Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Решение и моделирование уравнений"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок для контроля и оценки уровня знания правила решения уравнений, умения применять правила и моделировать отношение между компонентами при решении уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_matematike_4_kl_nikiforova_n.n_7_shkola.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока математики.
Школа: МОБУ СОШ №7
Предмет: Математика
Класс: 4
Учитель: Никифорова Надежда Николаевна
Тема: Решение и моделирование уравнений.
Методическая цель урока: Контроль и оценка уровня усвоения учебного материала.
Цель учителя: Через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить уровень овладения известным способом действия при решении и моделировании уравнений и понимать границу его применения.
Образовательная цель урока: Создать условия для контроля и оценки уровня знания правила решения уравнений, умения применять правила и моделировать отношение между компонентами при решении уравнений.
Развивающие:
- формировать умение классифицировать уравнения по уровню сложности;
- уметь применять имеющиеся знания;
- развивать умение анализировать свои действия, делать выводы,
- осуществлять контроль и самоконтроль;
- учить адекватно оценивать свою работу;
- уметь планировать свои действия и комментировать их;
Воспитательные:
- умение строить эффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; умение слушать, выражать свои мысли; участие в коллективном обсуждении учебной задачи.
Форма работы: Фронтальная.
Ресурсы: Электронная презентация;
Маршрутный лист;
Лист самооценки;
Учебник 4 кл 1 ч Горбов С.Ф, Давыдов В.В.
Планируемые результаты:
-Знать правила решения сложных уравнений и уметь пользоваться ими при решении уравнений и задач.
-знать алгоритм решения сложных уравнений
- уметь устанавливать взаимосвязь и зависимость между величинами (компонентами)
Формирование УУД:
Личностные: использовать усвоенные приёмы работы для решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий,
Осознать необходимость самосовершенствования, положительного отношения к процессу познания, применять правила сотрудничества
Регулятивные: планировать и принимать учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, воспринимать различные точки зрения, сотрудничать с учащимися и
учителем, выражать свою точку зрения.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, обсуждать проблемные вопросы, сформировать умения при решении уравнений работать со схемой
Этап урока | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность педагога. | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции. | Критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||||||||||||
#1055;сихологический настрой на урок. | Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: личностные (вызвать интерес и готовность к учебной деятельности) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися) | - Поздороваемся с гостями. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Постарайтесь работать быстро, внимательно, точно! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация познавательной деятельности. Вывод по 2 этапу: 3. Решение и моделирование уравнений Вывод по 3 этапу 4. Оцени себя Итог урока. Рефлексия. | Цель: организовать актуализацию знаний и умений при решении уравнений УУД: регулятивные (целеполагание, планирование) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, логическое построение цепи рассуждений, доказательств). Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс УУД: личностные: действие смыслообразования, установление связи между целью и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: постановка и формулирование проблемы, формировать умение на основе анализа делать выводы. Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУД: коммуникативные;личностные (достигнуть положительных результатов) Регулятивные: оценивать и корректировать свои действия Цель: способствовать формированию рефлексии. | – Ребята! Над какой проблемой мы работали на предыдущих уроках математики?
План нашего урока: 1 этап - Актуализация познавательной деятельности Основная задача: проверка знаний и умений по решению уравнений 2 этап - Решение уравнений. Основная задача: решить представленные уравнения, определить свои возможности и выполнить задания по уровням (по выбору) 3 этап - Оцени себя. Основная задача: показать умения оценивать свою работу Цель работы:
Перед вами лежат маршрутные листочки, будете работать на этих листочках. - Что такое уравнение? - А что значит решить уравнения? Задание № 1. Прочитай и определи вид уравнения . Ответ впиши в таблицу - Что является главным условием для чёткого определения зависимости отношений между компонентами? Задание № 2. Соствить схемы по видам уравнения - При решении уравнений, на что надо обратить внимание? Задание №3. Покажи взаимосвязь величин в зависимости от математического действия - Ребята, помните, при решении сложного уравнения очень важен порядок действий, определение главной операции, а также компоненты Слайд:
- Выскажите предположение, какое этих уравнений самое простое? - Почему? - Какое следующее по уровню сложности? - Почему? - Какое самое сложное? - Почему? - А теперь решите уравнения.
ПОСЛЕ РЕШЕНИЯ ДЕТЬМИ УРАВНЕНИЙ, ПРЕДЛАГАЮ ПРОВЕРИТЬ У ДОСКИ - Решите уравнение первой сложности - Решите уравнение второй сложности - Решите уравнение третьей сложности Дана схема. По схеме составить уравнение и решить. Задание № 1. Поставь задачу для себя: Доволен ли ты своим результатом? К чему тебе нужно стремиться? Что необходимо совершенствовать и отработать? Задание № 2. Отметь знаком «+» и «-» свой результат на маршрутном листе. Задания № 3. Обозначь свои знания и умения на ступеньке и определи свой уровень - Какую учебную задачу ставили? - Всем ли было легко? - Значит надо ещё потренироваться? - Над какой же проблемой будем работать на следующем уроке?
| В ходе предыдущих уроков мы научились:
-Равенство, в котором есть неизвестное число, называется уравнением. -Решить уравнения – это значит найти неизвестное число, при котором равенство будет верным
- построят схемы каждому уравнению. - в зависимости от неизвестного компонента существуют правила их нахождения Чтобы найти слагаемое , нужно ________ Чтобы найти вычитаемое, нужно ________ Чтобы найти уменьшаемое,нужно ______ Чтобы найти множитель, нужно ________ Чтобы найти делимое, нужно___________ Чтобы найти делитель, нужно ________ Вывод:
Мы выяснили, что процесс решения сложных уравнений состоит из 7 этапов. Каждый из этих этапов состоит из нескольких шагов. 1. (у:30+60)-80=40 2. У+150= 200х2-38х2 3. Х*70=490 4. (Одновременно с объяснением идёт решение уравнений) 1. Х*70=490 Уравнение простое, потому что содержит одно действие. Х=490:70 Величины связаны отношением кратности. Неизвестен первый множитель, поэтому произведение делим на второй множитель. Х= 7 ------------------- Х*70=490 проверяем 490=490 #1059;+150=200х2–38х2 Это усложненное уравнение. Надо упростить в правой части уравнения. Решаем.правую часть уравнения. У+150=332 Получили простое уравнение. У=332-150 Отношение целого и части. Неизвестное слагаемое находим вычитанием У=2 У=182 182+150=332 Проверяем 332=332
действие (вычитание), отмечаем целое и части. Неизвестно целое. (у : 30 + 60) = 80 + 40 у : 30 + 60 = 120 Находим целое (к части прибавляем часть). Опять находим последнее действие (сложение). у : 30 = 120-60 Неизвестна часть. Находим: из целого вычитаем часть у:30=60 Получили простое уравнение, в котором отношение кратности. у=60х20 Неизвестно делимое. Частное умножаем на делитель. (120:30+60)-80=40 Проверяем 40=40 Составляют сложное уравнение по схеме Вывод:
Самооценка детей |
-Знаю, что такое уравнение; Умею определять виды уравнений - простые -усложнённые -сложные -сложные усложнённые - Умею переводить математическое выражение на язык графики (в схему в отрезках) - Умею показать на схеме зависимость отношений между компонентами - Знаю название компонентов математических действий - Знаю зависимость между компонентами и могу выразить через формулу - Умею находить неизвестный компонент, применяя правило -Знаю алгоритм решения сложных уравнений - умею классифицировать уравнения по уровню сложности - знаю названия компонентов - знаю правило нахождения неизвестного множителя -умею решать уравнение данного вида - знаю названия компонентов - знаю порядок действий - умею сократить правую часть - знаю правило нахождения неизвестного компонента -умею решать уравнения данного вида -знаю названия компонентов - знаю порядок действий - знаю правило нахождения неизвестного компонента -умею решать простые уравнения - могу составить уравнение по схеме -Умею оценивать свои знания и умения -Умею ставить для себя познавательные задачи -Стремлюсь к развитию своих способностей |
Приложение 1
Маршрутный лист
1 этап
Прочитать и определить вид уравнения
Уравнения | Ответы |
| |
| |
| |
|
Составить схемы по видам уравнения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Покажи взаимосвязь величин в зависимости от математического действия
Чтобы найти слагаемое , нужно ________________________________________________________________________
Чтобы найти вычитаемое, нужно ____________________________________________________________________
Чтобы найти уменьшаемое, нужно _______________________________________________________________________
Чтобы найти множитель, нужно _______________________________________________________________________
Чтобы найти делимое, нужно___________________________________________________________________________
Чтобы найти делитель, нужно ____________________________________________________________________________
2 этап. Решение уравнений
Приложение 2
Лист самооценки
|
|
|
| ОТЛИЧНО |
|
|
ХОРОШО | Задание выполнил полностью и без ошибок | |
|
|
НЕ СОВСЕМ ХОРОШО | Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомне-ваюсь в правиль-ности решения |
|
|
СЛАБО | Задание выполнил не полностью, наверное есть ошибки, не уверен |
|
|
ПЛОХО | Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать |
|
|
|
Ничего не выполнил. Не знаю как делать. |
| |||
Алгоритм решения сложных уравнений.
|
#1054;пределяем порядок действий. Разбиваем выражение на части. |
2. . Определяем неизвестное по последнему действию. |
3. Моделируем отношения между величинами ( компонентами) |
4. Подчёркиваем целое, части. (Смотрим, что надо найти – целое или части) |
5. Решаем как простое уравнение. |
6. Записываем ответ. |
7. Контроль |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"
Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....
Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....
разработка урока математики 4 класс по теме "Решение составных уравнений".
Урок составлен по УМК "Перспектива" ( автор Л.Г. Петерсон). Построен в системно-деятельностной технологии....
Урок математики 2 класс по теме "Решение уравнений"
Урок математики во 2 классе по теме "Решение уравнений способом подбора". Школа России....
Методическая разработка урока математики 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" по теме "Прямоугольник. Квадрат."
Создать условия для знакомства с определениями "прямоугольник", "квадрат", способствовать развитию умения находить прямоугольники и квадраты среди четырехугольников, способствовать...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»
Методическая разработка урока математики на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...