Диагностическая работа по определению математической грамотности младшего школьника (2 класс)
методическая разработка по математике (2 класс)
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Для этого необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.
Учащимся были предложены задания в соответствии с возрастным уровнем сложности, которые проверяют умения: чтение, анализ и извлечение информации о числовых данных, представленных в виде таблиц, схем, графиков; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; выполнять действия с различными единицами измерения; выполнять вычислительные операции; пространственное воображение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по определению математической грамотности младшего школьника (2 класс)
Задание №1.
Перед самым Новым годом Маша отпросилась у родителей в кафе с Леной. Там сейчас так красиво!
Маша решила купить себе горячий шоколад и йогуртовый десерт. Лена заказала чай облепиховый и овсяное печенье. Хватит ли Маше денег для оплаты своего заказа?
У Маши было:
У Лены:
Напитки | Стоимость |
Горячий шоколад | 155 р |
Какао | 135 р |
Облепиховый чай | 115 р |
Смородиновый чай | 120 р |
Десерт | Стоимость |
Йогуртовый десерт | 55 р |
Ванильный десерт | 50 р |
Овсяное печенье | 45 р |
Кокосовое печенье | 60 р |
Ответ: ____________
Хватит ли всех денег девочек для оплаты общего заказа?
Ответ: ____________
Задание №2
«Соедини линиями числовые выражения с их словесными формулировками».
Разность чисел сорока и пяти уменьшить на восемь | 40-5 |
Уменьшаемое сорок, вычитаемое пять | 8+(40-5) |
Сумма чисел сорока и пяти | (40+5)-8 |
К восьми прибавить сумму чисел сорока и пяти | (40-5)-8 |
Сумму чисел сорока и пяти уменьшить на восемь | 8+(40+5) |
К восьми прибавить разность чисел сорока и пяти | 40+5 |
Задание №3
Составь пары «величина – то, что измеряется этой величиной». Выбери верный вариант ответа.
1.Килограмм | А. Объем банки компота |
2. Литр | Б. Масса слона |
3. Тонна | В. Мешок картофеля |
- 1-Б, 2-А, 3-В
- 1-А, 2-В, 3-Б
- 1-В, 2-А, 3-Б.
Задание №4
Вот третья карточка для Маши. Помоги девочке определить время по часам.
Какое время показывают часы? Запиши ответ.
Ответ:
Первые часы: ______ч________мин
Вторые часы: ______ч________мин
Задание №5
Мама Маши в субботу проснулась, когда часы показывали:
Папа проснулся, когда часы показывали:
Кто проснулся раньше, папа или мама? Насколько раньше?
Ответ:________________________________________________.
Задание №6
Мама и папа решили начать подготовку к Новому году. Мама купила каждому члену семьи по два подарка (себе не покупала). Сколько подарков купила мама, если их семья состоит из бабушки, дедушки, папы и дочки Маши?
Ответ: ________ подарков купила мама.
Папа купил маме три подарка. Сколько всего подарков на Новый год будет лежать под елкой для всей семьи?
Ответ:_________ подарков на Новый год будет лежать под елкой?
Задание №7
Папа и мама начали покупать новогодние украшения для дома. Посчитайте доход и расход семьи при подготовке к Новому году. На сколько доход семьи превышает расход?
Зарплата мамы – 70 р.
Зарплата папы – 100 р.
Стоимость гирлянд – 30 р.
Стоимость елочных игрушек – 20 р.
Стоимость мишуры – 23 р.
Упаковка подарков – 14 р.
Украшения на окна – 17 р.
Новогодние салфетки – 6 р.
Пенсия дедушки – 50 р.
Пенсия бабушки – 40 р.
Ответ:
Доход семьи:____________р
Расход семьи:________р.
На_______р.
Задание №8
Перед Новым годом бабушка и Маша решили испечь печенье.
Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы.
Вопрос | Ответ |
Сколько Снеговиков испекли бабушка и Маша? | |
Какого печенья они испекли меньше всего? | |
Сколько всего печенья испекли Маша с бабушкой? | |
Насколько больше испеки снежинок, чем елочек? |
Задание №9
Маша нарезала подарочную ленту на кусочки. Все отрезки были разной длины. Разложить ленточки для подарков в порядке их увеличения:
2 см, 1 м, 3 мм, 1 см 2 мм, 1 дм, 11 см, 9 дм.
Ответ:________________________________________________________________________
Задание №10
В воскресенье вся Машина семья поехала в театр на новогодний спектакль.
Маша с родителями поехали по первому пути. Они доехали до театра на трамвае за 45 минут. А бабушка с дедушкой выбрали второй путь. Они сначала доехали до метро на автобусе за 10 минут. Затем пересели на метро, где ехали на 15 минут дольше, чем на автобусе. Какой путь до театра оказался короче?
Ответ:_________________ путь до театра оказался короче?
Анализ диагностики математической грамотности
обучающихся 2- класса «Б» начальной школы за 1 четверть
в 2024-2025 учебном году
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Для этого необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определенные методы.
Учащимся были предложены задания в соответствии с возрастным уровнем сложности, которые проверяют умения: чтение, анализ и извлечение информации о числовых данных, представленных в виде таблиц, схем, графиков; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; выполнять действия с различными единицами измерения; выполнять вычислительные операции; пространственное воображение.
Цель диагностики:
- Выявить уровень сформированности математической грамотности учащихся.
- На основе проведенной диагностики провести коррекцию и определить дальнейшие действия по формированию математической грамотности.
Всего в классе/ писало работу | Проверяемые математические умения | |||||||||
27/25 | Работать с информацией, представленной с помощью текста и рисунка | Чтение и запись чисел: устанавливать соответствие между словесной и цифровой записью числа | Формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины; практическое умение считать непрерывные величины (жидкие, сыпучие, протяженные) | Работать с информацией, представленной с помощью рисунка; | Вычитать именованные числа; работать с информацией, представленной с помощью текста и рисунка | Решение текстовой задачи в 2 действия | Выбирать арифметическое действие для получения верного равенства при сложении-вычитании чисел; углубить и расширить представления детей о жизни | Задание на воспроизведение и применение знаний: чтение простой диаграммы, находить с её помощью ответ на вопрос и сравнивать величины; | Устанавливать правило-закономерность | Задание на решение многошаговых задач: умение выделять и запоминать все условия учебной задачи |
Степень обученности (СОУ) | 65,12% | 85,12% | 61,76% | 45,68% | 46,12% | 61,28% | 63,04% | 74,08% | 100% | 59,68% |
Выводы:
Возможные трудности у обучающихся при выполнении задания:
Задание №1
- Планирование хода рассуждения; применение знаний в жизненной ситуации.
Задание №3
- Применение знаний в нестандартной ситуации;
- формирование умений выделять, сравнивать и измерять различные величины.
Задание №4
- Отсутствие у учащихся опыта пользования часами с циферблатом.
Задание №5
- Отсутствие опыта представления циферблата и умения им пользоваться;
- отсутствие вычислительного навыка, который не дает возможности учащимся определять время по часам.
Задание №6
- Планирования хода рассуждения.
Задание №7
- Недостаточное умение определять компоненты необходимых арифметических действий.
Задание №10
- Планирования хода рассуждения; недостаточное умение видеть в задаче данные числа и искомое число.
Рекомендации:
- Формирование математической грамотности младших школьников на уроках математики можно начать с решения нестандартных задач. Необходимо научить детей размышлять. Педагогу необходимо научить обучающихся представлять ситуацию, описанную в задаче, моделировать ее при помощи рисунка, отрезков, чертежа. Для формирования информационной грамотности необходимо использовать задачи, предоставляющие информацию в таблицах и диаграммах.
Учащийся должен, при помощи педагога, научиться решать задачу разными способами, искать нестандартные пути решения задач. Порой бывает удивителен ход мысли ребенка, находящего новый путь решения, который приводит к верному ответу. Необходимо позволить детям мыслить, подходить к решению творчески, не ограничивать их рамками стандартного мышления.
- Положительный эффект оказывает использование на уроках логических задач. При этом, решение таких задач требует анализа условия задачи и построения логической цепочки рассуждений. Очень полезны задачи с геометрическим содержанием.
- Для лучшего усвоения материала и формирования математической грамотности, на уроках необходимо моделировать жизненные ситуации, применять игровые моменты. Можно давать детям задания, которые требуют от учащихся сформулировать свою точку зрения и ее обосновать.
Таким образом, дети повышают свою математическую грамотность, развивают образное мышление, применяют собственные знания для решения задач в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа по теме «Математическая грамотность младшего школьника: особенности организации процесса обучения»
Комплексная (интегрированная) контрольная работа для учащихся 4 класса по предмету математика...
Входная диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 4 классов
Данная работа поможет проверить уровень сформированности математической грамотности у обучающихся 4 классов на начало учебного года...
Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности для обучающихся 4- х классов
Диагностическая работа по определению естественнонаучной грамотности для обучающихся 4- х классов...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...
Диагностическая работа по определению математической грамотности младшего школьника (2 класс)
Математическая грамотность младшего школьника, 2 класс...
Диагностическая работа по определению читательской грамотности для обучающихся по адаптированной программе ФГОС НОО (ОВЗ) 2-х классов и спецификация
Диагностическая работа по определению читательской грамотности для обучающихся по адаптированной программе ФГОС НОО (ОВЗ) 2-х классов и спецификация ...
Мастер - класс "Математическая грамотность младшего школьника ,как компонент функциональной грамотности"
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности...