Конспект урока по математике "Килограмм"
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Цель: Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Учебные: познакомить с правилами сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
  • Развивающие: познакомить с новой величиной- массой и единицей её измерения – килограммом; создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
  • Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kilogramm.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике  

Тема: «Килограмм»

Цель:         Помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Учебные: познакомить с правилами сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
  • Развивающие: познакомить с новой величиной- массой и единицей её измерения – килограммом; создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
  • Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.

Планируемые результаты:        

  • Личностные: формирование и развитие коммуникативных умений, умения работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
  • Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, составлять план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
  • Предметные: сформировать умение взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать пре, располагая их порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на  определение массы  предметов  на основе задач изученных видов.

1. Организационный момент

1,2,3.4,5 – прозвенел звонок опять.

Перемена пролетела.

Снова нам пора за дело!

– Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните.  Выдохните волнение и усталость. неуверенность и страх совершить ошибку. надеюсь, вы настроились на отличную работу. Сегодня на уроке вам понадобится  внимание, умение думать и работать дружно. Садитесь.

2. Актуализация знаний

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления)

- Кто такой исследователь?  (Человек, который занимается исследованием)

- Сегодня, мы с вами – исследователи.

- Прежде чем приступить к новой теме урока, давайте с вами проведём мозговую разминку.

-Устный счет мы проведем в форме игры «Молчанка»

Игра «Молчанка»

- Первое слагаемое 5, второе 4. Чему равно значение суммы?

-Покажите  число, которое на 1 меньше 7.

- Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7. Какое число я задумала?

- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6. Чему равно значение разности?

- На сколько 7 меньше 9?

-Первое слагаемое 2, второе 3. Чему равно значение суммы?

Задачи

А) Вчера температура воздуха на улице была 8 градусов, а сегодня на 2 градуса теплее. Какая температура воздуха сегодня?

- Чем измеряли температуру?

Б) Длина ручки 8 см, а длина ластика 2см. На сколько см ручка длиннее ластика?

-Чем измеряли длину ручки и ластика?

В) Мама собрала 8 стаканов ягод, а дочь – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод собрала дочь?

- Чем измеряли количество ягод?

- Молодцы! Справились со всеми заданиями.

3.Постановка учебной проблемы.

На столе появляются две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?

-Чем они отличаются друг от друга? (На первый взгляд, это совершенно одинаковые картонные коробки. У них одинаковый размер и сделаны они из одного и того же материала – картона.)

-На самом деле, это совершенно разные коробки, посмотрите на следующее изображение.

-Что вы видите? (Коробка слева очень лёгкая и мужчина несёт её совершенно спокойно. А вот коробка справа очень тяжёлая и чтобы её поднять, мужчина прилагает усилия.)

-Мы можем сказать, что левая коробка легче правой коробки. А правая коробка, тяжелее левой коробки.

-Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса.

-Вместо слов «предмет легче», в математике говорят «масса предмета меньше».

-Вместо слов «предмет тяжелее», в математике говорят «масса предмета больше».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Как вы думаете какие цели мы поставим перед собой? Что мы должны узнать и сделать на уроке?

4.Открытие нового знания.

- Возьмите в одну руку учебник, а в другую – тетрадь. –Что вы можете сказать?

- Сравните, что легче линейка или тетрадь?

-Ребята, что мы сейчас сравнивали?

-Вес предметов иначе называют массой.

- Возьмите 2 учебника математики и сравните их массы.

- Кто знает, каким прибором измеряют массу предметов?

-Ребята весы – это прибор, с помощью которого определяют массу предметов.

-Где вы встречались с весами?

-Весы бывают разными. ( на слайде)

-Ребята, обратите внимание на слайды

-Что значит уравновешенные весы? (Это весы, у которых чашечки с двух сторон находятся на одном уровне, а предметы, которые лежат на этих чашечках, имеют одинаковую массу. На рисунке уравновешенные весы находятся посередине.

-Если масса предмета больше, то чашечка весов опускается ниже, как на рисунке.

-На первой картинке масса, какого предмета больше? (Больше масса яблока, так как чашечка опустилась вниз.)

-Посмотрите на третье  изображение. Масса, какого предмета меньше? (Меньше масса яблока, так как чашечка с яблоком поднялась вверх.)

Очень часто нам нужно узнать не только какой предмет имеет массу больше или меньше, но и узнать его точную массу, измерить её.

- Раньше люди пользовались различными мерками, например: камнями, яблоками. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.

-В записи используют сокращённую форму, например 1 килограмм, 2 килограмма, 4 килограмма: 1 кг, 2 кг, 4 кг.

5.Первичное закрепление

-Для работы с некоторыми видами весов нужны гири.

-У каждой гири свой вес.( на слайде)

-Откройте учебник на стр. 36

-Рассмотрите верхний рисунок. В каком положении находятся чашечки  весов?

- Прочитайте задание № 1 (письменно)

-Что вы видите на картинке?

-Что опустилось ниже: гиря или арбуз?

1) Что легче: арбуз или гиря? Почему?

2) Узнайте массу пакета с мукой.

-Как нашли массу пакета с мукой?

-Запишем это выражение в тетрадь (5кг-2кг=3кг)

3) Как мы можем с помощью гирь в 1кг, 2кг, 5кг взвесить 3кг?

- Как можно записать это высказывание с помощью выражения?  (3кг=2кг+1кг, 7кг=2кг+5кг, 4кг+1кг=5кг)

-  А 7кг?

- Как записать с помощью выражения?

- 4кг?

- Как записать с помощью выражения?

- Прочитайте задание №2 (устно)

Сравните две иллюстрации.

-Чем они похожи и чем отличаются? (На первом рисунке на одной чаще весов одна дыня, а на другой один арбуз. На втором рисунку на одной чаще весов две дыни, а на другой арбуз и гиря.)

-Известно, что дыня весит 3 кг, а арбуз 5кг.  Как привести весы в равновесие?

6.Физкультминутка

Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

•        весы находятся в равновесии;

•        левая чаша весов опустилась;

•        правая чаша весов опустилась;

•        весы находятся в равновесии;

•        масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

•        весы находятся в равновесии;

•        груз на левой чаше легче;

•        весы находятся в равновесии.

7.Закрепление изученного материла

-Посмотрите внимательно: на левой чаше весов лежит тыква, а на правой чаше весов стоят гири массой 5 килограммов и 2 килограмма. При этом весы уравновешены.

-Что мы можем сказать о массе тыквы? (Масса тыквы составляет семь килограммов, так как пять да два – это семь.)

-Для того чтобы измерить массу предметов с помощью гирь, нам нужно уравновесить весы.

-Как уравновесить весы, если масса арбуза на 2 кг больше массы тыквы? (На весы рядом с дыней нужно поставить гирю массой 2 килограмма и тогда весы станут уравновешенными.)

-  Поработайте в парах.

-Давайте исследуем весовой товар.   Если товар весовой , выберите  и подчеркните товар.

- Ананас   3кг,  линейка15 см,  мука10кг,  1 пачка чая ,  2 коробки с машинками,  4 пакета сока, тыква 7кг,  арбуз 5 кг.

-     Сделайте взаимопроверку. Кто правильно выбрал товар? Кто допустил ошибку? Кому нужна тренировка? (Дети осуществляют самопроверку по образцу).

Задачи на смекалку:

1) Индюк весит 10 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

2) В одном ящике лежало 8 кг муки, а в другом – 8 кг гвоздей. Какой ящик тяжелее?

8.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке? Что мы исследовали?

- Что вас особенно заинтересовало?

-  Что бы ещё хотелось выполнить?

-  Назовите единицу массы?

-  Где вам пригодилась эта величина?

- Что вы можете дома взвесить?

9.Домашняя работа

Стр. 37, упр. 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...