садитесь,

              Пора начинать.

- Сегодня у нас необычный урок.

- Скажите, что вы видите на доске? (Маски).

 - Для чего они нужны?

- Когда их можно использовать? (на карнавале, в театре)

- А на этом рисунке что изображено? (театральные маски)

- Сегодня наш урок будет связан с театром.

-   Говорят, что театр начинается с вешалки. А урок математики начинается с математической разминки.

- Перед вами лежат листочки.

1) Упражнение «Цепочка» (работа в парах)

 а) ( Приложение к уроку на листочках)

б) Придумайте числовые выражения, значения которых равны 25.

в) Назовите 4 числа, начиная с 25, так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего в 2 раза.

                25,     50,     100,     200,     400,   800

 в) Какие числа полученного ряда можно представить в виде произведения двух одинаковых множителей?

                 25,    100,      200

2. Актуализация знаний.

Работа в парах.

1.  Задание  № 1, с. 28.

 Цель работы:

– повторить (проговорить), что такое дробь;

– проговорить только что усвоенный алгоритм поиска части от числа.

Последовательность работы:

– прочитать про себя текст задания;

– вспомнить и применить правило поиска части от числа.

Самостоятельная работа в парах.

– Обсудить и выполнить задание, обозначенное .

– Подготовить  объяснение сравнения таких дробей  для класса.

2. Сравните:

750312  и  99999                                             1/7  и 1/12

48560096 и  48057096                                     1%  и  1/45

- Как сравнить два натуральных числа с равным количеством знаков в записи, с одинаковым количеством знаков?

- Как сравнить две доли?

Познавательные УУД

Развиваем умения:          

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

II.  Подведение

к открытию нового знания.

   

                   3) Прочитайте дроби: 1/5,  2/5,  3/5,   4/5

- Что интересного вы заметили? (знаменатели дробей не изменяются, а числители увеличиваются на 1)
(Учитель открывает на доске заготовку числового луча):

- Отметьте данные дроби на числовом луче:

- Назовите самую маленькую из данных дробей, самую большую.

- В каком порядке расположены дроби? (в порядке возрастания)

4) Сравните дроби. Сделайте вывод (запись в тетрадь)

      2/5    4/5;     3/5   3/10;    41/85   9/85;     5/38   5/64.

- Что интересного в этих дробях?

 (У них одинаковые либо числители, либо знаменатели)

- Удобно ли их сравнивать, используя числовой луч? (нет)  

_ Значит, какую цель мы должны перед собой поставить?

(Построить правила сравнения дробей без числового луча)

- Каким способом вы предлагаете построить правила?

(Сначала посмотреть для маленьких чисел, а потом распространить на общий случай)

 Цель работы:

– создание проблемной ситуации. 

– Продумайте и предложите свои способы, обосновывая свою точку зрения, выслушивая и в случае необходимости аргументированно опровергая чужую.

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

«Сравнение дробей»

Этап открытия нового знания.

- Возьмём первую пару дробей. Что у них одинаковое?(знаменатели)

- Верно, то есть взяты одинаковые доли. Какие? (Пятые)

- А что показывает числитель этих дробей? (Сколько таких долей)

- Что вы наблюдаете на числовом луче? Почему?

(Дробь 2/5 левее, чем 4/5, так как в ней меньше пятых долей)

- А теперь каждый возьмите в руки ваши модели круга, разбитые на 5 долей. Заштрихуйте ( синим цветом 2/5доли, а красным 4/5)

  ( Приложение к уроку на листочках)

Регулятивные УУД

Развиваем умения:          

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

III. Формулирование нового знания.

4  5  4 

Сделайте вывод! Работа в парах.

 Вывод сравниваем с текстом  учебника стр.28.

Работа в парах.

Задание  № 2, с. 28.(устно)

Основные предметные цели работы:

– сформулировать новое правило.

Работа с текстом в оранжевой рамке.

Цель работы:

 сформулировать новое правило.

Последовательность работы:

– читаем и обсуждаем текст по частям;

– формулируем новое правило.

– Каким правилом теперь вы будете пользоваться при сравнении дробей с одинаковыми знаменателями?

Фронтальная работа.

Работа с учебником.

Последовательность работы:

– читаем текст «про себя»;

– выдвигаем предположения, обосновывая свою точку зрения, выслушивая и в случае необходимости аргументировано  опровергая

чужую.

АНТРАКТ.(физкультурная минутка)Повторяем движения за мальчиком с видеоклипа.

Продолжение работы по теме урока.

- Попробуем получить вывод для дробей 3/10  и 3/5.

( Учащиеся отмечают данные дроби на луче и на круге и делают вывод:

 Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.

  Работаем с алгоритмом сравнения дробей на листочках.

( Приложение к уроку)

3. составлять план решения отдельной учебной задачи;

4. работая по плану, сверять

свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

IV. Первичное

закрепление.

6  2  4  5

Цель работы:

1)учиться применять новое правило.

2) алгоритм сравнения дробей.

Парно-групповая работа.

1. Задача  № 3, с. 28.

Последовательность работы:

– чтение текста задачи;

–  обсуждение вспомогательной модели и  плана решения задачи;

–  обсуждение в парах и представление решения задачи.

Антракт. Артистическая пауза.

- Наши артисты прочтут небольшое стихотворение о музах ( покровительницах искусства, музыки, поэзии).

- Где обитали музы?

- На здании какого театра в Петербурге можно увидеть скульптурное изображение Аполлона и четырёх муз? (Александринский).

Работа с заданием, обозначенным 

Самостоятельная работа в парах.

2. Задание  № 4, с. 29.

3. Решим задачи, которые подходят к теме нашего урока.

     1)В нашем городе около 60 театров. Мы посетили 1/12часть из них. В скольких театрах мы ещё не были?

- 2) Полина учит роль для Новогоднего спектакля в нашем школьном театре. Она уже выучила 80 слов, что составило 1% от всей роли. Сколько всего слов нужно выучить Полине?

3. Оценивание основных результатов работы на уроке.

Цель работы – проговорить:

– чему учились;

– необходимость дальнейшей работы.

Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

–  Какова цель задания?

– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Какого уровня сложности было задание?

– Оцените свою работу.

– Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

3  5  5 

Парно-групповая работа.

4. Задача № 5, с. 29.

Читаем и обсуждаем текст задачи б):

–  обсуждаем вспомогательную модель и  план решения задачи.

(1. 6 : 3 ∙ 4= 8 (руб.) – прежняя цена;

2. (8 – 6) ∙ 21= 42 (руб.))

Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:          

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить

вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,

отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V.  Повторение и закрепление изученного.

3  4

Фронтальная работа.

Задание № 6, с. 29.

– Сравните уравнения  и объясните через взаимосвязь компонент и результатов действий, какое уравнение имеет наименьший корень. Оценка и самооценка деятельности (при необходимости).

VI.  Итог урока.

- Что нового сегодня узнали? ( Как сравнивать дроби).

- К какому выводу пришли? ( См. алгоритм).

- Чему ещё учились? (Учились ставить цели работы, планировать свою работу, работать в соответствии с заданным планом, оценивать результат своей работы.)

– Всё ли получалось?

– Над чем ещё надо поработать?

VII. Домашнее задание.

:1) Выучить алгоритм сравнения дробей;

 2) № 6, с. 29 (любое уравнение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 4 класс "Сравнение дробей"

Цель: организовать сравнение дробей с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.Задачи: создать условия для открытия обучающимися знаний о сравнении дробей с одинаковыми числителями и одинак...

Конспект урока по математике по теме «Дробь и её компоненты» 4 класс

Конспект урока по математике по теме "Дробь и её компоненты"  составлен по требованиям ФГОС. В процессе урока у детей формируются представления о дробях,о принципе записи их, чтения, сравнения. В...

Презентация к уроку математики по теме "Сравнение дробей",

Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса. Она знакомит учащихся со сравнением дробей с одинаковыми числителями и содинковыми знаменателями. Урок построен в режиме деятельностного метода ...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение именованных чисел" 1 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение трёхзначных чисел"...

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс

Конспект урока по математике по теме "Сравнение трёхзначных чисел", 3 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Сравнение многозначных чисел", 4 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование навыка называть разряды счетных единиц, учить сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование  устных и письменных вычислительных н...