Конспект по математике, 1 класс. Тема: Вычитание вида 8- ,9- .
план-конспект урока по математике (1 класс)
Конспект по математике, 1 класс. Тема: Вычитание вида 8- ,9- .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike_1_klaass_tema_vychitanie_vida_8-_9-_.docx | 247.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Математика
Класс: 1
Образовательная система: Школа России
Тема: Вычитание вида 8- ,9-
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: знакомство с новыми приемами вычитания, основанные на знании состава чисел 8, 9.
Деятельностная: совершенствование умений вычитать различные числа из чисел 8 и 9.
Задачи:
Дидактические:
- Читать, записывать, упорядочивать числа от 0 до 20.
- Пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта.
- Выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток.
- Называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность).
- Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос).
- Распознавать геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник.
- Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов.
Развивающие:
- Обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий.
- Соблюдать последовательность при количественном и порядковом счете.
- Понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема.
- Читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
- Принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности.
- Действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией.
- Проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности.
- Участвовать в парной работе с математическим материалом, выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
- Характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку.
- Различать и использовать математические знаки.
- Строить предложения относительно заданного набора объектов.
Воспитательные:
- Оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- Характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углубить свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читает, записывает, упорядочивает числа от 0 до 20.
- Пересчитывает различные объекты, устанавливает порядковый номер объекта.
- Выполняет арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток.
- Называет и различает компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность).
- Решает текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделяет условие и требование (вопрос).
- Распознает геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник.
- Распознает верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов.
Личностные:
- Оценивает практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
- Характеризует свои успехи в изучении математики, стремиться углубить свои математические знания и умения, намечает пути устранения трудностей.
Метапредметные:
Познавательные:
- Обнаруживает общее и различное в записи арифметических действий.
- Соблюдает последовательность при количественном и порядковом счете.
- Понимает, что математические явления могут быть представлены с помощью различных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема.
- Читает таблицу, извлекает информацию, представленную в табличной форме.
Регулятивные:
- Принимает учебную задачу, удерживает её в процессе деятельности.
- Действует в соответствии с предложенным образцом, инструкцией.
- Проявляет интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности.
- Участвует в парной работе с математическим материалом, выполняет правила совместной деятельности: договаривается, считается с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешает конфликты.
Коммуникативные:
- Характеризует (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку.
- Различает и использует математические знаки.
- Строит предложения относительно заданного набора объектов.
Оборудование: учебник; презентация; карточки.
Образовательные ресурсы: Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.] – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – С.32: ил. – (Школа России).
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности.
1.3. Эмоциональный настрой.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Устный счёт игра «Фокусник».
2.2. Работа с геометрическими фигурами.
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование задач урока.
4.2. Формулирование цели урока.
4.2. Формулирование темы урока.
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1. Работа с составом чисел 8,9.
ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА.
5.2. Решение примеров №1.
ФИЗМИНУТКА.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7 мин.)
6.1. Проговаривание решения выражений.
6.2. Решения задач.
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов.
9.2. Самооценка «Лесенка успеха».
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Николаевна, сегодня урок математики проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности. - Проверьте готовность к уроку. - Присаживайтесь на свои места. 1.3. Эмоциональный настрой. -Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, улыбнитесь от всей души! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Фронтальная Фронтальная | Л.1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Устный счёт игра «Фокусник». - Ребята, наш урок мы начнём с игры под названием «Фокусник». У меня в мешочке лежат карточки. На каждой карточке написаны числа. Ваша задача достать одну карточку и назвать состав числа. Если какое-то число повторяется, вы должны назвать другой вариант состава числа. Остальные ребята будут показывать с помощью карандашей (зеленый правильно, красный неправильно) правильно ли назван состав числа. - Давайте попробуем вместе. (5=1+4.) - Если вам что-то непонятно, поднимите руку. -Молодцы! 2.2. Работа с геометрическими фигурами. - Ребята, посмотрите на доску. Что изображено? Сколько на рисунках треугольников? Покажите их. | Отвечают на вопросы Заполняют схему Ученик назвавший правильный ответ (8,3,6) выходит к доске и обводит треугольники. Класс считает в слух. | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | К.2 Л.1 П.1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | + =7 - Ребята, посмотрите на доску. Попробуйте подобрать числа так, чтобы первое слагаемое было больше второго. Что у вас получилось? У кого по-другому? -Давайте, попробуем составить два примера на вычитание. -Что у вас получилось? (записываю на доске) Объясните, как вы составили эти примеры. | Учащиеся говорят примеры. Объясняют. | Фронтальная | ПР.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока. -Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? 4.2. Формулирование цели урока. – Какую цель мы с вами поставим перед собой? 4.3. Формулирование задач урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? -Проверим ваши предположения в учебнике на странице 32. …, прочитай, пожалуйста, задачи урока. | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 П.1 К.1 К.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с составом чисел 8,9. - Ребята, на страничке 32 найдите зеленую таблицу. Пользуясь ею, расскажите, как найти результат в записанных рядом равенствах. -Какие числа пропущены в красной таблице? Как найти результат в примерах, записанных рядом? -Вы правы. ПАЛЬЧИКОВАЯ РАЗМИНКА Раз, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять- В домик спрятались опять. 5.2. Решение примеров №1. -Давайте решим примеры номера 1. Отройте пожалуйста тетради. Отступите 4 клетки вниз, подпишите сегодняшнее число 8 февраля, классная работа. Отступите 1 клетку вниз №1. Между столбцами 3 клетки. Между первым и четвертым 2 клетки. 9-6 6-7 8-6 10-3+2 8-5 7-3 9-8 10-4+3 -Первые три столбика решаем с комментированием. -Кто хочет решить первый пример? -Ребята, а посмотрите на примеры 4 столбика. На сколько увеличивается вычитаемое? На сколько увеличивается слагаемое? ФИЗМИНУТКА Все ребята дружно встали Встать. Выпрямиться. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись. Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки на пояс. Как пружинки мы присели Присесть. И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть. -Отдохнули? За работу! Новое задание ждет нас впереди…. | Рассуждают | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Проговаривание решения выражений. -Посмотрите на слайд, как вы думаете, что мы должны сделать? -Вам нужно прочитать выражение (например, 6 уменьшить на 4) и показать ответ с помощью карточек, которые лежат у вас на столе (показываю карточку) -Прочитай, … пожалуйста следующие выражение. -Покажите ответ. -Молодцы! 6.2. Решение задач. -Послушайте и скажите, это задача или нет? - Поставьте вопрос к условию задачи. - Теперь это задача? - О чём эта задача? - А вы любите сказки? - Чему учат нас сказки? - Что нам известно про первую книгу? - А про вторую? - Что значит на 2 меньше? - Каким действием решим задачу? Какое слово помогает выбрать действие? -Кто хочет выйти к доске записать решение задачи и ответ? 6 -2= 4 ( ск. ) Сколько сказок во второй книге? Ответ: 4 сказки. -Молодцы! - Послушайте вторую задачу. Каким действием решим эту задачу? Почему? - Кто хочет выйти к доске записать решение задачи и ответ? 6 + 4 = 10 (ск.) Сколько всего сказок в двух книгах? Ответ: 10 сказок. | 8 уменьшить на 4 5 уменьшить на 4 7 уменьшить на 4 10 уменьшить на 4 9 уменьшить на 4 4 уменьшить на 4 7 увеличить на 2 5 увеличить на 2 8 увеличить на 2 6 увеличить на 2 0 увеличить на 2 -Это не задача, потому что нет вопроса. -Сколько сказок во второй книге? -Да. -О книгах со сказками. -Да. - Добру, отзывчивости, дружбе, в сказках всегда побеждает добро. Добрым героям все помогают. - В первой книге и во второй книге. - В ней 6 сказок. - На 2 сказки меньше. - Значит столько же, но без 2. - На … меньше. -Сложением. - Надо узнать, сколько всего сказок в двух книгах. | Фронтальная Фронтальная | ПР.1 ПР.2 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | -Ребята посмотрите на номер 4. Давайте, решим задачи по вариантам. Первый вариант решает первую задачу. Второй вариант вторую. Работать вы будете самостоятельно. -Вы справились? -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте задачи по эталону. Если все правильно поставьте плюс. Задача 1 варианта: 7 + 3 = 10 (т.) Ответ: 10 тетрадей. Задача 2 варианта: 6 - 2 = 4 (м.) Ответ: 4 матрёшки. -Поднимите руку те, кто правильно решил задачу. -Почему в первой задаче вы использовали вычитание? -Почему во второй задаче вы использовали сложение? -Молодцы! | -Решить задачи. Самостоятельно решают задачи. Проверяют задачи. | Индивидуальная Взаимопроверка Фронтальная | ПР.3 ПР.4 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -На парте лежат у вас карточки. Заполните пропуски. Работать вы будете в парах. 8 – 5 = □ 9 – 3 = □ 8 – 2 = □ 9 - □ = 1 -Первая пара, что у вас получилось в первом примере? -Вторая пара.. -Молодцы! | 8-5=3 8-2=6 9-3=6 9-8=1 | Парная Фронтальная
| ПР.4 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель мы ставили перед собой? -Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке? -Что нужно знать, чтобы выполнить вычитание из чисел 8,9? -Задачи какого вида мы решали? 9.2. Самооценка «Лесенка успеха». -Ребята, у каждого из вас на парте карточки. Приготовьте карандаш или ручку. Выберите, на какой ступеньке каждый из вас находится. -Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы Проводят самооценку | Фронтальная | Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 Р.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
Конспект урока математики на тему "Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. Случай вида: 58-47."
Закреплять умения учащихся решать примеры и задачи в пределах 100....
Конспект урока по математике на тему: «Вычитание вида 52-24»
Конспект урока по математике на тему:«Вычитание вида 52-24»...
Конспект урока математики по теме:"Вычитание вида 52-24"
Конспект урока...
Конспект урока математики по теме «Вычитание чисел с переходом через десяток. Повторение».3 спец. (кор.) класс VIII вида
Урок разработан для учащихся 3 специального (коррекционного) класса VIII вида....
Конспект урока по математике с презентацией. 2 класс. Тема: "Вычитание вида 52-24"
Конспект урока по математике с презентацией. 2 класс. Тема: "Вычитание вида 52-24"...